Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ эффективности логистической деятельности предприятия

АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОНЛАЙН

помогу найти финансовую отчетность компании, составить сводные таблицы, диаграммы и описать анализ деятельности предприятия на примере

Анализ логистических процессов на предприятии

ООО «Диджитал» самостоятельно занимаются организацией перевозок комплектующих для производства своей продукции. Схематически процесс поставки ТМЦ в ООО «Диджитал» представлен на рис. 4.

Рисунок 4 – Организация логистических процессов по поставке ТМЦ в ООО «Диджитал»

Экономический отдел ООО «Диджитал» производит расчет и помесячное планирование сборки продукции. На основании плана производства отдел материально-технического снабжения и комплектации (ОМТС) планирует годовой объем поставок материалов и комплектующих в зависимости от модификации производимого электротехнического оборудования и заключает с поставщиком годовую спецификацию на поставку. Согласно спецификации, ОМТС составляет график отгрузки и предварительных оплат за продукцию. Служба маркетинга ООО «Диджитал» осуществляет поиск, заключает договор поставки и организацию перевозки.

Анализ логистических процессов в компании

В установленный графиком день транспорт становится на погрузку у поставщика. После проверки произведенной оплаты происходит загрузка автомобиля, оформляется пакет документов, и машина перевозит товары, материалы и комплектующие на склад ООО «Диджитал». После приемки на складе кладовщик получает комплект документов для оприходования ТМЦ, после чего они размещаются на складе, а документы сдаются в бухгалтерию. В связи с тем, что поставка ТМЦ осуществляется в оборотной таре, в обратный рейс в автомобиль загружают деревянные подставки, на которые со стороны ООО «Диджитал» в Отделе бухгалтерского учета и отчетности оформляется необходимый пакет документов (этот рейс также оплачивает ООО «Диджитал»).

Для оценки эффективности логистических процессов на складе ООО «Диджитал» необходимо провести анализ движения запасов на складе. Динамику изменения запасов предприятия в 2017-2019 гг. приведем в табл. 9.

Таблица 9 – Динамика запасов ООО «Диджитал» на складе за 2017-2019 гг., тыс. руб.

Абс. прирост, тыс. руб.

Абс. прирост, тыс. руб.

На основе полученных данных следует отметить, что прирост по запасам в целом в ООО «Диджитал» в 2018 г. составил 70,3%, а в 2019 г. лишь 11,6%.

В 2018 г. прирост запасов произошел в основном за счет прироста товаров почти в 6,5 раз, при этом материалы показали снижение уровня на 47,5%, а запасы основного производства на 33,3%, прирост готовой продукции составил лишь 4%. В 2019 г. основной прирост запасов пришелся на запасы основного производства (почти в 38 раз) и материалы (в 3,6 раза). Тенденция роста указанных позиции запасов компенсировалась снижением запаса товаров (-51,0%) и готовой продукции (-17,7%).

На рис. 5 приведем структуру запасов ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг.

Рисунок 5 — Структура запасов ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., %

На основе данных рис. 5 следует отметить, что наибольший удельный вес в 2017 г. составляет готовая продукция (63,9%). К 2018 г. ее удельный вес снижается до 39,0%, а в 2019 г. до 28,8%. Данная тенденция связана в первую очередь с повышением эффективности хозяйственной деятельности ООО «Диджитал». После затоваривания складов в 2017 г. руководство вышло на новых потребителей своей продукции и к 2019 г. реализовало излишки продукции, хранящейся на складе, а так же пересмотрело структуру производства, что позволило производить действительно пользующуюся спросом продукцию и не затоваривать склады.

В 2017 г. ООО «Диджитал» из-за расторжения договоров с несколькими крупными потребителями для реализации было подготовлено только 12,3% запасов, в 2018 г., после эффективной работы маркетинговых подразделений и заключении новых договоров, в структуре запасов товары составляли уже 53,5%, что позволило предприятию реализовать продукцию, оставшуюся с 2017 г. В 2019 г. производство стабилизировалось и вышло на объем, соответствующий спросу, поэтому доля товаров в запасах предприятия составила 23,5%.

