Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается

Бюджетный учет, N 3, 2011

С.В.Сивец, начальник отдела методологии
бюджетного учета и бюджетной отчетности
Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России

Рассмотрим часть вопросов, которые возникают у казенных, бюджетных, автономных учреждений и финансовых органов при переходе на новые положения Единого плана счетов в 2011 году и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее — Инструкция N 157н).

На сегодняшний день все приказы Минфина России, регулирующие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в государственном секторе, о которых шла речь в предыдущей статье (см. «Бюджетный учет» N 1/2011, стр.8), уже прошли государственную регистрацию в Минюсте России и вступили в силу.

Нормативно-правовое регулирование

Когда и кому следует переходить на единый план счетов?

Согласно пункту 3 Инструкции N 157н Единый план счетов применяется с 1 января 2011 года:

— органами государственной власти (государственными органами);

— органами местного самоуправления;

— органами управления государственными внебюджетными фондами;

— государственными академиями наук и созданными ими учреждениями;

— государственными (муниципальными) учреждениями

— в отношении которых до 1 января 2011 года принято решение о преобразовании в казенные учреждения, либо в соответствии с перечнем учреждений, предусмотренным статьей 31 Закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (далее — Закон N 83-ФЗ), либо в рамках реализации положений указанного закона (например, в случае, когда отсутствует переходный период — Республика Татарстан, Краснодарский край, Калужская область, Оренбургская область и т.д.) — казенными учреждениями;

— автономными учреждениями вне зависимости от того, получает автономное учреждение из бюджета своего учредителя (публично-правового образования) субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания или ее размер равен нулю.

Обратите внимание: с 1 января 2011 года согласно положениям Закона N 83-ФЗ для автономных учреждений обязательным условием ведения хозяйственной деятельности является доведение государственного (муниципального) задания, а следовательно, и расчет субсидии;

— автономными учреждениями вне зависимости от того, применяет автономное учреждение упрощенную систему налогообложения либо использует общий режим.

Автономные учреждения, исчисляющие налоги по специальному упрощенному режиму, обязаны вести обычный бухгалтерский учет, и, следовательно, по состоянию на 1 января 2011 года им, как и всем остальным автономным учреждениям, необходимо на соответствующих счетах Единого плана счетов отразить полную информацию о наличии у них на праве оперативного управления государственного (муниципального) имущества (в разрезе групп имущества (см. «Бюджетный учет» N 1/2011) с обязательным обособлением недвижимого и движимого особо ценного имущества), а также всех расчетов с дебиторами, кредиторами:

— по доходам — в разрезе видов доходов, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на 2011 год, утвержденного с учетом положений, предусмотренных законодательством (План ФХД) (до 1 января 2011 года — счет 62, с 2011 года — счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам«);

— по расходам — в разрезе видов расходов, предусмотренных Планом ФХД на 2011 год (обособленно по расчетам с поставщиками (до 1 января 2011 года — счет 60, с 1 января 2011 года — счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам«), по расчетам с подотчетными лицами (до 1 января 2011 года — счет 71, с 1 января 2011 года — счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами«), по расчетам по переплатам в бюджет (до 1 января 2011 года — счета 68, 69, с 1 января 2011 года — счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты«) и т.д.;

— бюджетными учреждениями, в отношении которых до 1 января 2011 года в рамках реализации положений Закона N 83-ФЗ не принято решение о доведении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (Госзадание). Такие учреждения в январе 2011 года осуществляют свою деятельность, как ранее в 2010 году;

— бюджетными учреждениями, получающими с 1 января 2011 года субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания.

Нужен ли приказ (распоряжение) по учреждению на переход в 2011 году на новый план счетов?

Если обратиться к Инструкции N 157н (абз.5 п.3), то информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах) отражается на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

Вместе с тем согласно пункту 6 Инструкции N 157н Рабочий план счетов утверждается приказом (распоряжением) органа власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, государственной академией наук, государственным (муниципальным) учреждением.

Утверждение Рабочего плана счетов

Согласно положениям Закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) приказы, определяющие (устанавливающие) порядок организации и ведения бухгалтерского учета учреждения (учетную политику), утверждаются руководителем учреждения по представлению главного бухгалтера (в случае передачи ведения учета централизованной бухгалтерии — уполномоченным лицом от централизованной бухгалтерии).

Таким образом, главному бухгалтеру (централизованной бухгалтерии) необходимо подготовить проект приказа (распоряжения) по утверждению Рабочего плана счетов, применяемого с 2011 года, и предоставить его на утверждение руководителю. При подготовке такого приказа следует учесть ряд важных моментов.

1. Рабочий план счетов у разных типов учреждений будет отличаться:

получателям бюджетных средств — казенным или бюджетным учреждениям (органам власти, органам управления государственными фондами, государственными академиями наук (их учреждениями) следует формировать Рабочий план счетов с учетом положений, предусмотренных приказом Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н.

При этом возможно два варианта оформления Рабочего плана счетов.

Первый вариант. Утверждается план счетов с 26 разрядами номера счета. При этом в разрядах с 1 по 17 номера счета согласно пункту 21 Инструкции N 157н и статье 264.1 Бюджетного кодекса отражается код доходов, расходов, источника финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации.

Необходимо отметить, что Указания по применению бюджетной классификации утверждаются на каждый финансовый год приказом Минфина России (на 2011 год — приказ от 28 декабря 2010 года N 190н) (далее — Указания N 190н). Кроме того, для учреждений на соответствующий финансовый год состав администрируемых доходов, источников финансирования дефицита бюджета (согласно закону (решению) о бюджете, актам главных администраторов, бюджетной смете), а также состав расходов и их коды на соответствующий финансовый год могут изменяться.

Следовательно, при любом изменении кодов или их состава приказ по утверждению Рабочего плана счетов, утвержденный в предлагаемом варианте, нужно утверждать ежегодно заново либо вносить в него изменения (а это порой слишком трудоемко), так как придется изменять не один счет, а все счета, содержащие измененные коды.

Второй вариант. Приказ об утверждении Рабочего плана счетов формируется в следующей структуре:

общие положения по утверждению плана счетов (согласно приложениям к данному приказу), по введению его в действие с 1 января 2011 года (требования Инструкций N 157н, 162н, а также Закона N 129-ФЗ), по утверждению требований обеспечения аналитического учета согласно приложению к данному приказу), а также иные положения по организации перехода на Единый план счетов;

Приложение N 1 к приказу (распоряжению) «Структура Рабочего плана счетов», содержащему перечень счетов, имеющих в 1-17 разрядах указание на код: доходов (КДБ) (Приложение N 3 к данному приказу), расходов (КРБ) (Приложение N 4 к приказу), источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) (Приложение N 5 к приказу).

Например: КДБ 0 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»,

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Читать еще:  Счет учета векселей полученных

Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец 2019 — 2020

Классификация синтетических счетов на основании требований нормативных документов

План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат полный перечень счетов, которые используются для ведения бухгалтерского учета.

По наличию субсчетов их можно разделить на 3 группы:

Синтетические счета, входящие в группу

Счета, которые содержат субсчета, обозначенные в плане счетов

08, 10, 19, 41, 50, 55, 58, 69, 73, 75, 76, 79, 90, 91, 98

Счета, которые нужно делить на субсчета по рекомендованному признаку

01, 03, 04, 66, 67, 68, 86, 96, 97

Счета, которые представлены в плане счетов только в синтетическом виде

02, 05, 07, 09, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 45, 44, 45, 46, 51, 52, 57, 59, 60, 62, 63, 70, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 94, 99

У некоторых счетов есть также определенные требования к аналитике, которую они должны содержать. С этой точки зрения счета можно классифицировать следующим образом:

Синтетические счета, входящие в группу

В инструкции к плану счетов есть требования к детализации счета, которые должны быть реализованы с помощью субсчетов

01, 02, 03, 04, 08, 10, 14, 16, 19, 41, 42, 50, 52, 55, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 69, 73, 75, 76, 79, 83, 84, 90, 91, 96, 97, 98

В инструкции к плану счетов есть требования к аналитике счетов, которые могут быть реализованы с помощью других признаков (например, в соответствии с инвентарным и складским учетом, с помощью отдельных складов, заказов, мест возникновения затрат и т.п.), но без использования субсчетов

01, 02, 03, 04, 05, 07, 09, 10, 11, 15, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 41,43, 44, 45, 46, 51, 60, 62, 70, 71, 77, 80, 86

В инструкции нет требований к аналитике

Выделенные в таблице балансовые счета должны быть детализированы не только на уровне субсчетов, но и пообъектно. Например, счет 01 (основные средства) должен содержать информацию о тех объектах, которые находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде. Это можно реализовать на уровне субсчетов. Но при этом еще должна быть аналитика и по инвентарным объектам.

О том, какие еще приложения, кроме рабочего плана счетов, могут потребоваться к учетной политике, читайте в статьях:

Парные счета

Речь идет о тех счетах, которые в отчетности отражаются свернуто: 01 и 02, 04 и 05, 10 и 14, 20, 21, 23 и 14, 43 и 14, 58 и 59.

Если посмотреть на таблицы с классификациями, то можно увидеть, что счета, которые идут вторыми в паре, представлены в плане счетов только в синтетическом виде, хотя в инструкции по применению есть требования к детализации. У этих счетов должны быть такие субсчета, которые позволят дополнить первые счета в паре. Например, если счет 01 детализирован в соответствии с требованиями инструкции, а счет 02 ведется только по инвентарным номерам, то для того, чтобы получить остаточную стоимость по какой-нибудь группе, придется очень потрудиться. А вот если к счету 02 открыть субсчета по аналогии со счетом 01, то необходимую информацию можно получить в любой момент.

Аналогичная ситуация со счетами начисления резервов, которые уменьшают балансовую стоимость запасов и финансовых вложений. Так, счет 14 используется для начисления резерва под снижение стоимости не только материалов, но и НЗП, готовой продукции. Это разные строки баланса. Если при создании субсчетов для счета 14 не учесть этот момент, то при составлении баланса придется собирать эту информацию дополнительно.

Счета 04, 08 и 97

Раздел I «Внеоборотные активы» отчетной формы «Бухгалтерский баланс» требуется заполнять по утвержденным показателям. Среди них есть такие, которые требуют обязательного наличия субсчетов к некоторым синтетическим счетам.

Показатели «Нематериальные активы» и «Результаты исследований и разработок» учитываются на счете 04. Значит, при формировании плана счетов нужно это учитывать, и не только по счету 04, но и по «парному» счету 05.

«Материальные и нематериальные поисковые активы» — отдельные строки баланса. Согласно они ПБУ 24/2011 должны учитываться на отдельных субсчетах к счету 08. Если организация разрабатывает, например, месторождения, то бухгалтерия должна учитывать этот фактор и предусмотреть отдельные субсчета.

«Прочие внеоборотные активы» — активы со сроком обращения более 1 года. Сюда, например, попадают расходы будущих периодов со сроком использования свыше 12 месяцев. Значит, на счете 97 должен быть предусмотрен соответствующий субсчет.

О составе внеоборотных активов читайте в материале «Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете?».

Забалансовые счета

Для того чтобы вести учет ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся у нее, в плане счетов предусмотрены трехзначные забалансовые счета. Записи по забалансовым счетам производятся только в дебет (при поступлении ценностей) или в кредит (при выбытии ценностей).

В инструкции по применению плана счетов содержится аналитика, которую забалансовые счета должны поддерживать. К ним при необходимости можно и нужно открывать субсчета.

Например, к забалансовому счету 001 «Арендованные основные средства» могут быть открыты субсчета «Арендованные основные средства в России» и «Арендованные основные средства за пределами Российской Федерации». По забалансовому счету 001 ведется аналитика по каждому объекту основных средств в оценке, указанной в договорах на аренду.

По забалансовому счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» организации-покупатели отражают ценности, принятые на хранение. Также на этом забалансовом счете покупатель отражает полученные ценности, право собственности на которые к нему еще не перешло, или бракованные ценности, оплату которых покупатель производить не собирается.

Забалансовый счет 002 может применяться также и поставщиками. Например, поставщики учитывают на забалансовом счете 002 товарно-материальные ценности, оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Оценка ценностей, отраженных по забалансовому счету 002, производится в ценах, в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или счетах, платежных требованиях.

Материалы, принятые от заказчика для последующей переработки и не подлежащие оплате, организации-изготовители отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Аналитический учет по забалансовому счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения по ценам, предусмотренным в договорах.

Для учета бланков строгой отчетности используют забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет на забалансовом счете 006 должен обеспечить формирование информации по видам бланков и местам их хранения. При этом установлено, что бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 в условной оценке. Порядок условной оценки, по которой будут учитываться бланки, целесообразно закрепить в учетной политике.

Для отражения полученных обязательств и платежей используется забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Учет на забалансовом счете 008 ведется по каждому полученному обеспечению, при этом денежная оценка производится по стоимости обязательства или стоимости, указанной в договоре.

Пример рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации

Составление рабочего плана счетов подчиняется нескольким правилам. Неиспользуемые счета можно не включать в рабочий план счетов. Имеет значение и количество счетов. Если их будет слишком много, есть вероятность того, что при отражении хозяйственной операции можно неправильно выбрать счет. Если их будет мало, то не будет достигнута необходимая детализация отчетности. Вот почему для каждой организации так важно найти «золотую середину».

Читать еще:  Дата формирования табеля учета рабочего времени

Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.

Ниже представлен план счетов, наиболее часто применяемых в организациях.

План счетов бухгалтерского учета в 2020 году

В 2020 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

Кто обязан применять план счетов

План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ /2008 «Учетная политика организации» (об упрощенной отчетности читайте в статье «Упрощенная бухгалтерская отчетность за 2019 год: что проверят налоговики»).

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП

Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н. Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2020 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Бесплатно скачать полнофункциональную демо-версию «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Структура плана счетов

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Бесплатно заполнить и распечатать бухгалтерский баланс по актуальной форме

Принцип работы с планом счетов

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Таблица ПСБУ 2020 с расшифровкой

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Рабочий План счетов бухгалтерского учета

5.3. Рабочий План счетов бухгалтерского учета

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23 июля 1998г. № 123-ФЗ), при принятии учетной политики организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации гласит: «Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операции (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации».

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит применяемый в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета.

Рабочие планы счетов организации сферы материального производства содержат, как правило, счета из всех разделов типового Плана счетов:

1.Основные средства и другие долгосрочные вложения;

3.Затраты на производство;

4.Готовая продукция, товары и реализация;

7.Финансовые результаты и использование прибыли;

8.Капитал и резервы;

9.Кредиты и финансирование;

В рабочие планы счетов организации в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности и производственной структуры включают определенные типы специфических счетов.

В 000 «Олегро-Ф» используют в обязательном порядке счета по учету затрат на производство и реализации готовой продукции, предназначенные для обобщения информации:

— о затратах основного производства, продукция которого явилась целью создания предприятия — счет 20 «Основное производство»

— о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства — счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

— о расходах по обслуживанию основного и вспомогательных производств организации — счет 25, общехозяйственные расходы;

— о расходах, связанных с реализацией (сбытом) продукции, — счет 43 «Коммерческие расходы»;

— о наличии и движении готовой продукции — счет 40 «Готовая продукция»

В учетной политике 000 «Олегро-Ф» не затрагивается описание рабочего плана счетов.

5.4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действии по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Она способствует реализации контрольной функции учета, позволяя выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).

Методическую бузу проведения инвентаризации образуют:

— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ (далее — Закон);

— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н (далее — Положение)

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95г. № 49 (далее — Указание)

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств.

Различают два вида проверок: натуральную и документальную.

Натуральная (вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и банки документов строгой отчетности.

Читать еще:  Требования к оформлению первичных учетных документов

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

Обязательная ежегодная инвентаризация должна охватывать все без исключения виды имущества и обязательств. Нормативными актами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета. Обязательная ежегодная инвентаризация имуществ и обязательств должна быть начата не ранее 1 октября отчетного года и закончена до его завершения. Ее основные этапы представлены в таблице 9.

Представление комиссиям данных о существующих оценках имущества и обязательств

Ведомость учета результатов, выяв­ленных инвентаризацией. Приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации

ЭтапДокументы, оформленные в ходе инвентаризацииФункции бухгалтерской службы
Подгото­вительныйПриказ руководителя о проведении обязательной ежегодной инвентаризации, внутренние инструкции, распис­ки материально ответственных лицУчастие в разработке первичных и нормативных документов, определе­ние остатков имущества и обязательств по учетным данным
Натуральная и докумен­тальная проверкиАкты инвентаризации, инвентаризационные описиУчастие в проверках, проводимых инвентариза- ционными комиссиями
ТаксировочныйТо же
Сравнительно- аналитичес­кийАкты инвентаризации, сличительные ведомостиПроверка данных, содержащихся в актах и описях, выяснением причин отклонений учетных оценок от текущих, подготовка предложений по отражению учета результатов инвентаризации
Заключи­тельныйВнесении бухгалтерских записей в учетные регистры, хранение доку­ментов по учету результатов инвентаризации

На подготовительном этапе материально ответственные лица передают комиссии приходные и расходные документы по отчетам (реестрам), которые служат бухгалтерии основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Полнота передачи первичных документов подтверждается расписками указанных лиц, а также держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей организационно-методическая подготовка к проведению инвентаризации заключается в разработке внутренних нормативных документов.

Второй этап инвентаризации — это натуральная и документальная проверки фактического наличия имущества и обязательств. Их проводят комиссии коллегиально. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальный акт инвентаризации. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98г. утверждены 6 типовых форм описи и 8 типовых форм акта. В настоящее время отсутствуют типовые формы описей (актов) инвентаризации финансовых вложений, безналичных денежных средств, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов и др. обязательств. Организации должны разрабатывать их самостоятельно, соблюдая требования п.2 ст.9 Закона.

Таксировочный этап заключается во внесении описи (акты) денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета. В Приложении 4 приведен примерный перечень первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, содержащих данные об исторической оценке имущества и обязательств и используемых при журнально-ордерной формы учета.

Сравнительно-аналитический этап инвентаризации позволяет подтвердить существующие оценки объектов учета. Необходимость уточнения бухгалтерской оценки отдельных видов имущества и обязательств связана с выявленными расхождениями между значениями показателей по данным учета и фактическими их значениями, подтвержденными в ходе инвентаризации. Рассчитанные отклонения фиксируют непосредственно в актах инвентаризации либо при подведении итогов натуральной проверки в сличительным ведомостях. Кроме того, корректировка оценок возможна в случаях:

— изменения государственных регулируемых цен, когда оценка осуществляется по этим ценам;

— изменения курса иностранной валюты, если стоимость имущества или обязательств выражена в иностранной валюте;

— изменение величины дебиторской или кредиторской задолженности при использовании в расчетах условных денежных единиц;

— ухудшения качественных характеристик имущества организации (физический или моральный износ, снижение рыночных цен и т.д.);

— наличие в составе дебиторской задолженности сумм, получить которые в полном объеме невозможно из-за неплатежеспособности должников.

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета и предложить способы их отражения в учете результатом инвентаризации. Нужно установить, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определить размер этой ответственности, проанализировать возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности (путем перевода долга, бартерных операции и т.п.).

По фактам образования излишков или недостаток материальных ценностей необходимо получить подробные объяснения от ответственных лиц.

Предложения инвентаризационных комиссий по результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. ИНВ -26).

На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер организации с одновременным изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей заключительными оборотами декабря. Материалы работы комиссии передаются в бухгалтерию организации, где их хранят не менее 5 лет.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации излишков и недостач имущества (обязательств) определен в п.З ст. 12. Закона и п.28 Положения.

Излишки имущества приходуют по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующую сумму относят на финансовые результаты. При уточнении оценки имущества положительные разницы увеличивают финансовые результаты, а отрицательные -уменьшают; причем сумма последних не влияет на прибыль для целей налогообложения. Недостачу имущества и его порчу в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, относят на издержки производства, а всех норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки списываются на финансовые результаты. Суммы недостач отражают по дебету счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту соответствующих счетов учета имущества.

На величину фактической недостачи в пределах норм естественной убыли делают запись по дебету счетов излишек производства (20,23,25,26,29) и кредиту счета 84. Суммы подлежащие взысканию с виновных лиц, списываются с кредита счета 84 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Инвентаризация обеспечивает отражение в бухгалтерском балансе только действительно имеющихся в наличие объектов, а не учтенных на счетах, но отсутствующих при проверке. Однако, при списании отсутствующего и оприходовании ранее неучтенного имущества нужно проявлять осторожность, поскольку выявление объекта, по которому в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные, не может служить достаточным основанием для постановки его на баланс. В этом случае организации нужно руководствоваться порядком приобретения права собственности на бесхозяйственные вещи. Если по результатам инвентаризации выявлен излишек имущества, учитываемого на счетах 01,04,10,12,20,23,40 и т.д. у организации возникает дополнительный объект обложения налогом на имущество. Несмотря на то, что результаты обязательной ежегодной инвентаризации отражаются в балансе на 1 января, по мнению налоговых органов, базу для расчета налога на имущество необходимо увеличить с даты, когда указанное имущество должно быть учтено в регистрах бухгалтерского учета и отражено в активе баланса. Если эта дата может быть установлена по данным первичных документов, то при обнаружении ошибок в начислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде проводит перерасчет налоговых обязательств за время с момента совершения ошибки. Если конкретный период, в котором должно было быть оприходовано имущество, определить невозможно, обязательства по уплате налогов возникают у организации в текущем отчетном периоде.

В 000 «Олегро -Ф» в редакции приказа «Об учетной политике» инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится в ноябре и декабря текущего года, а инвентаризация денежных средств в кассе ежемесячно. Однако, на практике в организации «забывают» проводить инвентаризацию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector