Бюджетный учет страховых взносов
Госсектор. Расчеты по больничным: учет и отчетность
Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей Школы Государственного Аудита (факультет МГУ им. М.В.Ломоносова), профессор, д. ю. н.
Актуальные изменения бюджетного законодательства с 2017 года.
Порядок учета обязательств получателя бюджетных средств на 500-х счетах (в качестве бюджетных и денежных обязательств) прямо установлен п. 140-141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее – Инструкция №№ 162н). Так, в частности, бюджетные обязательства по уплате страховых взносов, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, отражаются на счетах санкционирования расходов в сумме денежных обязательств, то есть в сумме начисленных платежей.
В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений указанные обязательства отражаются в аналогичном порядке (подп. «е» п. 1 и п. 3 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155).
Для отражения сумм начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – страховые взносы) в бухгалтерском (бюджетном) учете организации госсектора применяются следующие корреспонденции счетов:
0 303 02 730 (0 303 02 000) 2
Начислены страховые взносы
Приняты обязательства (бюджетные обязательства)
Приняты денежные обязательства
Согласно разъяснениями специалистов финансового ведомства сумма начисленных выплат страхового обеспечения застрахованным лицам, подлежащая оплате за счет средств бюджета ФСС России, является расходным обязательством ФСС России и подлежит отражению как принятое расходное обязательство в регистрах бухгалтерского учета и в отчетности ФСС России (письмо Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 02-07-10/6840).
Подробнее о порядке применения организациями госсектора счетов по учету санкционирования расходов узнайте из материала «Санкционирование расходов. Счет 500 00 (для госсектора)» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!
В учете организации госсектора (страхователя), суммы начисленных выплат страхового обеспечения, являющиеся расходными обязательствами ФСС России и подлежащие возмещению за счет средств ФСС России, в качестве принятых бюджетных обязательств (принятых обязательств) на счетах санкционирования расходов не отражаются. По своему экономическому содержанию выплата учреждением пособий по временной нетрудоспособности в пределах утвержденных плановых назначений по расходам на уплату страховых взносов, но в размерах, превышающих начисленные страховые взносы, является авансовыми платежами страховых взносов. В учете страхователя в этом случае отражается принятые денежные обязательства на счете 0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».
- принятых и исполненных казенным учреждением денежных обязательств, отражаемых в графах 9 и 10 раздела 1 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), над показателями графы 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего»,
- принятых и исполненных бюджетным (автономным) учреждением обязательств, отражаемых в графах 8 и 9 раздела 1 Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738), над показателями графы 6 «Принятые обязательства, всего».
Будьте в курсе самых важных новостей бюджетной сферы – подпишитесь на нашу еженедельную рассылку
Таким образом, в случае превышения сумм выплаченных пособий над суммой начисленных страховых взносов в бюджетном учете денежные обязательства отражаются в сумме фактически исполненных денежных обязательств (в пределах доведенных ЛБО) без корректировки показателя принятых бюджетных обязательств.
Для отражения сумм начисленных пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС, в бухгалтерском (бюджетном) учете организации госсектора применяются следующие корреспонденции счетов:
14.3.2. Отражение в бюджетном учете операций по начислению и уплате обязательных страховых взносов
Расходы по уплате страховых взносов, начисленных на выплаты работникам учреждения, предусмотренные трудовыми договорами, отражаются по подстатье 213 КОСГУ. В иных случаях – по тем подстатьям (статье) КОСГУ, по которым отражаются расходы на выплату вознаграждений (дохода), на которые данные взносы начисляются.
Бюджетный учет операций по начислению и уплате обязательных страховых взносов регламентирован п. 104 Инструкции № 162н (таблица 129).
по учету расчетов с внебюджетными фондами по страховым взносам
— в ФСС РФ в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
— в ФСС РФ в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
— в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии
КРБ 1 401 20 213,
КРБ 1 106 хх 000,
КРБ 1 109 х0 213
КРБ 1 401 20 213,
КРБ 1 106 хх 000,
КРБ 1 109 х0 213
КРБ 1 401 20 213,
КРБ 1 106 хх 000,
КРБ 1 109 х0 213
КРБ 1 401 20 213,
КРБ 1 106 хх 000,
КРБ 1 109 х0 213
КРБ 1 303 02 730
КРБ 1 303 06 730
КРБ 1 303 07 730
КРБ 1 303 10 730
— в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии
КРБ 1 401 20 ххх,
КРБ 1 106 хх 000,
КРБ 1 109 х0 ххх
КРБ 1 401 20 ххх,
КРБ 1 106 хх 000,
КРБ 1 109 х0 ххх
КРБ 1 303 07 730
КРБ 1 303 10 730
— в ФСС в части расчетов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
— в ФСС в части расчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
— в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии
КРБ 1 303 02 830
КРБ 1 303 06 830
КРБ 1 303 07 830
КРБ 1 303 10 830
КРБ 1 304 05 213
КРБ 1 304 05 213
КРБ 1 304 05 213
КРБ 1 304 05 213
— в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии
КРБ 1 303 07 830
КРБ 1 303 10 830
КРБ 1 304 05 ххх
КРБ 1 304 05 ххх
— из ФСС в части расчетов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
— из ФСС в части расчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
— из ПФР в части расчетов по выплатам на страховую часть трудовой пенсии
КРБ 1 304 05 213
КРБ 1 304 05 213
КРБ 1 304 05 213
КРБ 1 304 05 213
КРБ 1 303 02 730
КРБ 1 303 06 730
КРБ 1 303 07 730
КРБ 1 303 10 730
— из ФСС в части расчетов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
— из ФСС в части расчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
— из ПФР в части расчетов по выплатам на страховую часть трудовой пенсии
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
Каждое бюджетное учреждение является плательщиком страховых взносов.
