Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнительный анализ типов экономических систем

Сравнительный анализ экономических систем (стр. 1 из 5)

Глава 1. Экономическая система и её структура. Типы экономических систем

§ 1.1 Экономические системы и их сущность

§ 1.2 Централизованная экономическая система

§ 1.3 Рыночная экономика и ее преимущества

§ 1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов

§ 1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик

§ 1.6 Смешанная экономика

Глава 2. Россия между двух экономик

§ 2.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям

§ 2.2 Геополитические и исторические особенности

§ 2.3 Другие особенности экономического развития

Всякое современное многоотраслевое общественное производство нуждается в определенном внутреннем согласовании и организации. Как, скажем, состыковать производство зерна, выпечку хлеба и потребности в нем населения, чтобы все производители и торговля были с прибылью, а потребители удовлетворены? Конкретно подобная состыковка проявляется в решении любым обществом четырех главных проблем: что, как, для кого и сколько производить. Понятно, что различные страны решали и решают такие проблемы по-разному.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями1.

На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что избранная для исследования тема весьма актуальна. Актуальность данной проблемы и является мотивом её избрания для этой работы.

Цель данной работы — проанализировать преимущества и недостатки различных экономических систем.

Задачи исследования следующие: дать понятие и общую характеристику экономической системы, раскрыть преимущества и недостатки различных экономических систем, а также в рамках перечисленных пунктов показать некоторые особенности российской модели переходной экономики.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе автор рассматривает теоретические подходы к изучению экономической системы общества и ее различных типов. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся российской модели переходной экономики.

Данная тема весьма подробно изучена во многих источниках литературы. Среди авторов, занимающихся исследованием данной проблемы, особо можно выделить Большакову И.И. и Виноградова В.В.

Глава 1. Экономическая система и её структура. Типы экономических систем

§ 1.1 Экономические системы и их сущность

В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определённая система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо из других, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Это означает, что в экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом1.

Понятие экономической системыразными экономистами трактуется по-разному:

Экономическая система – это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определённой географической территории. (П. Грегори, Р. Стюарт)

Экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. (Ф. Прайор)

Такие определения показывают, что экономические системы многомер-ны.

На рис. 1.1 представлены общие моменты любой экономической системы.

Производительные силы

Естественные: Общественные: Всеобщие:Природные ресурсы, средства производ- наука, обра-Возможности чело- ства, разделение зование,века и т.д. труда и т.д. культура и т.д.

Производственные отношения

Социально-экономи- Организационно- Технико-эконо-Ческие (отношения экономические мические Собственности) (обмен опытом, марке-тинг, менеджмент и др.)Ресурсы:Трудовые, природные, средства производства, научно-технические, образовательные и т.д.Общественное разделение труда:Специализация производства по изго-товлению продуктовПроцесс труда и его моменты:труд, средства труда, предмет трудаПроизводственные возможности:Выбор из ограниченных ресурсовРезультаты:Материально-вещественный продукт, услугиЭффективность:соотношение результатов и затрат

Рисунок 1.1. Общие моменты любой экономической системы

Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — централизованная и традиционная. И все же обобщенно можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную. Остановимся на этих типах экономических систем и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.

§ 1.2 Централизованная экономическая система

Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой1. Характеризуя ее выделим следующие главные черты (рис. 1.2).

Основные черты— Господство государственной собственности- Диктатура государственного плана в экономике- Административные методы управления экономикой- Финансовая диктатура государства
Основные плюсы— Более стабильная экономика- Больше уверенности людей в будущем- Меньше неравенства в обществе- Гарантия минимального жизнеобеспечения всем- Нет проблемы трудоустройства- Удобный для многих государственный патернализм
Основные минусы— Неудовлетворительная работа госсобственности- Нет стимулов к усердному труду- Безынициативность и безответственность работников- Неэффективность экономики и всеобщие дефициты- Диктат производителей над потребителями- Низкий уровень жизни людей
Читать еще:  Анализ рабочей силы
Рисунок 1.2. Характеристика централизованной экономики

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

Основные типы экономических систем и их сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Анализ экономических систем. Краткая характеристика каждой из систем. Российская экономическая система

Содержание

Глава 1. Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем 5
1.1. Экономическая система и ее сущность 5
1.2. Типы экономических систем 9
1.2.1. Традиционная система 9
1.2.2. Административно-командная система 11
1.2.3. Рыночная система 14
1.2.4. Смешанная система 19
1.3. Сравнительная характеристика экономических систем 24
глава 2. Российская модель смешанной экономики 28
2.1. проблемы формирования экономической системы России 28
2.2. Особенности смешанной экономики России 30
заключение 36
список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯОсновные типы экономических систем и их сравнительный анализ.docx

Администрация городского округа Самара
АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления»

Факультет «Менеджмента»
Кафедра экономики и бухгалтерского учета

Курсовая работа по курсу «Экономическая теория»
на тему:

«Основные типы экономических систем и их сравнительный анализ «

Работу выполнила студентка 1 курса гр. 301-Д

специальности «Экономика и управление

на предприятии (городское хозяйство)» Посохова В.В.

Научный руководитель: к.э.н., доц. Городецкий А.Е.

«___» «____________» 2011г.
_________________________
работа защищена с оценкой:
_________________________

«___» «____________» 2011г.
_________________________

Глава 1. Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем 5

1.1. Экономическая система и ее сущность 5

1.2. Типы экономических систем 9

1.2.1. Традиционная система 9

1.2.2. Административно-командная система 11

1.2.3. Рыночная система 14

1.2.4. Смешанная система 19

1.3. Сравнительная характеристика экономических систем 24

глава 2. Российская модель смешанной экономики 28

2.1. проблемы формирования экономической системы России 28

2.2. Особенности смешанной экономики России 30

список использованной литературы 38

Всякое современное многоотраслевое общественное производство нуждается в определенном внутреннем согласовании и организации. Проявляется это в решении любым обществом четырех главных проблем: что, как, для кого и сколько производить. Различные страны решали и решают такие проблемы по-разному.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Экономические системы могут возникать двумя способами: либо «естественным» образом (как говорят – «снизу») в ходе нормального исторического развития общества, либо силовыми методами («сверху») в ходе радикальных политических преобразований (государственные перевороты, революции, войны и т.п.), как это было, например, в Чили времен Пиночета или в России большевистского периода. 1

В современных курсах по экономической теории обычно выделяют традиционную, рыночную, административно-командную и смешанную системы.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями 2 .

Проблемы исследования экономической системы относятся к числу фундаментальных. Имеющиеся в современной экономической мысли различия в критериях и подходах в отношении направлений решения этих проблем лежат в основе возникновения разных научных школ. Само их наличие говорит о сложности и неоднозначности рассматриваемых явлений, требующих к себе постоянного и пристального внимания, объективно обусловливает необходимость конструктивного синтеза и развития наработанных знаний.

На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что избранная для исследования тема весьма актуальна. От вида экономической системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Объектом исследования в данной работе является сравнительный анализ экономических систем.

Предмет исследования – типы экономических систем, их характерные черты, плюсы и минусы.

Цель исследования: проанализировать преимущества и недостатки различных экономических систем.

Задачи исследования следующие:

1) дать понятие и общую характеристику экономической системы;

2) раскрыть преимущества и недостатки различных экономических систем;

3) в рамках перечисленных пунктов показать некоторые особенности российской модели преходной экономики.

Читать еще:  Методы имущественного анализа

С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические подходы к изучению экономической системы общества и ее различных типов, во второй – вопросы, касающиеся российской модели смешанной экономики.

Глава 1. Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем

1.1. Экономическая система и ее сущность

Как известно, одним из важнейших научных методов является системный подход, который в полной мере может быть применен при исследовании экономических процессов, явлений в их сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система вообще – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо из других, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. 3

Производство – это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Созданные в процессе производства блага завершают свое движение в потреблении. Производство и потребление связывают между собой распределение и обмен.

Распределение – это не только распределение произведенных благ и услуг, но и распределение производственных ресурсов. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности. В рыночном хозяйстве распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма.

Обмен способствует перемещению в пространстве благ. С помощью обмена полнее удовлетворяются потребности, а, следовательно, увеличивается богатство общества.

Потребление – заключительная фаза процесса общественного производства. Оно представляет собой использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей. Различают производственное и непроизводственное потребление. Непроизводственное потребление делится на общественное, коллективное и личное.

Таким образом, распределение и обмен не только связывают производство и потребление. В известном смысле производство вообще невозможно без распределения и обмена.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. 4

Система имеет сложную структуру, но при этом все ее составные элементы соподчиняются целому.

Основными элементами экономической системы являются:

    • социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
    • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
    • хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
    • конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Понятие экономической системы разными экономистами трактуется по-разному:

    • “Экономическая система – это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории” (П. Грегори, Р. Стюарт).
    • “Экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты” (Ф. Прайор).

Такие определения показывают, что экономические системы многомерны.

Экономическая система состоит из ряда обязательных звеньев или общих элементов (табл. 1).

Производительные силы
Естественные (природные ресурсы, возможности человека и т.д.)Общественные (средства производства, разделение труда и т.д.)Всеобщие (наука, образование, культура и т. д.)
Производственные отношения
Социально-экономические (отношения собственности)Организационно-экономические (обмен опытом, маркетинг, менеджмент и др.)Технико-экономические
Ресурсы:Общественное разделение труда:Процесс труда и его моменты:
трудовые, природные, экономическиеспециализация производства по изготовлению продуктовтруд, средства труда, предмет труда
Производственные возможности:Результаты:Эффективность:
выбор из ограниченных ресурсовматериально-вещественный продукт, услугисоотношение результатов и затрат

Табл. 1. Общие моменты любой экономической системы

Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

Экономические системы классифицируются в основном по двум признакам. Если основным признаком классификации служит уровень технологического развития, то выделяют:

    • доиндустриальное общество;
    • индустриальную экономику;
    • постиндустриальную экономику (на основе развития и нового качества научно-технического прогресса).

Сравнительный анализ типов экономических систем

Презентация «Сравнительный анализ типов экономических систем» содержит сравнительный анализ традиционной, командной, рыночной и смешанной систем.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ типов экономических систем»

Сравнительный анализ типов экономических систем

Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

Типы экономических систем

Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить

Отсталая технология производства

Преобладание ручного труда

Много укладность экономики

Консерватизм и неприятие ново­введений

Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания

Преобладание частной собствен­ности

Отсутствие у производителей свободы выбора

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами

Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства

Минимальное влияние государства

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни

Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием

Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

Командная (плановая). Достоинства. Недостатки. * Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятельности Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в завтрашнем дне». * Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления — Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления.

Рыночная. Достоинства. Недостатки. * Способствует эффективно­му распределению ресурсов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности предпринимателей Способствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адаптированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно-технического прогресса . * Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам

Читать еще:  Анализ факторов производства

Смешанная (развитая смешанная экономика). Достоинства. Недостатки. * Обеспечение экономического роста и экономиче­ской стабильности Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями Обеспечение политической стабильности Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций Поддержка сферы образвания, культуры, науки. * Отсутствие стандартных схем Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики

Функции государства в смешанной экономике

Перераспределение доходов с помощью налоговой системы и фондов централизованных средств

Поддержка пред­приятий государствен-ного сектора экономики

Финансирование сферы образования, культуры, науки, обеспечение общественного порядка

Влияние на перераспределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения безработицы и спадов производства

Сравнительный анализ типов экономических систем

Тип урока: обобщающий, интегрированный (экономика + информатика и ИКТ)

Вид урока: исследование с элементами игры

Технология: проблемное обучение

Цели урока:

  1. Обобщить знания по теме: “Типы экономических систем” и на основе сравнительного анализа сделать вывод о продуктивности экономических систем.
  2. Научить создавать слайд-презентацию по шаблону и повторить навыки перевода чисел в позиционных системах счисления с помощью калькулятора.

Задачи урока:

  1. Учебная: систематизация знаний и их практическое использование в проблемной ситуации.
  2. Развивающая: развитие аналитического мышления, памяти и внимания учащихся.
  3. Воспитывающая: обучение сотрудничеству, навыкам взаимодействия в коллективе, активизация познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, учебники “Экономика” I часть, §5-8, Липсиц И.В., 2005г.

План урока:

  1. Организационный момент. Актуализация знаний (постановка целей и задач урока). Рефлексия
  2. Вводное слово учителя экономики о типах экономических систем
  3. Групповая работа учащихся
  4. Защита исследовательских работ по оценке экономической эффективности выбранной системы
  5. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

(Учитель экономики): Сейчас нам предстоит заняться сравнительным анализом экономических систем, существующих в мире. (Презентация: приложение7)

  • Напомните мне, какие типы экономических систем вам известны?
  • А какие вопросы являются главными в экономике?

Хорошо, все страны в своем экономическом развитии решают одни и те же вопросы: (На слайде: главные вопросы экономики: что, как и сколько производить).

Однако эффективность экономической деятельности всех стран различна.

Сегодня на уроке у нас есть цель: нужно разобраться, какая экономическая система в наши дни самая эффективная. Мы привлечем для решения этой проблемы прогрессивные и современные средства обучения – информационные технологии и работать будем в компьютерном классе вместе с вашим учителем информатики.

(Учитель информатики) В процессе работы в рамках предмета информатика реализуем: повторение перевода чисел в позиционных системах счисления с помощью компьютерного калькулятора и создание слайд-презентации с помощью шаблона презентации. Помните о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе.

(Учитель экономики) Напомните мне:

  • Что такое экономическая система? (На слайде: экономическая система – механизм координации хозяйственной деятельности людей)
  • Любые общественные отношения регулируются системами правил и норм: обучение в школе, уличное движение. Что еще? (спортивные игры, конкурсы и т.д.)

Соблюдать правила нужно и в экономической жизни людей, чтобы все процессы протекали без помех и нарушений. Сейчас каждой группе предстоит создать презентацию одной из экономических системы, которую вы должны будете защитить.

Для проведения нашего исследования роли распределены в каждой группе.

  1. Вождь, командир, руководитель системы. (функции: приложение1)
  2. Костюмер-дизайнер, который должен выбрать реквизит для своей системы (функции: приложение2).
  3. Оратор, докладчик, выступающий.(функции: приложение3)
  4. Оператор, оформляющий презентацию.(функции: приложение4)
  5. 5, 6, 7. Защитники системы решают экономические задачи (функции: приложение5)

Жеребьевка систем: Капитаны команд вытягивают название системы для своей группы.

Наряду с главными вопросами экономики, на которые предстоит ответить вашей группе, вы должны найти ответы и на следующие: (на слайде):

  1. Вид собственности
  2. Свобода выбора
  3. Личная выгода
  4. Конкурентная борьба
  5. Уверенность в завтрашнем дне

Время на обсуждение 1 минута.

Займите рабочие места, согласно своим функциям.

Пока оратор с оператором набирают ответы к вопросам в шаблоне презентации (приложение8) вождь с костюмером заполняют таблицу (приложение9) и сдают учителю информатики для обработки данных. В это же время защитники системы решают свою экономическую задачу, переводят ответы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с помощью компьютерного калькулятора (вид инженерный) (приложение10).

Все результаты сдаются учителю информатики и участники рассаживаются за парты.

Вожди (капитаны) работают как жюри, заполняя оценочную таблицу (приложение6.)

Оратор защищает выбранную систему вместе с оператором, который показывает презентацию на экране, с помощью мультимедийного проекта. Вся группа, включая вождя, отвечает на дополнительные вопросы (§5-8), которые задаются участниками других команд (групп).

После выступлений всех ораторов подводятся итоги.

Учитель информатики выводит на экран сводную таблицу по результатам работы вождей в начале урока (приложение6), добавленную в презентацию урока на слайд №7. Вожди делают сравнительный вывод об эффективности экономических систем на основе сводных таблиц, и оценивают работу своей и других групп, а также самостоятельно делают вывод о том, почему же смешанная экономическая система, принятая в разных странах, сегодня самая эффективная.

(Учитель экономики) Итак, сегодня нам удалось закрепить имеющиеся знания о типах экономических систем, всесторонне проанализировать их с точки зрения главных экономических вопросов и с точки зрения отдельного человека. Пример истории показывает нам наибольшую эффективность тех систем, которые решают все вопросы комплексно. А теперь давайте вместе определим экономическую систему, принятую в нашей стране. (Презентация: приложение7: слайд №8)..

(Учитель информатики) На уроке мы подтвердили знания из курса информатики и применили их в сравнительном анализе экономических систем, в решении экономических задач. Связь этих предметов очевидна. В дальнейшем процессе обучения мы будем применять ПК для решения различных учебных задач.

Оценки за урок. Рефлексия.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×