В соответствии с потребностями производство ООО «Диджитал» закупало материалы, которые в 2017 г. составили 22,4% всех запасов, в 2018 г. – 6,9%, а в 2019 г., в результате выхода на прежние производственные мощности – 28,7%.

Так как в 2017 г. производство ООО «Диджитал» было вынужденно свернуто, запасы в основном производстве составляли 1,4% и 0,5% соответственно, а в 2019 г., материалы в производстве составили 19%.

Проведем анализ запасов ООО «Диджитал» с помощью показателей и коэффициентного анализа.

Анализ складских логистических процессов

1. В соответствии с формулами (1) и (2) произведем расчет среднего запаса на складе ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг.:

, (1)

где, Зср1 — средний запас за первый период;

Зн — запас на начало первого периода;

Зк — запас на конец первого периода.

Средний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждый из периодов:

, (2)

где Зсрп — средний запас за n — периодов.

Полученную тенденцию отразим на графике (рис. 6).

Рисунок 6 — Средний запас на складе ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., тыс. руб.

Таким образом, средние запасы в 2017 г. составили 11534 тыс. руб., в 2018 г. – 22200 тыс. руб., а в 2019 г. – 29587 тыс. руб. Запасы имеют тенденцию роста, что связано с расширением хозяйственной деятельности предприятия. В целом за рассматриваемый период средний запас ООО «Диджитал» равен 21107 тыс. руб.

Анализ системы управления логистическими процессами

2. Определим показатели оборачиваемости ООО «Диджитал». Скорость оборота запасов предприятия рассчитаем с помощью формулы (3):

, (3)

где О — товарооборот за период;

Зср — средний запас за период.

Отразим скорость оборота на гистограмме (рис. 7):

Рисунок 7 — Скорость оборота товарных запасов ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., обороты

Таким образом, в 2017 и 2019 гг. запасы сделали 3,2 оборота, а в 2018 г. в связи с затовариванием складов и низким спросом на продукцию предприятия скорость товарооборота ООО «Диджитал» упала до 3 оборотов.

Время обращения запасов рассчитаем с помощью формулы (4):

, (4)

где Зср — средние запасы за период;

t — число дней в периоде.

Таким образом, время обращения товаров предприятия в 2017 г. составило 80,8 дней, в 2018 г. – 95,6 дней, а в 2019 г. – 106,8 дней.

Скорость оборота рассчитаем по формуле (5):

, (5)

Таким образом, скорость оборота запасов предприятия в 2017 г. составила 114,1 дней, в 2018 г. – 121,7 дней, а в 2019 г. – 114,1 дней.

Отразим динамику времени обращения и скорости оборота на графике (рис. 8):

Рисунок 8 – Время обращения и скорость оборота запасов ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., дни

На основе рис. 7 и 8 следует отметить, что в результате существенного увеличения товарных запасов в 2019 г. время обращения составило 106,8 дней, но так как выручка предприятия в этом году возросла, то и скорость товарооборота была на высоком уровне, равной 114,1 дней.

Анализ логистического процесса на складе

3. Для расчета готовности поставщиков предприятия к поставке материалов в ООО «Диджитал» построим табл. 10, в которой укажем фактическое наличие заявленной номенклатуры материалов и суммарную годовую заявку по номенклатуре в количественном выражении.

Таблица 10 – Номенклатура поставки материалов в ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., ед.

Наименование

Фактическое наличие заявленной номенклатуры

Методы оценки эффективности работы службы логистики.

Методы оценки эффективности работы службы логистики.

Проблема повышения эффективности работы коммерческой организации на основе совершенствования транспортных и логистических процессов на предприятии, оптимизации цепочек поставки грузов является одной из самых актуальных в условиях современной экономики. Предприятия ищут любые способы уменьшения издержек, переходя от привычного сокращения заработной платы и штата сотрудников, к более глубокому анализу затрат и поиску инструментов для решениях этой задачи.

Известно, что без тщательно продуманной тактики по ведению бизнеса ни один проект не сможет не только преуспеть, но и просто продержаться долго на плаву. Поэтому последнее время все большее внимание уделяется логистике — науке об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции.

Логистика охватывает деятельность предприятия как на уровне отдельных процессов, так и на уровне координации всех структур, она занимается направлением, упорядочением и распределением продукции от производителя до конечного потребителя, учитывая рентабельность, результативность, производительность, эффективность системы в целом. Объект логистики — деятельность компании, распределение ее продукции, организация любой комбинации торговых процессов, в общем, все, что связано с материальными потоками.

Концепция логистики — четкая, продуманная система действий, рассчитанная на повышение эффективности функционирования предприятия на основе оптимизации материальных потоков. Основное предназначение логистики — это экономия: экономия средств, продукции, времени, затрат, площади, оборудования и т.п. Говоря простым языком, логистика помогает экономить там, где это возможно, для того, чтобы сделать ведение дела проще и выгоднее.

Эффективность логистической системы.

Методы оценки эффективности работы службы логистики.

Компании, организовавшие службы логистики на своих предприятиях, непременно должны проводить оценку эффективности их деятельности. Оно осуществляется в виде обратной связи — задания управленческим звеньям — принятие решений службой логистики — их осуществление — оценка результатов деятельности управленческих звеньев.

Существует несколько методов оценки. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логистики с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сервиса. Рассмотрим их более подробно.

Метод затрат. Он основан на том, что фирма устанавливает стоимостной критерий для каждой отдельной функции логистики на предприятии. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или конкретный заказ.

Путем сравнения затрат в комплексе и по всем направлениям в соответствии со стоимостными критериями и поставленными целями определяется расхождение по конечным результатам. Это дает возможность внесения необходимых поправок и дополнений в деятельность службы логистики.

Метод продуктивности . Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого -то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации

Количественные характеристики на “входе” сравнивают с результатами на “выходе”. В расчет принимаются человеко-часы, затраченные на выполнение определенного объема работ; количество персонала, участвующего в выполнении этих работ; количество и технические параметры задействованной техники на конкретном объеме работ; используемые площади складских помещений. Оценивается общий объем работ в соотнесении к единице продукции.

Метод сервиса . По этому методу критерием выступает оценка оказываемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказания услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество повреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения).

Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях возрастающей конкуренции как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных фирм позволяет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования службы логистики.

Оценка функционирования логистической системы предприятия на примере ООО «Бауцентр рус»

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.03.2017 2017-03-21

Статья просмотрена: 7682 раза

Библиографическое описание:

Кучмин, В. А. Оценка функционирования логистической системы предприятия на примере ООО «Бауцентр рус» / В. А. Кучмин. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 319-323. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40919/ (дата обращения: 08.04.2020).

Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия является одним из факторов, определяющих уровень конкурентоспособности компании на рынке. Использование логистической концепции позволяет рационально управлять потоковыми процессами, способствуя снижению издержек и повышая эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: логистическая система предприятия, снижение затрат, транспортная подсистема, управление потоками, эффективность функционирования

Постоянные изменения и нестабильность экономической ситуации в стране и мире, а также непрерывное усиление конкуренции актуализируют перед хозяйствующими субъектами проблемы, связанные с оптимизацией производственно-хозяйственной деятельности. Конкурентные преимущества компании на рынке во многом определяются эффективностью его деятельности, которая достигается множеством способов, одним из которых являются низкие затраты, в том числе и логистические. Снижение уровня затрат является одним из факторов повышения эффективности системы хозяйствования и экономической устойчивости предприятия.

Эффективному снижению затрат и поиску возможных направлений их минимизации способствует использование логистической концепции в управлении предприятием. Концепция логистики рассматривается как эффективный инструмент рационального управления потоковыми процессами, способствующий снижению издержек [2, с. 14].

Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением, обладающим потенциальными возможностями повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, является логистика. Применение логистической концепции позволяет значительно увеличить прибыль за счет снижения затрат, связанных с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала, а также существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла и обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей [3, с. 250].

Так, логистическая система — одно из ключевых понятий логистики. Из всего множества существующих разнообразных систем, обеспечивающих функционирование экономического механизма производственно-коммерческой деятельности, выделяют логистические системы. Данные системы отличаются от других экономических систем, прежде всего системной целостностью и ее специфичностью, наличием управляемых потоковых процессов и целями функционирования.

По словам А. М. Гаджинского А. М., логистическая система — «…это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой» [1, с. 70].

Эффективность логистической системы — это показатель (или система показателей), характеризующий уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических затрат [2, с. 21].

Исходя из определения эффективности логистической системы, для ее определения требуется определенная система показателей. По мнению ученых в области логистики, на данный момент не существует единой методики оценки эффективности логистической системы, способной учесть все показатели, все особенности и все вероятные ситуации.

К самым общим, ключевым показателям эффективности любой логистической системы относятся:

‒ общие логистические затраты;

‒ качество логистического сервиса;

‒ продолжительность логистических циклов — время выполнения заказов;

‒ возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Показатели, рассчитанные от себестоимости, влияют на цели по прибыли и рентабельности, а операционные показатели влияют на производительность труда и качество процессов, что в свою очередь влияет на цели верхнего уровня, такие как стоимость компании [3, с. 85].

Для оценки эффективности функционирования логистических систем используются различные методы в зависимости от целей анализа.

Логистическая система представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, через которые движутся материальный и сопутствующий ему потоки. Методологическую основу управления потоковыми процессами составляет системный подход.

Системный подход является универсальным методом познания деятельности, т. к. в качестве системы может быть рассмотрено любое явление. Данный подход позволяет исследовать и проектировать сложные динамические целостности и предполагает использование метода дедукции (от общего к частному).

Системный подход при формировании и оценке функционирования логистической системы состоит и з следующих этапов:

‒ определение и формулировка целей функционирования системы;

‒ определение показателей (критериев), условий эффективного функционирования системы и основных ограничений внешней среды;

‒ формирование некоторых подсистем на базе определенных критериев эффективности;

‒ выбор структуры или элементов из альтернативных вариантов организация их в единую систему для достижения поставленных целей.

При использовании системного подхода, мы определим общую эффективность логистической системы, однако, метод не позволит детализировать критерии эффективности и представить деятельность компании как логистического центра в числовом выражении.

Метод анализа полной стоимости широко используется менеджерами по логистике, когда необходимо сделать выбор из множества альтернатив.

Данный метод представляет собой метод управления потоковыми процессами, учитывающий все экономические изменения, которые возникают при любых преобразованиях в логистической системе. При его использовании допускается увеличение затрат в одной функциональной области логистической системы, при снижении затрат в общем по системе.

По мнению А. М. Гаджинского, недостатками метода анализа полной стоимости являются необходимость в специальных знаниях; а также учет факторов, связанных с косвенными затратами [1, с. 77].

В краткосрочной перспективе при принятии текущих управленческих решений можно использовать метод АВС и ХYZ –анализа.

В логистике данные методы применяются при организации закупок, выборе поставщика, в управлении запасами, распределении продукции в зависимости от спроса и т. д.

Суть метода АВС — анализа заключается в делении объектов по степени важности и сосредоточении на наиболее важных основных усилиях с точки зрения поставленной цели среди множества одинаковых объектов.

XYZ — анализ предполагает распределение объектов в зависимости от спроса на них (частоты потребления).

Эти методы эффективны при анализе определенных логистических операций, например, определение номенклатуры ресурсов; определение увеличения или уменьшения определенного вида услуг и т. д., но не позволяют качественно оценить работу всей логистической системы, включающей большое количество разнообразных показателей эффективности функционирования.

При использовании метода оценки натуральных показателей эффективности логистической системы положительный результат определяется как экономия денежных средств, получаемая при достижении заданных значений натуральных показателей, таких как: уровень запасов и сокращение необходимости в складском хранении; время прохождения потоковых процессов (материальных, информационных, финансовых и т. д.) в логистической системе; продолжительность выполнения заказа, качество и уровень сервиса; уровень использования производственных мощностей; качество транспортных услуг и т. д.

Недостатком метода является отсутствие возможности в оценке проектируемой логистической системы и предположения эффективности от ее внедрения; также необходимо предварительное нормирование всех натуральных показателей.

Марковский В. А. предлагает использовать для оценки эффективности логистической системы методику GAP — анализа.

GAP — анализ (GAP Analysis, англ. Gap — «разрыв») — это комплексное аналитическое исследование, изучающее несоответствия, разрывы между текущим состоянием компании и желаемым [4, с. 10]. Этот метод позволяет выявить проблемные (узкие) места в функционировании и развитии логистической системы и своевременном их устранении.

Предлагается проводить анализ несоответствия реальных (текущих) возможностей логистической системы компании желаемому (потенциальному) уровню эффективности ее функционирования [4, с. 10].

Данный метод может быть адаптирован для всех функциональных областей логистической системы и доступен любому пользователю, но необходимо предварительное нормирование желаемого уровня эффективности по различным показателям, что является недостатком метода.

Обособленное использование какого — то определенного метода оценки эффективности не дает полного оценочного представления для логистической системы. Для получения более достоверной информации об эффективности логистической системы необходимо оценивать ее по максимальному количеству критериев.

В настоящее время в менеджменте большую популярность приобрело использование сбалансированной системы показателей (ССП), такую систему можно применять и в логистике. Сергеев В. И. описывает суть внедрения ССП как анализ менеджерами бизнес — процессов и выделение значимых для компании областей деятельности, в которых определяют совокупность ключевых показателей результативности (key perfor mance indicators — KPI), подлежащих регулярному измерению.

ССП оценки эффективности функционирования логистики направлена на увязку финансовых показателей с такими аспектами деятельности как: удовлетворенность внешних и внутренних потребителей, внутрифирменная операционная деятельность логистики, инновационная активность, меры по улучшению финансовых результатов [4, с. 11].

Применение ССП в логистике позволит определить, как оценивают логистику компании внутренние и внешние клиенты; какие действия и процессы позволят реализовать логистическую стратегию, а следовательно и корпоративную, т. к. цели логистики предполагают согласованность с общими целями компании; какие мероприятия помогут оптимизировать положение организации; как оценивают деятельность собственники и управляющие компании.

Сложность разработки ССП во многом зависит от способности компании представить свою стратегию как систему показателей. Конечно, можно и воспользоваться готовыми библиотеками KPI, предлагаемыми консалтинговыми организациями, но данные показатели должны отражать особенности компании, ее конкурентные преимущества, специфику рынка, на котором она работает, уникальные технологии, которые использует, знания сотрудников компании.

Итак, алгоритм оценки эффективности функционирования логистической системы — это специально разработанная система операций, которая после последовательного их выполнения позволяет произвести полную оценку эффективности функционирования логистической системы и определить итоговый уровень ее эффективности функционирования.

Целью данного алгоритма оценки является определение итогового уровня эффективности функционирования логистической системы, а также нахождение проблемных мест, которые препятствуют выходу системы на более высокий уровень.

Применение логистического подхода к управлению предприятием дает возможность найти оптимальный вариант в решении задач, связанных с управлением. Сущностью логистического подхода к управлению потоками является объединение различных субъектов, обладающих различными экономическими интересами, в единую систему [5, с. 183].

Рис. 1. Алгоритм оценки логистической системы ООО «Бауцентр рус»

На рисунке 1 приведена схема движения материальных потоков логистической системы ООО «Бауцентр рус». В зависимости от различных внешних и внутренних факторов, при постоянном сопровождении информационными потоками течение материальных и финансовых потоков может быть разнообразным. В рамках рассмотренной системы можно выделить те структурные подсистемы, эффективная работа которых повлияет на логистические функции ООО «Бауцентр рус».

Таким образом, отслеживание и оценка показателей логистической системы приводит к разработке стратегических инициатив, направленных на совершенствование как деятельности подразделений, за них отвечающих, так и всей компании ООО «Бауцентр» в целом.

1 Гаджинский, А.М Логистика. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. — 484 с.

2 Мифтяхетдинов И. А. Оценка эффективности функционирования логистических систем / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М., 2014. — 24 с.

3 Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистрантов. — 3 — е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. 2015. — 734 с.

4 Марковский В. А. Использование методики GAP анализа для оценки эффективности логистической // Современные исследования социальных проблем. — 2016. № 2 — с. 4–11.

5 Сергеев В. И. Корпоративная логистика. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 634 с.

Читать еще:  Анализ долгосрочных и краткосрочных обязательств
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
Показатель