Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет платы за загрязнение атмосферного воздуха

Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 — 2020 годах

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Читать еще:  Расчеты по алиментам проводки

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Итоги

В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

ВЫБРОСАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С 1992 г. введены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы в рублях за тонну загрязняющего вещества.

Если фактический выброс загрязняющего вещества не превышает ПДВ (Мi £ ПДВi), то плата предприятия за загрязнение атмосферы данным веществом начисляется по установленным нормативам с учетом коэффициентов экологической ситуации (экологической значимости) района размещения предприятия КЭ (см. табл. 3.7) и коэффициента инфляции (коэффициента индексации) КИ:

где Мi — масса выброса i — го загрязняющего вещества, т/год;

Ni — базовый норматив платы за 1 т загрязняющего вещества, руб./т (см. табл. 3.6).

Если выброс загрязняющего вещества превышает ПДВ, то необходимо определить разность между фактическим выбросом и ПДВ:

Мпрев = М — ПДВ .

За часть выбросов в пределах ПДВ плата начисляется по установленному нормативу, за превышение ПДВ плата начисляется в 5 — кратном размере:

Пj = ПДВ × N × КЭ × КИ + (М — ПДВ ) 5N × КЭ × КИ, руб. (3.20)

Общая плата складывается из суммы плат за допустимые и сверхнормативные выбросы по всем ингредиентам.

При аварийных выбросах плата начисляется в 25 — кратном размере от норматива.

Читать еще:  Расчет праздничных и выходных дней пример

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Рассчитать массу выбросов загрязняющих веществ М (г/с и т/год) для выбранных источников (табл. 3.4).

2. Рассчитать максимальные приземные концентрации (СМ) для каждого загрязняющего вещества и расстояния, на котором они достигаются (ХМ), для каждого источника выбросов.

3. Сравнить расчетное значение СМ с ПДК с учетом фоновой концентрации.

4. Определить значение ПДВ для загрязняющих веществ, которые создают повышенный уровень загрязнения атмосферы.

5. Рассчитать плату предприятия за загрязнение атмосферы, используя данные табл. 3.6 и 3.7.

6. Все расчетные данные занести в табл. 3.8.

7. Сделать выводы.

Исходные данные для расчетов

Котельная
Вариант
ТопливоГаз, r=0,75 кг/м 3Мазут малосернис-тыйМазут сернистыйУголь кузбасский
Расход топлива50000000 м 3 /год50000т/год80000 т/год50000 т/год
Кол-во дней работы за год
Температура выбросов, °С

Продолжение табл. 3.4

Средняя темпе-ратура атм. воздуха, °С-5-10-2
Высота трубы Н, м
Диаметр устья трубы D, м0,20,30,30,5
Скорость выхода газовоздушной смеси w, м/с
Тепловая мощность котлоагрегата, кВт
Факельное устройство
Вариант
Расход газа на факел, м 3 /час
Плотность газа r, кг/м 30,700,720,750,80
Содержание сернист. соединений СS, %0,270,300,350,10
Температура выбросов, °С
Высота факельного стояка, Н, м
Диаметр устья факела D, м0,050,080,10,1

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ

в атмосферном воздухе

Загрязняющее веществоПДКмр, мг/м 3ПДКсс, мг/м 3Класс опасности
Диоксид азота NO20,0850,04
Диоксид серы SO20,50,05
Оксид углерода СО
Пыль нетоксичная (зола)0,50,05
Метан СН450 (ОБУВ)
Бензин нефтяной малосернистый1,5

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ

в атмосферный воздух

Наименование загрязняющихНормативы платы на 28.08.92
вредных веществза 1 т загрязняющих веществ, руб.
ПДВ ( )превышение ПДВ ( ×5)
Азота диоксид0,422,1
Аммиак
Серы диоксид0,331,65
Ацетон0,050,25
Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен)
Бензин (нефтяной малосернистый в пересчете на углерод)0,0010,005
Бензол0,170,83
Сероводород
Тетраэтилсвинец5500,99527500,00
Углерода оксид0,0050,025
Летучие низкомолекулярные углеводороды (пары жидких топлив, бензина)0,010,05
Взвешенные вещества0,1100,55

Значения коэффициентов экологической ситуации

и экологической значимости районов

Экономический районКоэффициент экологической ситуации для атмосферного воздуха
Северный район1,4
Западно-Сибирский район1,2

Коэффициенты экологической значимости могут увеличиваться для районов экологического бедствия, районов Крайнего Севера, приравненных к Крайнему Северу, на территориях парков, заповедных территорий до 2 раз.

Источ-никЗагрязняющ.Фактический выбросСМ, мг/м зХМ, мПДКмг/м 3ПДВПлата, рублях
выбросав-вог/ст/годг/ст/годПДВ>ПДВ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Из каких компонентов состоит атмосферный воздух?

2. Назовите основные загрязнители атмосферы?

3. Что такое ПДК? С какой целью устанавливаются ПДК?

2. Что такое ПДВ?

3. Что значит “выполнить расчет рассеивания”?

4. Что такое “фоновые концентрации”?

5. Как рассчитывают плату за загрязнение атмосферы, если М £ ПДВ?

6. Как рассчитывают плату за загрязнение атмосферы, если М > ПДВ?

ЛИТЕРАТУРА

1. Методика по расчету выбросов в атмосферу различными производствами. — М.: Стройиздат. 1986.

2. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД — 86 Л.: Гидрометеоиздат. 1987.

3. Инструктивно-методические указания по взыманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утверждены Минприроды РФ от 01.02.93 № 01-15/65-265.

Пример расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (Пан),определяется по каждому веществу путем умножения соответствующих нормативов платы за 1 тонну загрязняющих веществ на массу выбросов.

при ≤ ПДВi,

где – норматив платы за 1 тонну выбросов в атмосферу стационарными источниками в пределах допустимых загрязнений (ПДВ), руб./т;

– фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т/год;

ПДВi – предельно-допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т/год;

i– вид загрязняющего вещества (i=1.. n).

Плата за загрязнение окружающей природной средыв пределах установленных лимитов, или ВСВ, (Пал) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за 1 тонну на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ.

при ПДВ ВСВ ,

где – норматив платы за 1 тонну выбросов ватмосферу стационарных источников сверх установленных лимитов, руб./т.

Задача. Определить размер платы за выбросы котельной, расположенной в
г. Екатеринбурге. Значения выбросов загрязняющих веществ приведены
в табл. 4.

Выбросы от котельной

Наименование загрязняющего веществаВеличина выброса, т/год
в пределах допустимых загрязнений (ПДВ)в пределах установ-ленных лимитов (ВСВ)
Оксид углерода СO42,1648,43
Азота диоксид NO210,8535,12
Азота оксид NO1,768,78
Диоксид серы SO20,167
Бенз(а)пирен С12Н202,1 × 10 — 72,208 × 10 -6

Рассчитаем плату за выброс оксида углерода (СО).

В расчете использованы следующие значения коэффициентов:

к1 – коэффициент, учитывающий состояние атмосферного воздуха по территории Уральского экономического района, к1 = 2;

Читать еще:  Как в 1с добавить расчет отпускных

к2– дополнительный коэффициент при выбросе загрязняющих веществ : в атмосферный воздух городов, к2 =1,2;

ки– коэффициент индексации, учитывающий инфляцию. В 2008 г. ки =1,48.

Аналогично рассчитывается плата за все выбросы. Результаты расчетов сведены в табл.5.

Результаты расчета платы за выбросы загрязняющих веществ

Наименование загрязняющего веществаМасса выброса, т/годПлата за загрязнение природной среды, руб.
в пределах допустимых загрязнений Манв пределах установлен-ных лимитов Малв пределах допустимых загрязненийв пределах установленных лимитов
норматив, руб./тплата, руб.норматив, руб./тплата, руб.
Оксид углерода42,1648,430,689,8566,81
Азота диоксид23,4135,124323,9210814,42
Азота оксид5,858,78727,271821,29
Серы диоксид0,16723,73
Бенз(а)пирен2,1 × 10 — 72,2 × 10 -60,155,59
Всего5164,9212708,11

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
от передвижных источников

Плата за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по видам используемого топлива согласно установленным ставкам.

,

гдеПan – плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, руб.;

Сani, – норматив платы по i-му виду топлива за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных источников, руб./т (руб./тыс. м 3 ) использованного топлива;

i вид топлива (i = 1. m);

Qi – количество использованного топлива i-го вида, т/год, тыс. м 3 /год.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8841 — | 7653 — или читать все.

Платежи за загрязнение атмосферного воздуха

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

Она взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное их размещение;

· размещение отходов, связанное с загрязнением почв.

По мере введения нормативов платы за загрязнение по другим видам вредного воздействия (шум, вибрация, радиационные излучения и др.) будет осуществляться плата и по ним.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде.

Величина платежей определяется как сумма платежей за загрязнение:

· в размерах, не превышающих установленные нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ – формула (28);

· в пределах установленных лимитов – временно согласованных выбросов (ВСВ) – формула (29);

· за сверхлимитное загрязнение атмосферного воздуха – формула (30).

При Мi £ :

, руб. (28)

при :

, руб. (30)

где Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе (для Челябинска Кэс= 2,4; Ки коэффициент
индексации, зависящий от темпов инфляции (в настоящее время Ки= 1,2);
i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3, …, n); , и – массы: фактическая, в пределах ПДВ и в пределах лимитов i-го загрязняющего вещества соответственно, т/год; и – нормативы платы за выбросы в пределах ПДВ и установленных лимитов i-го загрязняющего вещества соответственно, руб./т, их значения приведены в табл. 6.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Определить размеры платежей за загрязнение атмосферного воздуха предприятием по данным, приведенным в предыдущих примерах.

Исходные данные и результаты расчетов приведены в табл. 14.

Пример расчета платежей загрязнение атмосферного воздуха

Видовой состав выбросовКэсКиМi, тMПДВ, тМл, тНПДВ, руб./тНл, руб./тПобщ, руб.
Оксид углерода2,41,20,67 485,7
Оксиды азота9,614,411 491,2
Ксилол7,93,164,7411,22 905,0
Оксиды марганца0,280,1120,16810 25018 845,6
Толуол5,752,33,453,718,5723,1

Размер платежей составляет 41 450 руб. 60 коп.

Ниже приводится пример расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха оксидом углерода (Псо):

Псо = 2,14 × 1,2 [152 × 0,6 + (228 – 152) × 3 + (380 – 228­) × 3 × 5] = 7485,7.

Определить размеры платежей за загрязнение атмосферного воздуха предприятием, для которого определялись категория опасности и нормативы ПДВ. Результаты расчетов оформить в виде таблицы (см. табл. 14).

При расчетах учесть следующие условия:

· масса выбросов в пределах ПДВ ( , т/год) определяется путем умножения на 0,4 всей массы вещества , приведенной в табл. 5;

· выброс в пределах лимита взять равным 1,5 , а остальную массу принять сверхлимитной.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×