Порядок начисления и уплаты взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, расчетный и отчетные периоды, сроки представления отчетности, меры ответственности регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Учреждения начисляют страховые взносы согласно установленным законом тарифам отдельно в каждый фонд в отношении каждого физического лица. При этом предельную величину базы для начисления страховых взносов ежегодно устанавливает Правительство РФ. Постановлением от 30.11.2013 № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 года» она установлена в размере 624 000 руб.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Платежи осуществляются отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (финансовые органы соответствующего бюджета). Перечисление страховых взносов осуществляется в полных рублях.
Исчисленная сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения но указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Учреждения не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
В ФСС РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляется не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Расчеты направляются в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством РФ, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек. Вновь созданные (в том числе при реорганизации) учреждения также направляют расчеты в форме электронных документов.
В табл. 5.22 приведены тарифы страховых взносов при общей системе налогообложения в 2014 г.
Таблица 5.22
Тарифы страховых взносов в 2014 г.
Начисление страховых взносов: проводки
Прежде чем непосредственно перейти к правилам составления бухгалтерских записей и отражению в учете отчислений на социальные нужды проводками, разберемся в ключевых аспектах в части страхового обеспечения трудоустроенных граждан.
Особенности налогообложения
Еще в 2017 году страховое обеспечение граждан претерпело значительные реформации. Так, единым администратором поступлений стала Федеральная налоговая служба. Напомним, что ранее платежи по страховому обеспечению зачислялись напрямую во внебюджетные фонды (ПФРФ, ФФОМС, ФСС).
Теперь основной нормативный акт, регламентирующий порядок налогообложения и тарифы по страховым взносам (СВ) — это глава 34 НК РФ . Общеустановленные тарифы едины для всех экономических субъектов:
- Обязательное пенсионное страхование — 22 %.
- Обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
- Страхование от временной нетрудоспособности и по материнству — 2,9 %.
Однако чиновники предусмотрели льготы для некоторых категорий налогоплательщиков. Данные привилегии выражаются в сниженных тарифах на СВ. Подробнее: «Кому положены пониженные тарифы СВ в 2020 году».
Отметим, что страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний (на травматизм) все также следует перечислять в Фонд социального страхования. То есть взносы на травматизм в ведение ФНС переданы не были. Размер платежей варьируется от 0,2 до 8,5 % в зависимости от класса опасности основного вида деятельности компании.
Правила расчета
Страховое обеспечение начисляется практически на все виды доходов трудящихся, которые получены ими в качестве вознаграждений за труд. К примеру, произведены отчисления на социальные нужды со следующих видов выплат:
- заработная плата (должностной оклад или тарифная ставка);
- стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, доплаты за переработку, ночные и праздничные);
- районные и территориальные доплаты и коэффициенты;
- оплата очередных трудовых отпусков, а также учебных и прочих;
- иные виды выплат (например, командировочные, доплаты за совмещение и прочие);
- выплаты по договорам ГПХ, авторского заказа, подряда.
А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.
Счета учета
Для отражения операции «начислены страховые взносы на заработную плату» проводка составляется с использованием специального счета бухучета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина № 94н).
Для детализации данных по каждому виду страхового обеспечения в плане счетов предусмотрены специальные субсчета:
- 69.1 — для отражения операций по социальному обеспечению граждан (ВНиМ и НС и ПЗ).
Необходимо предусмотреть дополнительную аналитику по субсчету 69.1, например:
- 69.1/1 — начисления в пользу ВНиМ;
- 69.1/2 — данные о платежах в ФСС в пользу страхования от несчастных случаев и профзаболеваний.
- 69.2 — для начисления СВ в части ОПС;
- 69.3 — информация о начисленных СВ по ОМС.
По кредиту данных бухгалтерских счетов отражается начисление СВ, а по дебету — их оплата.
Стоит отметить, что работодатель начисляет СВ только на фонд заработной платы, то есть с суммы налогооблагаемых выплат и вознаграждений за труд. Никаких удержаний из заработка граждан при исчислении СВ не производится.
Напомним, что при создании резерва по отпускам в бюджете необходимо предусмотреть аналогичные отчисления в резервный фонд, проводки и особенности расчета — в статье «Как рассчитать резерв отпусков в 2020 году».
Типовые проводки
Рассмотрим ключевой алгоритм начисления СВ и отражения их в учете на конкретном примере.
ООО «ВЕСНА» — компания на ОСНО, применяет общеустановленные тарифы по страховому обеспечению граждан. Тариф взносов на травматизм — 0,2 %. В сентябре 2020 года была начислена заработная плата основного персонала в сумме 1 000 000 рублей. Бухгалтер отразил в учете следующие действия: