Наблюдение эксперимент моделирование анализ синтез - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наблюдение эксперимент моделирование анализ синтез

Методы науки: наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, моделирование.

Выявление норм и правил по формирова нию и развитию знания состав­ляе предмет логики и методоло­гии научного познания. Гносеология выступает как теоретическое основание различных специально-научных форм методологического анализа. Одна из основных задач методологического анализа заключается в выявле­нии и зучении методов познава­тельной деятельности, осущест­вляемой в науке. Методологиче­ский анализ позволяет выдлить два типа приемов и методов исследования. 1. Приемы и методы, присущиечеловече­скому познанию в целом (анализ,синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение)-общелогические методы. 2.Особые-научные методы. Они делятся на методы построения эмпирического знания и метода построения теоретического. ОБЩЕЛОГИ­ЧЕСКИЕ: АНАЛИЗ-расчлене­ние целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. СИНТЕЗ-соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.АБСТРАГИРО­ВАНИЕ-отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления содновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.ОБОБ­ЩЕНИЕ-устанавиливаются общие свойства и признаки предметов. ИНДУКЦИЯ-общий вывод строится на основе частных посылок.ДЕДУКЦИЯ-из общих посылок с необходи­мостью следует заключение частного характера. АНАЛО­ГИЯ-на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходствев других. МОДЕЛИРОВАНИЕ-изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования егокопии (модели), замещаю­щей оригинал с определенных сторон, интерес. познание.НАУЧНЫЕ ЭМПИРИЧ.: НАБЛЮДЕНИЕ-целенаправ­ленное восприятиеявлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношенияхизу­чаемых объектов.ОПИСА­НИЕ-закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. КОЛИЧЕ­СТВЕННОЕ описание осущест­вляетсяс применение матема­тики, в узком смыслеслова-измерение. ЭКСПЕРИМЕНТ-исследователь активно вмешива­ется в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенныезнания. НАУЧНЫЕ ТЕОРЕТИЧ. ФОРМАЛИЗАЦИЯ-построение абстракто-математической модели, раскрывающей сущность изучаемых процессов действительности. АКСИО­МАТИЧЕСКИЙ-сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательств, затем из них стоится система выводных предположений. Теоретическое знание строится сверху по отношению к эмпирическим данным. Создается гипотетиче­ская конструкция, которая дедуктивно развертывается-гипотетико-дедуктивное разветывание теории. ИСТО­РИЧЕСКИЕ Изучение истории в ее многообразии, на этой основе мыслительное воссозда­ние исторического процесса. ЛОГИЧЕСКИЙ-закономер­ность выявляется путем изучения исторического про­цесса на высших стадиях его развития.

29. Восхождение от абстрак­ного к конкретному, историче­ский и логический метод теоретического познания.

Осн.задача познание – дать целостный образ исследуемого явления представ­лена в виде переплетения различных связей. Теор.исслед.выделяет эти связи и отражает их с помощью определюабстракций. Но абстракции не дают полного представл.о явлении, его развитии и функционир. Чтобы создать такое пред­ставл.необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте его связей и отношений. Марск: выделил осн.абстракции, построил целостную сис-му абстракций, развертывая их содержание. Зтот прием наз.методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя этот метод исследова­тель находит главную связь изучаемого объекта. Затем прослеживает как она изменя­ется при различн.условиях и т.д. Этот метод применяется при построении различных научных теорий. По мере углубления в конкретное вводятся новые абстракции, выступающие в качестве более глубокого отображения сущности объекта. При построении теор.познания примениются особые приемы развития и исследования объекта. Такие объекты не могут быть вооспроизведены опытным путем ( история становления Вселенной). В основе историче­ского метода лежит изучение истории, выявление ис­тор.фактов и мыслитеное воссоздание на этой основе истор.процесса.(Учение Дар­вина). В истор.процессах выдвигаются гипотезы прове­ренные фактами. Логический метод выявляет закономерность развития так: он не требует непосредств. рассмотр. хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику, путем изучения истор процесса на высших стадиях его развития. Основа этого метода – особен­ность развивающихся объетов, что на высших стадиях развития сжато воспроизв.осн.черты всего своего хода эволюции. Логич.и историч.методы выступают как приемы построения теор.познания и в реальном научном исслед. всегда тесно взаимосвязаны.

Читать еще:  Анализ базы исследования

Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, абстрагирование).

34.

Методы эмпирического познания.

Метод – это совокупность принципов, требований, приемов и правил теоретического или практического освоения действительности. К методам эмпирического познания относятся: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и систематическое восприятие внешних свойств предметов и явлений мира. Научное наблюдение отличается сл. характеристиками: 1) опора в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие и представление; 2) связь с решением опр. задачи; 3) планомерный и организ. характер; 4) отсутствие вмешательства в ход исследуемого процесса.

Наблюдение характеризуется невмешательством в ход исследуемого процесса, однако в нем в полной мере реализуется активный характер чел. познания. Активность проявляется: 1) в целенаправленном характере наблюдения, в наличии исходной установки у наблюдателя: что наблюдать и на какие явления обращать особое внимание; 2) в избирательном характере наблюдения; 3) в его теоретичес-кой обусловленности; 4) в отборе исследователем средств описания.

Познавательным итогом наблюдения является описание – фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте. Результаты наблюдения могут также фиксироваться в схемах, графиках, диаграммах, цифровых данных и просто в рисунках.

Особым видом наблюдения, а иногда и его составной частью является измерение. Измерение – это наблюдение с использованием специальных приборов, позволяющих произвести углубленный количественный анализ изучаемого явления или процесса. Измерение есть процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Наиболее часто используемым видом измерения является подсчет. Измерительные приборы совершенствуются вместе с практикой и познанием – от простой линейки до современных ЭВМ.

Эксперимент – это активный метод изучения объектов, явлений в точно фиксированных условиях их протекания, который заключается в прямом и целенаправленном вмешательстве исследователя в состояние изучаемого объекта. При этом, как правило, используются различные приспособления и средства. Эксперимент должен быть локализован в пространстве и времени. Иначе говоря, эксперимент всегда направлен на специально изолированную часть объекта или процесса. Эксперимент позволяет: 1) изолировать изучаемое от побочных, затемняющих его сущность явлений; 2) многократно воспроизводить изучаемый процесс в строго фиксированных условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать условия в целях получения искомого результата. Эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим уровнями научного исследования. Вместе с тем метод эксперимента по характеру используемых познав. средств принадлежит к эмпирич. этапу познания. Итогом эксперим. исследования, прежде всего, является фактуальное знание и устан-е эмпирич. закономерностей.

Читать еще:  Анализ имущественного состояния предприятия пример

Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, абстрагирование).

Познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. Для того чтобы осуществить эти шаги, необходимо целый предмет расчленить на составляющие части, а затем изучить их, выделяя св-ва и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После того как эта познавательная задача решена, части вновь можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, кот-е опирается на глубокое знание внутренней природы предмета. (Надо заметить, что согласно структурному методу, св-ва целого объекта определяются НЕ св-вами составляющих его частей, а хар-ром и типом взаимодействия составляющих элементов.)

Анализ — процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез — это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез явл-ся наиболее элементарными и простыми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте чел-кого мышления.

В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющи­еся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к не­известному, можно либо использовать знания об отдельных фактах, либо, на­оборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio — наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Основой индукции явл-ся опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе кот-х собираются отдельные факты.

Читать еще:  Анализ налогообложения организации

Противоположностью индукции является дедукция, где, опираясь на общие знания, делают вывод частного хар-ра. В отличие от индукции, с кот-й дедукция тесно связана, она в основном используется на теор-ком уровне познания. Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теор. системы. Созданное таким путем теор. знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.

Т.о. индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ.

Моделирование – это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), к-рые берутся место оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно. Этот метод широко применяют в системе образования. Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным).

Абстрагирование. Задача теор познания состоит в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно представить как конкретное переплетение самых различных связей. Теор исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций не дает еще представления о природе явления, о процессах его функционирования и развития. Для того, чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей его полноте и сложности его связей и отношений. Для этого необходимо выделить основные абстракции, характеризующие изучаемых объект, а затем, постепенно развертывая их содержание, построить целостную систему понятий, раскрывающую не только отдельные связи и стороны объекта, но и конкретное взаимодействие этих связей.

Такой прием исследования называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector