Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ неналоговых доходов

Неналоговые доходы бюджетной системы (стр. 1 из 6)

Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и

Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов.

Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить собственные доходы бюджетов за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного управления госимуществом.

В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа..

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

— изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;

— анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;

— пути совершенствования неналоговых доходов.

Предметом исследования являются неналоговые доходы.

Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.

Размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства.

Наибольшие доходы казна должна получать от прибыли государственных предприятий (ЦБ РФ, Газпром и др.) и дивидендов по акциям, находящимся у государства. Что касается поступлений от разгосударствления и приватизации государственного имущества (земли, различных активов), то здесь доходов нет, а есть лишь смена товарной формы стоимости на денежную, осуществляемая, как правило, не в пользу государства.

Информационно-методологической основой работы послужили работы следующих авторов: Васиной Е. С.,Ливеровского А. А., Рудого К.В., М.Яндиева, законодательная база, а также официальная информация сети Internet.

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Доходы бюджетавыражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговыхвидов доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

К собственным относятся следующие виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ:

• налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

• неналоговые доходы (от использования и продажи имущества, оказания платных услуг и др.), а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджета относятся:

-федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов. [1]

Неналоговые доходы денежные средства, поступающие в распоряжениегосударствачерез взимание неналоговых платежей.

Неналоговые доходы бюджета – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и иные неналоговые доходы.

Порядок уста­новления, исчисления и взимания неналоговых доходов регламентируется бюджетным законодательством, а также целым комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательст­вом Российской Федерации о приватизации, а взимание отдель­ных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Россий­ской Федерации.

Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их от государственных налогов.

Во-первых, большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности.

Анализ неналоговых доходов бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в Российской Федерации все еще продолжается реформирование системы налогообложения. Этот процесс в целом уже утратил радикальный характер, тем не менее, продолжается кропотливая правовая работа по уточнению состава налогов и сборов, совершенствованию их юридических конструкций.
Соответствующим проблемам уделяется огромное внимание со стороны государства и общества, они также являются предметом многочисленных научных исследований.
Отсюда возникает актуальность темы данной курсовой работы.

Оглавление

. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание.
1.2 Источники неналоговых доходов бюджета РФ.
2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ , местных и федеральных бюджетов.
2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
2.2 Местные неналоговые доходы.
2.3 Неналоговые доходы федерального бюджета.
3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ.
3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ.

Файлы: 1 файл

алёна..docx

  1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета
    1. Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание.
    2. Источники неналоговых доходов бюджета РФ.
  2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ , местных и федеральных бюджетов.
    1. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
    2. Местные неналоговые доходы.
    3. Неналоговые доходы федерального бюджета.
  3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ.
    1. Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ.

На сегодняшний день в Российской Федерации все еще продолжается реформирование системы налогообложения. Этот процесс в целом уже утратил радикальный характер, тем не менее, продолжается кропотливая правовая работа по уточнению состава налогов и сборов, совершенствованию их юридических конструкций.

Соответствующим проблемам уделяется огромное внимание со стороны государства и общества, они также являются предметом многочисленных научных исследований.

Отсюда возникает актуальность темы данной курсовой работы.

В качестве источников доходов, бюджета любого уровня Российской Федерации рассматриваются и неналоговые поступления. В современных условиях, когда наблюдается тенденция снижения налоговой доходов в бюджетах различных уровней за счет проведения налоговой реформы, имеющей социальную направленность, роль неналоговых доходов с точки зрения пополнения бюджета становиться все более значимой.

Читать еще:  Методика факторного анализа

Объемы поступления неналоговых доходов в бюджеты различных уровней, в первую очередь зависят от увеличения сумм их составных статей, таких как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

Необходимо отметить, что эффективное использование собственности может гарантированно обеспечить профицит или, по меньшей мере, бездефицитность бюджета, воспроизводимые доходы бюджета от госимущества (дивиденды, арендная плата, часть прибыли госпредприятий) позволят перераспределить часть налоговых поступлений на социальные нужды. В данной связи ключевым становиться вопрос об эффективном использовании госимущества, прежде всего о величине соответствующих доходов, присваиваемых государством как собственником.

Увеличение неналоговых доходов от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление ими в интересах осуществления развивающей функции государства, дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а остающаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.

Целью данной курсовой работы является анализ неналоговых доходов, объектом являются бюджеты всех уровней РФ, предметом – доходы бюджетов (а именно неналоговые поступления).

Для достижения цели следует рассмотреть следующие поставленные задачи:

— изучить общие понятия неналоговых поступлений;

— изучить состав и структуру неналоговых поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов;

— проанализировать неналоговые поступления бюджета РФ и сделать выводы об особенностях формирования и роли неналоговых доходов.

При написании работы были изучены и проанализированы законодательные документы Российской Федерации, данные статистической отчетности, учебные пособия и учебники, интернет.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.

Таким образом, неналоговые доходы – это важный источник доходов, рост которого способствует сокращению дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения .

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ

1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

  • порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
  • не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
  • нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
  • в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

Итак, к неналоговым доходам — по законодательству Российской Федерации относятся:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;

— доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относилась к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ “О бюджетной классификации” от 06.05.2003 года помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу «безвозмездные перечисления» 1 .

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости 2 .

1.2 Источники неналоговых доходов РФ

Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ). Причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОНЛАЙН

помогу найти финансовую отчетность компании, составить сводные таблицы, диаграммы и описать анализ деятельности предприятия на примере

Анализ неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ

В соответствии с Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» в соответствии с кодом вида дохода бюджета неналоговые и налоговые доходы отражаются в группе 100. Проведем анализ неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации за период с 2013 г. по 2017 г. Информационной базой для анализа неналоговых доходов бюджетной системы РФ является статистическая информация, размещенная на Официальном сайте Федерального Казначейства РФ.

Анализ неналоговых и налоговых доходов

Оценим общие доходы консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг. (таблица 1).

Таблица 1 — Доходы консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг., млн. руб.

120 + 130 + 140 + 150 + 160 + 180

Сумма налоговых
и неналоговых
доходов

Данные таблицы указывают на ежегодный рост доходов консолидированного бюджета РФ. Выясним причины такой динамики.

На основе данных таблицы 1 сформируем структуру доходов консолидированного бюджета РФ (таблица 2) и для наглядности построим гистограмму (рисунок 1).

Таблица 2 — Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг., %

Наименование
показателя

120 + 130 + 140 + 150 + 160 + 180

На основе полученных данных следует отметить, что налоговые доходы имеют больший удельный вес, чем неналоговые доходы в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации.

Рисунок 1 — Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг., %

Так, в 2013 г. налоговые доходы составляли 53,8% консолидированного бюджета, а неналоговые доходы 46,2%., а к 2017 г. удельный вес налоговых доходов вырос до 63,4%, а неналоговых доходов до 36,6% соответственно, что отражает тенденцию наполнению бюджета последних лет. В результате ужесточения фискальной политики, введения онлайн-касс для бизнеса, работающего с населением, повышение налога на имущество физических лиц увеличилась доля налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ.

Анализ неналоговых доходов федерального бюджета

Так же следует проследить динамику изменения доходов консолидированного бюджета РФ (таблица 3).

Таблица 3 — Динамика (цепной темп прироста) доходов консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг., %

Наименование
показателя

120 + 130 + 140 + 150 + 160 + 180

Темп прироста абсолютного значения налоговых доходов за весь рассматриваемый период остается стабильно положительным. Наибольший прирост по налоговым доходам произошел в 2017 г. — на 18,2%.

Неналоговые доходы имеют разнонаправленную тенденцию. В 2014 г. прирост на 8,3%, в 2015 г. снижение на 7,6%, в 2016 г. рост на 4,4%, в 2017 г. снижение на 4,7%.

Рассмотрим статьи неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ (таблица 4).

Таблица 4 — Неналоговые доходы консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг., млн. руб.

Наименование
показателя

Доходы от собственности

Доходы от оказания платных услуг

Суммы принудительного изъятия

Безвозмездные поступления от бюджетов

Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

На основе данных таблицы 4 сформируем структуру неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ (таблица 5).

Таблица 5 — Структура неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг., %

Наименование
показателя

Доходы от собственности

Доходы от оказания платных услуг

Суммы принудительного изъятия

Безвозмездные поступления от бюджетов

Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Для наглядности отразим структуру неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ на рисунке 2.

Рисунок 2 — Структура неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг., %

На основе данных таблицы 5 и рисунка 2 следует отметить, что наибольший удельный вес имеют страховые взносы на обязательное социальное страхование, доля которых растет с 42,0% в 2013 г. до 58,7% в 2017 г. Доля доходов от собственности в неналоговых доходах консолидированного бюджета так же растет с 8,7% в 2013 г. до 12,0% в 2017 г. Доходы от оказания платных услуг и суммы принудительного изъятия имеют небольшую тенденцию колебаний в структуре неналоговых доходов.

Для оценки изменения абсолютных показателей неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ составим таблицу 6.

Таблица 6 — Динамика (цепной темп прироста) неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2014-2017 гг., %

Наименование
показателя

Доходы от собственности

Доходы от оказания платных услуг

Суммы принудительного изъятия

Безвозмездные поступления от бюджетов

Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Динамика неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ имеют интересную тенденцию. Так как в целом в 2017 году имеется тенденция к снижению объема неналоговых доходов, то данный тренд прослеживается и в динамике изменения статей неналоговых доходов. Так если доходы от собственности ежегодно растут в 2014 г. на 8,9%, в 2015 г. на 27,3%, в 2016 г. на 49,7%, то в 2017 году происходит их снижение на 33,9%. Аналогично по доходам от оказания платных услуг в 2014 г. происходит рост на 6,0%, в 2015 г. на 127,2%, в 2016 г. уже снижение на 5,35%, а в 2017 г. снижение на 5,2%. Остается положительной только динамика по страховым взносам на обязательное социальное страхование, прирост которых несколько снижается с 7,3% в 2014 г. до 3,1% в 2017 г.

Анализ доходов и расходов бюджета

Интерес представляет так же анализ неналоговых доходов бюджетной системы по субъектам исполнения (таблица 7).

Таблица 7 — Неналоговые доходы бюджетной системы по субъектам исполнения за 2013-2017 гг., млн. руб.

Наименование
показателя

Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

На основе представленных в таблице 7 данных, сформируем структуру неналоговых доходов бюджетной системы по субъектам исполнения (таблица 8).

Таблица 8 — Структура неналоговых доходов бюджетной системы по субъектам исполнения за 2013-2017 гг., %

Наименование
показателя

Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

Следует отметить, что консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет около трети всех неналоговых доходов бюджетной системы. Для наглядности структуру неналоговых бюджетных доходов отразим на рисунке 3.

На основе представленных данных следует отметить, что консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов отражает тенденцию снижения удельного веса с 32,7% в 2013 г. до 30,3% в 2017 г. Тенденцию к снижению удельного веса также проявляется в неналоговых доходах по федеральному бюджету с 17,3% в 2013 г. до 10,7% в 2017 г.

По остальным субъектам отмечается увеличение удельного веса: бюджеты государственных внебюджетных фондов — рост с 32,5% в 2013 г. до 38,4% в 2017 г.; консолидированные бюджеты субъектов РФ — рост с 10,4% в 2013 г. до 11,2% в 2017 г.; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — рост с 7,1% в 2013 г. до 9,4% в 2017 г.

Рисунок 3 — Структура неналоговых доходов бюджетной системы по субъектам исполнения за 2013-2017 гг., %

Чтобы отследить динамику прироста абсолютных значений неналоговых доходов бюджетной системы РФ по субъектам исполнения, построим таблицу 9.

Таблица 9 — Динамика (цепной темп прироста) неналоговых доходов бюджетной системы по субъектам исполнения за 2014-2017 гг., %

Наименование
показателя

Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

Динамика прироста неналоговых доходов бюджетной системы РФ по субъектам исполнения отражает общую динамику фискальной и бюджетной политики России. При снижении объема исполнения по доходам в 2017 г. консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 4,7%, федерального бюджета на 17,8%, происходит рост бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2017 г. на 5,4%, консолидированных бюджетов субъектов РФ на 9,3%, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на 5,5%. Общее снижение объемов неналоговых доходов бюджетной системы РФ по субъектам исполнения составляет 0,4%.

Анализ неналоговых доходов, выводы

Таким образом, проведенный анализ неналоговых доходов бюджетной системы показал, что они играют большую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней, так как являются одним из источников формирования государственного бюджета, незначительно уступающий по объемам налоговым доходам. Но при этом следует отметить, что налоговые доходы все же имеют больший удельный вес, чем неналоговые доходы в структуре доходов бюджетной системы РФ. В 2013 г. налоговые доходы составляли 53,8% консолидированного бюджета, а неналоговые доходы 46,2%., а к 2017 г. удельный вес налоговых доходов вырос до 63,4%, а неналоговых доходов до 36,6% соответственно, что отражает тенденцию наполнению бюджета последних лет. В результате ужесточения фискальной политики, введения онлайн-касс для бизнеса, работающего с населением, повышение налога на имущество физических лиц увеличилась доля налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ.

В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес имеют страховые взносы на обязательное социальное страхование, доля которых растет с 42,0% в 2013 г. до 58,7% в 2017 г. Доля доходов от собственности в неналоговых доходах консолидированного бюджета так же растет с 8,7% в 2013 г. до 12,0% в 2017 г. Доходы от оказания платных услуг и суммы принудительного изъятия имеют небольшую тенденцию колебаний в структуре неналоговых доходов.

Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов отражает тенденцию снижения удельного веса с 32,7% в 2013 г. до 30,3% в 2017 г. Тенденцию к снижению удельного веса также проявляется в неналоговых доходах по федеральному бюджету с 17,3% в 2013 г. до 10,7% в 2017 г. По остальным субъектам исполнения бюджета по доходам отмечается увеличение удельного веса: бюджеты государственных внебюджетных фондов — рост с 32,5% в 2013 г. до 38,4% в 2017 г.; консолидированные бюджеты субъектов РФ — рост с 10,4% в 2013 г. до 11,2% в 2017 г.; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — рост с 7,1% в 2013 г. до 9,4% в 2017 г.

Анализ поступлений налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет

В том, что касается перечня местных доходов, законодательство на протяжении последних лет практически неизменно. Поэтому сумма налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований остается относительно постоянной величиной. Не претерпевает серьезных изменений и структура доходов. Стабильность налогового законодательства дает возможность прогнозировать ежедневные поступления в городской бюджет.

Владимир Николаевич БОГДАНЦЕВ,
начальник финансового управления администрации города Орска Оренбургской области

Сегодня в обязанности руководства муниципалитета входит координация деятельности по взиманию недоимки с налогоплательщиков территории во все уровни бюджетов бюджетной системы. В городе Орске создана и успешно работает межведомственная комиссия по стабилизации экономики. В состав данной комиссии входят представители администрации города, инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску, внебюджетных фондов, федеральных служб. По итогам работы комиссии в бюджеты всех уровней ежегодно поступает дополнительно порядка 1% от всех налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города. Аналогичные комиссии созданы и в той или иной мере успешно функционируют во многих регионах и муниципалитетах. Поэтому сделаем акцент не на работе по взысканию недоимки, а на обеспечении точности прогнозирования объема поступлений налоговых и неналоговых платежей в бюджет и оперативности получения информации о поступивших доходах, что является определяющим фактором качественной организации бюджетного процесса.

Контролировать исполнение бюджета можно ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежеквартально, но необходимо выстроить такую систему анализа, с помощью которой можно было бы более точно спрогнозировать поступление доходов в бюджет в текущем финансовом году с целью оценки возможности исполнения принятых обязательств. Это стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию между структурами, участвующими в процессе исполнения бюджета. В соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 года № 125 финансовые органы могут получать ранее недоступную для анализа информацию от Федерального казначейства о фактически уплаченных суммах налоговых и неналоговых платежей в разрезе плательщиков.

На основе данных налоговой службы о количестве налогоплательщиков с разбивкой по видам деятельности, суммах налога, полученного от той или иной категории плательщиков, и информации Федерального казначейства мы по каждому доходному источнику разработали индивидуальную аналитическую таблицу.

К основным налоговым источникам, определяющим объем доходной части муниципального бюджета, относятся налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги на имущество. Из перечисленных платежей меньше всего на изменения экономической ситуации реагируют имущественные налоги, поскольку для каждого плательщика они имеют фиксированную налогооблагаемую базу и ставку. А вот налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход тесно связаны с состоянием экономики. Поэтому остановлюсь подробнее только на этих крупных доходных источниках.

Необходимо отметить, что анализ проводился в два этапа: на первом использовался общий подход ко всем налогам, на втором рассматривались особенности уплаты налогов в зависимости от категории налогоплательщиков. Задачей первого этапа являлось более точное формирование кассового плана по доходам на очередной финансовый год. Для этого были использованы данные о фактически уплаченных суммах в местный бюджет по каждому налогу начиная с 2012 года. Мы сделали помесячную разбивку поступлений по каждому налоговому источнику, вывели средний ежемесячный процент поступлений за последние три года. Это позволило более точно спрогнозировать кассовый план поступления доходов по месяцам. Итоги 2015 и 2016 годов показали, что такой подход дает низкую погрешность. На втором этапе был проведен более детальный анализ.

Налог на доходы физических лиц

Первоначально мы разбили плательщиков НДФЛ на три основные группы:

  • крупные предприятия города;
  • государственные и муниципальные учреждения и предприятия, находящиеся на территории города;
  • прочие налогоплательщики (в нашем случае это в основном малый и средний бизнес).

Затем провели оценку удельного веса каждой группы в структуре НДФЛ. По каждой группе ежемесячно формируются данные о фактически уплаченных суммах в бюджет города Орска (таблица 1). Анализ фактических поступлений по каждой группе на предмет изменения (рост или снижение) суммы уплаты налога по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, расчет удельного веса группы в составе налога позволили более точно спрогнозировать ожидаемые поступления НДФЛ в текущем финансовом году как по каждой группе, так и в целом по налогоплательщикам.

Кроме того, изучение поступлений по каждой группе показало, как состояние экономики влияет на работу каждого крупного предприятия: оно полноценно живет и продолжает развиваться или же пытается выжить и переждать экономический кризис. Отпала необходимость обращаться непосредственно на предприятия (руководство которых неохотно предоставляет информацию о своих планах) для того, чтобы определить влияние тенденции изменения фонда труда на объем НДФЛ. Ежемесячно исходя из имеющихся данных и с учетом данных статистической отчетности мы можем просчитать корректировки ожидаемых поступлений налога по соответствующей категории налогоплательщиков.

Анализ позволил определить уровень защищенности работников бюджетной сферы, изменение размера заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях города, оценить, как выполняются майские указы Президента РФ. Мы смогли узнать и уровень стабильности заработной платы, выплачиваемой в сфере среднего и малого бизнеса, проследить влияние экономической ситуации на этот показатель, увидеть, как выживает субъект малого и среднего предпринимательства, экономит ли на выплате заработной платы своим работникам. В итоге при объединении результатов анализа по всем этим направлениям мы получили реальную картину по ожидаемым поступлениям в текущем финансовом году налога на доходы физических лиц.

Налоги на совокупный доход

При проведении анализа по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (таблица 2), использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налога в городской бюджет и данные отчетности налоговой службы в разрезе налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для анализа поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, также использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налогов в городской бюджет (таблица 3). Подход ко всем категориям налогоплательщиков единый. Из отчетности налоговой службы выбираются сведения о количестве налогоплательщиков по каждому налогу и сумме фактически уплаченного налога. Все вместе это позволяет определить сумму налоговой массы, приходящейся на одного плательщика, и проследить ее изменение, характеризующее снижение или увеличение налогового бремени на одного налогоплательщика в течение анализируемого периода. Также мы запрашиваем информацию у налогового органа о фактически уплаченных суммах налога по основным видам предпринимательской деятельности (таблица 4).

Систематизация данной информации позволяет отслеживать направление развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования в зависимости от экономической ситуации. Мы получаем ответ на вопрос, какой вид деятельности развивается, а какой идет на спад, и возможность спрогнозировать отклонение поступлений налогов на совокупный доход в текущем году от запланированных ранее показателей при формировании бюджета.

Анализ показал, что в нынешних экономических условиях прослеживается тенденция перехода налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, с объекта налогообложения «доходы» на объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Подтверждать расходы стало значительно легче, потому что они существенно увеличились в денежном выражении.

Результат проводимого анализа позволил:

  • оценить ситуацию по отдельным видам деятельности среднего и малого бизнеса;
  • более точно прогнозировать поступление доходов в бюджет по данному источнику.

Подробный анализ фактических поступлений дает возможность ежемесячно видеть реальную картину поступлений платежей в бюджет и понимать причины их снижения. Ведь не всегда уменьшение поступлений по доходам в каком-то месяце можно рассматривать как катастрофу — возможно, следующий месяц восполнит эти потери. Такой принцип анализа по рассмотренным налогам можно адаптировать и на другие налоговые и неналоговые платежи.

Взаимодействие с налоговой службой

Проведенная работа по анализу доходов местного бюджета стала возможной во многом благодаря сотрудничеству администрации города Орска и инспекции ФНС по городу Орску. Сотрудники налоговой службы принимают активное участие в разработке проектов решений городского Совета депутатов, касающихся налогов, оперативно предоставляют информацию о поступлениях налогов в городской бюджет и их возврате, о задолженности, а также отвечают на вопросы, возникающие в процессе исполнения бюджета города.

Большая практическая помощь со стороны ИФНС была оказана при разработке и принятии проекта решения городского Совета об установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов. Специалисты ИФНС провели анализ налогооблагаемой базы, в результате которого не только были установлены налоговые ставки, но и выявлены проблемы, которые возникнут при исчислении налога в новых условиях. Также в настоящее время Федеральной налоговой службой разработано и внедряется программное обеспечение «Анализ имущественных налогов». Данный программный продукт предоставляет информацию для следующих целей:

  • анализа качества и полноты сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории конкретных муниципальных образований, для принятия административных решений по их вовлечению в налоговый оборот;
  • анализа и прогнозирования налоговых поступлений по местным налогам с физических лиц, в том числе с учетом моделирования ставок и льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;
  • моделирования поступлений налога на имущество физических лиц и земельного налога после получения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества от органов Росреестра.

Таблица 1. Анализ налога на доходы физических лиц

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
Наименование
показателя