Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ социально экономического положения

Анализ социально-экономического положения муниципального образования

Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

Целью этого анализа является:

— установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих лет,

— выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять,

— определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности,

— выявление резервов роста.

С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям.

Направления анализа социально-экономического положения

муниципального образования:

1) Демографическая ситуация — рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья, миграция;

2) Природные ресурсы территории — наличие, возможности и эффективность их использования;

3) Социальная сфера — состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, занятость, уровень преступности;

4) Уровень жизни населения — среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина;

5) Финансы — состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое положение основных градообразующих предприятий;

6) Производство продукции — общие объемы, отраслевая структура, динамика;

7) Инвестиции — объемы, тенденции, ввод жилья и других объектов;

8) Потребительский рынок — объемы услуг торговли, общественного

питания, бытового обслуживания;

9) Жилищно- коммунальный и транспортный комплекс — объем услуг, динамика цен и тарифов и др.;

10) Экологическая ситуация — объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий.

По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показателями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального образования.

Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативные правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей.

Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций. Экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.

Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, территориальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования (с их согласия). При анализе социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, проводиться анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений и т.д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности.

Измерителями уровня отдельных показателей социально-экономического положения муниципальных образований служат минимальные социальные стандарты и нормативы, а также строительные, экологические и другие нормы и нормативы. Социальные нормы и нормативы используются при решении вопросов, связанных с развитием учреждений социальной сферы муниципального образования.

Экологические нормы и нормативы могут служить основанием для принятия управленческих решений по исправлению сложившейся экологической ситуации.

Читать еще:  Анализ показателей социально экономического развития

Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием основных проблем, требующих решения. Выявление основных проблем создает объективную основу для системного построения структуры целей и задач комплексного социально-экономического развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9249 — | 7448 — или читать все.

Понятие социально-экономического положения муниципального образования

Содержание социально-экономического положения муниципального образования

Социально-экономическое положение муниципального образования – это достигнутый к конкретному моменту усилиями органов, учреждений, должностных лиц публичного управления государства и муниципалитета, частных организаций, населения муниципалитета уровень социально-культурной и экономической сферы общественной жизни муниципального образования, а также уровень удовлетворения потребностей населения муниципалитета.

Современные демократические и правовые изменения общественно-политического режима страны предопределили разграничение на конституционном уровне полномочий в соответствии с предметами ведения между федеральными органами публичного управления, региональными органами публичного управления и органами публичного управления муниципального уровня. В соответствии с положениями специального законодательства, устанавливающего общие принципы функционирования местного самоуправления в стране, возрастает самостоятельность и ответственность органов публичного управления местного уровня в отношении решения задач местного значения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Оценка социально-экономического положения муниципалитета зачастую производится на основании статистических данных, собранных в различных сферах публичного управления.

Статистические данные, характеризующие состояние социально-экономического развития муниципалитета, представляет собой основу для принятия управленческих решений, как на стратегическом уровне, так и в оперативных целях.

Кроме того, статистические сведения, характеризующие уровень социально-экономического развития муниципалитета, представляют интерес и для органов публичного управления регионального уровня, потому как позволяют им произвести оценку уровня функционирования органов публичного управления местного уровня, действующих на определенной территории, и установить рейтинг муниципальных образований относительно отдельных показателей и направлений управленческой деятельности.

Традиционно для оценки показателей используется рекомендованная для применения система унифицированных показателей, разработанных службой статистики на федеральном уровне.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Система оценочных показателей делится на соответствующие информационные блоки, которые обеспечивают потребности органов публичного управления местного уровня. Деление производится на основе специфики и форм муниципального образования, а также компетенции органов публичного управления местного уровня, закрепленной за ними уставом муниципального образования и программными документами социально-экономического развития муниципалитета.

Анализ социально-экономического состояния муниципального образования предполагает сбор сведений, характеризующих уровень развития муниципалитета в области различных сфер общественной жизни.

Цель оценки социально-экономической характеристики развития муниципалитета предполагает анализ следующих показателей:

  • причины отклонения показателей фактически установленных от плановых за предшествующие годы;
  • установление положительных тенденций социально-экономического развития и установление отрицательных тенденций развития муниципалитета;
  • определение диспропорций в отношении развития отдельных областей функционирования муниципалитета.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования

Исследование уровня социально-экономического положения муниципального образования предполагает следующие направления исследования:

  • анализ демографических показателей на территории муниципального образования, в том числе показателей рождаемости, показателей смертности, показателей продолжительности жизни и состояния здоровья населения местного сообщества, а также анализ процессов миграции, которые происходят на территории местного сообщества;
  • анализ состояния природной среды и экологической среды территории муниципального образования, а именно наличия возможностей использования природных ресурсов в соответствии с принципами безопасного природопользования и эффективности такого природопользования;
  • анализ социальной среды муниципального образования, а именно состояния образовательной сферы, состояния учреждений здравоохранения, состояния учреждений культуры и научных учреждений, а также исследование уровня занятости населения, уровня развития преступности.

Показатели социально-экономического положения муниципального образования

Для прогнозирования и оценки социально-экономического состояния муниципалитета используются самые различные показатели, характеризующие социальные, экономические, ресурсные и иные возможности муниципального управления, хозяйства и производства.

Читать еще:  Первичный анализ предприятия

Основные направления оценки положения социально-экономического состояния муниципального образования – это:

  • оценка характеристик демографического состава населения, в том числе трудовых ресурсов;
  • оценка финансового состояния муниципального образования, а именно оценка доходов населения;
  • оценка уровня жизни местного сообщества.

Показатели, характеризующие демографическое состояние муниципального образования, объединяют показатели численности местного сообщества, плотности населения, половозрастные характеристики и уровень образования, а также показатели рождаемости, смерти и продолжительности жизни. Кроме того, такой анализ может включать характеристики трудовых ресурсов, в том числе численность экономически активного населения муниципалитета, степень безработицы и занятости.

Показатели второй группы содержит характеристики относительно доходов местного сообщества, в том числе заработной платы, дивидендов и других доходов.

Показатели третьей группы отображают благосостояние населения, в том числе характеристики состояния здоровья, уровня образования, степени обеспечения культурными объектами, состояния жилищных условий и др.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Диагностика социально-экономического положения региона.

Диагностика и анализ – понятия эквивалентные.

Экономическая диагностика – значит идет экономический анализ в рамках каких – либо теорий.

Целей анализа, вариантов проведения множество. Объектом может являться в целом состояние экономической сферы в регионе, либо отдельных явлений.

Диагностика означает не только описание или политическую оценку происходящего, но и объяснение причин, т.е. постановка диагноза.

Методы, используемые диагностикой:

  • ранговые;
  • статистические;
  • моделирование;
  • эвристические (по своим правилам).

Например, статистические методы анализа в региональной диагностике основаны на корреляционном анализе и построении регрессионной модели.

Корреляционный анализ – взаимосвязь некоторых величин (парная и многофакторная корреляция).

Регрессионная модель – функциональная зависимость, построение графика, чаще тренда. Тренд строится методом наименьших квадратичных отклонений.

среднеквадр. отклонений — min

Рассеивание показателей оценивается: квадратичным отклонением, дисперсией, коэффициентом корреляции, коэффициентом вариации.

Особенности построения тренда:

1.эти данные должны быть большими, для статистической обработки;

2.их можно использовать, если допустимо получение усредненных оценочных результатов.

Экстраполяция – метод прогнозирования будущих результатов на основе настоящих.

— коэффициент вариации (исключает влияние масштаба).

Применение математической статистики может дать разные результаты, поэтому ими надо пользоваться осторожно.

Цели диагностики, анализа:

  • статистические (фиксация некоторого состояния на сегодняшний день);
  • динамические (показательный процесс в развитии, динамику, основные тенденции).

Диагностика экономического региона анализирует как правило 2 состояния:

  • состояние объекта относительного самого себя;
  • состояние относительно себе подобных.

Экономическая и социальная диагностика территорий встречается и в других дисциплинах.

Ранговый метод анализа социально-экономического положения территорий. Анализ соответствия экономического и социального развития территорий.

Ранг – некоторый порядковый номер объекта.

Цель ранговых методов – сопоставить регионы в общем, обобщить многие показатели, сравнить не по единицам измерения, а по порядку, по одной единице измерения, к которой надо перейти.

Недостатки – потеря масштабности и, следовательно, искажение ситуации.

ri – ранг территории по i-показателю.

Rj – суммарный ранг j территории по всем показателям.

Но есть показатели наиболее важные и наименее важные, тогда каждому показателю даются весовые коэффициенты, тогда

Определение весового коэффициента происходит экспертным путем, но могут быть использованы формализованные методы (только когда одна единица измерения).

Ранговые методы – основа для построения рейтинга территории – единого показателя, к которым сведены все показатели территории.

Сам анализ социально – экономического положения региона и его построение во многом зависит от того, какие цели ставятся. Но определенные правила анализа все-таки существуют:

1.перечень используемых показателей очень широк, но наиболее часто используемые показатели приблизительно одинаковы;

2.диагностика часто – процедура сравнения региона самого с собой во времени, либо с подобными ему.

Читать еще:  Анализ отраслевой структуры

Анализ социально – экономического положения Рязанской области:

1.Рязанская область расположена в центре Европейской части, она входит в Центральный экономический регион и административно в Центральный федеральный округ (компактность, вода, земледелие, одинаковая плотность населения в центре, она достаточно высокая относительно России, ≈одинаковая плотность экономической деятельности (ВРП на единицу площади), ≈одинаковая степень развития промышленности и сельского хозяйства, за исключением Москвы и Московской области, на все регионы центр оказывает влияние близость к Москве (поставка туда продукции как крупному потребителю)).

Площадь области = 39,6 тыс км 2 (61 место по России), доля территории = 0,2%. Население области = 1288500 человек (по переписи 2002 г.).

29 муниципальных образований в области, из них 4 города (Сасово, Скопин, Рязань, Касимов) + 25 районов, 2800 – население пунктов.

С другими регионами область связана железной дорогой, автомобильным, речным и авиа транспортом. Ситуация складывалась таким образом, что область никогда не входила в число экономически развитых регионов России. По многим экономическим и социальным показателям область находится в 5-6 десятке среди субъектов РФ, в том числе по показателям ВРП, производству промышленной продукции, объему капитальных вложений, привлечению иностранных инвестиций. Несколько выше область находится по производству сельскохозяйственной продукции – в конце 3-го десятка.

По доле налогов и сборов, поступающих в бюджет РФ Рязанская область составляла в период 2000-2002 0,4%.

В центральном федеральном округе 13 регионов, по объему промышленной продукции Рязанская область занимает 8 место, а по объему налоговых поступлений – 9 место, 6 место по объему продукции животноводства, 3 – по сбору сельскохозяйственных культур.

2.Природные ресурсы – общеизвестные полезные ископаемые (глина, песок, вода). Муниципалитеты развиты крайне неравномерно, что является причиной того, что у субъектов РФ имеется большой круг экономических и социальных проблем, связанных с выравниванием территориального неравенства.

Плотность населения в среднем по области = 32 человека на км 2 ;

в Пителинском районе = 9 чел/км 2 .

На протяжении последних лет происходит снижение численности населения (в 90-х гг. численность снизилась на 60 тыс.).

Снижается средняя продолжительность жизни, в Рязанской области низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. С середины 90-х гг. смертность в области превышает рождаемость. Каждый 4-й житель Рязанский области достиг пенсионного возраста.

Индекс физического объема промышленной продукции.

Поскольку Рязанская область – не только промышленный, но и сельскохозяйственный регион (25 МО являются сельскими, но и там существует промышленность). Около ½ муниципалитетов Рязанской области имеют явную преимущественно аграрную направленность, т.е. в этих районах более 50% населения является сельским; объем производимой сельскохозяйственной продукции больше объема промышленной продукции; более 50% стоимости основных фондов имеют сельскохозяйственное назначение.

Здесь не делается выводов, цель – описать регион, могут быть и другие характеристики описания. В реально существующих диагностиках такой анализ опускается, считается, что эти факты общеизвестны.

Методика анализа на основе сопоставления «ресурсы – результаты».

Ресурсы территорий – природные, экологические, производственные, финансовые, трудовые, информационные, интеллектуальные и другие.

Результаты – любые показатели, которые используются и применяются например в статистике, это любые промышленные результаты, социальные показатели и другие.

Ресурсы тратятся на получение результатов. Оценка эффективности использования – это и есть анализ.

Алгоритм анализа «ресурсы – результат» (эвристический)

Ресурсы RРезультаты Q
Q1>QQ1=QQ1 RS>1 S=1 S 1S 1S>!S 1

Интенсивный рост – за счет введения новых технологий.

Экстенсивный рост – за счет увеличения масштабов производства.

Рост – это увеличение физических конкретных результатов (колонка A).

Развитие – повышение эффективности производства (A2, строка 3 (S>1)).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector