Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ бюджетного федерализма в россии

Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы (стр. 1 из 11)

Бюджет, занимая центральное положение в финансо­вой системе страны и являясь главной составляющей госу­дарственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функ­ций органов государственной власти, но и основа его сувере­нитета.

Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетно-налогового устройства государства зак­лючается в нормативно-законодательном установлении бюд­жетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного про­цесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполне­ние бюджетов), методов частичного перераспределения бюд­жетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и ре­гионами.

Бюджетный федерализм реализуется через единую социально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации с интересами ее субъектов и органов самоуправления. Проблема бюджетного федерализма это не только и столько проблема взаимоотношения бюджетов различных уровней бюджетной системы, это прежде всего проблема взаимоотношений государства и его граждан посредством организации рационального движения потоков финансовых ресурсов.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изуче­ние сущности бюджетного федерализма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью исследования настоящей работы является рассмот­рение бюджетного федерализма, как одного из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

Задачи исследования: анализ сущности межбюджетных отношений на современном этапе; выявление наиболее значительных проблем развития бюджетного федерализма в России; и, со­ответственно, рассмотрение возможных путей их решения.

Предмет исследования: бюджетный федерализм.

Объект исследования: проблемы и перспективы бюджетного федерализма в России на современном этапе развития.

Методы исследования: анализ теоретического материала по данной теме, сравнительный анализ количественных показателей в динамике.

Сущность бюджетного федерализма выражается через его основные принципы. К ним относятся следующие:

наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы;

единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сочетания инте­ресов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в бюджеты разных уровней на объективной основе;

• ведущая роль федерального бюджета как вы­ражающего общие интересы всех субъектов федерации в сочетании с высокой степенью самостоятельности бюджетов и ответс­твенности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, соответствующую налоговому потенциалу на данной территории, с предо­ставлением им необходимой для этого налоговой инициативы;

активное участие субъектов федерации в фор­мировании и реализации налогово-бюджетной политики государства, включая межбюджет­ные отношения.[5]

Объективной основой сочетания интересов бюджетов всех уровней является то, что конечной целью органов власти любого уровня должны быть интересы населения.

Сочетание принципов централизма и децентрализма в условиях бюджетного федерализма оз­начает, что наряду с тенденцией децентрализации, характеризующейся усилением демократических начал организации и функционирования бюд­жетной системы страны, необходимыми услови­ями являются сохранение единства государства, финансовое обеспечение общих общественных потребностей как полностью бесплатных для на­селения (государственное управление, оборона и некоторые другие), в отличие от таких обществен­ных потребностей, которые могут быть частично платными (образование, здравоохранение и др.). Это предопределяет соблюдение приоритета феде­рального бюджета, выражающего общие интересы всех членов федерации.

Резкое усиление централизации финансовых ресурсов в условиях бюджетного федерализма приемлемо в тех случаях, когда оно способствует лучшему удовлетворению потребностей населения, осуществляется не в ущерб интересам и ресурсам долговременного социально-экономического развития субъектов федерации, вызвано чрез­вычайными обстоятельствами и принимается не как стратегическое направление развития эконо­мических основ федеративных отношений, а как временный маневр.

При реализации бюджетной политики феде­ративного государства важным является сочетание интересов народов многонациональной федерации (в национально-культурном их развитии) как об­щегосударственная задача.

Высокая степень самостоятельности бюджетов разных уровней и ответственности органов власти за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность предопределяет повышение их заинтересованности в наращивании налогового по­тенциала, своевременном и полном сборе налогов, а также в эффективном расходовании бюджетных средств. Такая самостоятельность бюджетов харак­терна для классического бюджетного федерализма, так как она позволяет проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную налогово-бюд­жетную политику в пределах своей компетенции.

Активное участие субъектов федерации в формировании и реализации налогово-бюджетной политики государства в качестве принципа бюд­жетного федерализма подтверждает тот факт, что бюджетный федерализм не сводится к межбюджет­ным отношениям, хотя последние в значительной степени характеризуют его особенности.

Поэтому понятие бюджетный федерализм можно определить как отношения между федераль­ными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе сочетания принципов цент­рализма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспре­деления в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местны­ми властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения, включая интересы народов многонациональной федерации, проживаю­щих на территориях субъектов федерации и входящих в них местных территориальных образований. [5]

Читать еще:  Простейшие приемы экономического анализа

Межбюджетные отношения в федеративных государствах имеют особенности, которые дикту­ются бюджетным устройством государства и степе­нью развития бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной (без ограни­чения сроком) основе расходных и доходных полномо­чий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию: возможному рас­пределению некоторых налогов по временным (не менее чем на очередной финансовый год) нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и пе­рераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах в целях обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня. [5]

Потребность в таком регулировании возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоя­щего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично (по разделенным налоговым ставкам или в процентных долях), для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной сис­темы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня. Термин бюд­жетное регулирование может иметь расширительное толкование, учитывая регулирующее воздействие через бюджетную систему на экономические и социальные процессы в стране.

Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является – исследование проблемы и перспективы развиия бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
– расмотреть сущность и принципы бюджетного федерализма в РФ;
– изучить реализацию бюджетного федерализма в РФ, распределение расходов и доходов на уровне бюджетной системы;
– определить и исследовать основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и принципы бюджетного федерализма ………………………5
1.1 Понятие и сущность бюджетного федерализма …………………………. 5
1.2 Принципы и инструменты бюджетного федерализма в РФ….………….…8
2. Анализ бюджетного федерализма в России ……………………………..19
2.1 Распределение расходов на уровне бюджетной системы…….…………. 19
2.2 Распределение доходов на уровне бюджетной системы ………….…. … 27
3. Проблемы и направление совершенствования бюджетного
федерализма в РФ ………………………………………………………………34
3.1 Проблемы бюджетного федерализма в РФ ………………………………. 34
3.2 Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма
в РФ ………………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Четвертый факультет дистанционного обучения

по дисциплине: «Бюджетная система России»

на тему: «Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы»

Проверил: Богомолов С.В

1. Сущность и принципы бюджетного федерализма ………………………5

1.1 Понятие и сущность бюджетного федерализма …………………………. 5

1.2 Принципы и инструменты бюджетного федерализма в РФ….………….…8

2. Анализ бюджетного федерализма в России ……………………………..19

2.1 Распределение расходов на уровне бюджетной системы…….…………. 19

2.2 Распределение доходов на уровне бюджетной системы ………….…. … 27

3. Проблемы и направление совершенствования бюджетного

3.1 Проблемы бюджетного федерализма в РФ ………………………………. 34

3.2 Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма

С ослаблением жёсткой централизации и нарастанием тенденций к автаркии и прямым экономическим обменам между регионами резко возросла роль региональных управленческих и хозяйственных элит. Ход реформ, как в политической, так и в экономической сфере заметно переместился с общефедерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. Проявляется очевидная тенденция к политическому полицентризму. Успех радикальных преобразований в России обусловлен в значительной мере построением отлаженной, эффективно функционирующей федеративной системы. Многое зависит от того, сможет ли центр наладить такие отношения с регионами и их политическими элитами, при которых были бы максимально учтены интересы последних при сохранении экономического единства страны.

Актуальность предложенной темы определяется тем, что от создания оптимального механизма межбюджетных отношений, на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране.

По уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования. Основная часть расходов региональных и местных бюджетов, включая заработную плату в бюджетной сфере, а также финансирование сети бюджетных учреждений регламентируется централизованно установленными нормами. Более 80 процентов налоговых доходов этих бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур, что требует дальнейшего развития и законодательного закрепления методологии бюджетного выравнивания.

Читать еще:  Анализ конкурентов организации проводится с целью

Становление действенного механизма межбюджетных отношений существеннейшим образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

Целью данной работы является – исследование проблемы и перспективы развиия бюджетного федерализма в Российской Федерации.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:

– расмотреть сущность и принципы бюджетного федерализма в РФ;

– изучить реализацию бюджетного федерализма в РФ, распределение расходов и доходов на уровне бюджетной системы;

– определить и исследовать основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ.

1. Сущность и принципы бюджетного федерализма

1.1 Понятие и сущность бюджетного федерализма

Россия имеет уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной, национальной федерации в соответствии с Конституцией. Российская Федерация «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации» 1 . «Федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации».

Понятие бюджетный федерализм можно определить как отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства. Разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения, включая интересы народов многонациональной Федерации, проживающих на территориях субъектов Федерации и входящих в них местных территориальных образований. 2

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетным вопросам. Вместе с тем федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством членов Федерации, так как оно отражает их общие интересы и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства. 3

Существенным недостатком действующего бюджетного законодательства России является то, что важные принципы функционирования бюджетов разного уровня лишь декларируются, но не реализуются в конкретных нормах права. К примеру, в официальных документах разных государственных структур неоднократно декларировался отказ от избыточного вмешательства федеральных органов власти в решение вопросов регионального и местного значения. Однако реальная финансовая основа такого невмешательства до сих пор не создана, поскольку теоретически не проработан, а потому и практически нерешенным остается вопрос об оптимальной вертикальной структуре бюджетной системы РФ и путях приближения последней к такому оптимуму.

Анализ вертикальной структуры бюджетной системы страны показывает, что на протяжении последних лет постоянно усиливается тенденция к централизации значительной части бюджетных средств на федеральном уровне. В определенной мере концентрация финансовых ресурсов на «верхнем» этаже государственного управления оправдана: решение общенациональных задач, в том числе связанных со структурными преобразованиями в экономике и социальной сфере, необходимость укрепления национальной безопасности, повышение эффективности деятельности государственных структур требуют бюджетных средств именно на федеральном уровне. Однако это не должно приводить к излишней концентрации средств в федеральном звене бюджетной системы РФ и происходить за счет ослабления территориальных бюджетов.

Субъекты РФ, не говоря уже о муниципальных образованиях, не наделены сегодня теми доходными источниками, которые позволяли бы им самостоятельно распоряжаться бюджетными поступлениями. Характерной тенденцией последних лет является постепенное уменьшение удельного веса налоговых поступлений в доходах территориальных бюджетов. 4

В связи с уменьшением налоговых поступлений в составе доходов территориальных бюджетов резко возросла зависимость региональных бюджетов от федерального, а местных бюджетов – от региональных. Сложившаяся ситуация противоречит принципу реальной самостоятельности региональных и местных бюджетов, не способствует развитию местной инициативы, порождает финансовое иждивенчество.

В настоящее время реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивается не за счет роста налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета.

В условиях огромной дифференциации уровня бюджетной обеспеченности, характерной для разных регионов России, финансовая помощь федерального бюджета, оказываемая субфедеральным и муниципальным образованиям, необходима. Однако вряд ли правильно каждого субъекта РФ превращать в получателя межбюджетных трансфертов, для чего на федеральном уровне приходится централизовать огромные доходы.

Читать еще:  План факторный анализ деятельности

Баланса между доходами и расходами бюджета необходимо добиваться, прежде всего, путем построения оптимальной модели разграничения налоговых доходов между уровнями власти, а не ориентироваться главным образом на разные формы перераспределения бюджетных средств. К тому же следовало бы отказаться от чрезмерно разросшихся в последние годы фондов финансовой поддержки и перейти к более рациональной системе распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

Как показывает практика, в последние годы систематически увеличивался объем финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета. Связано это с тем, что реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивался не за счет роста в них налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета. Однако многолетняя практика оказания финансовой помощи не только не привела к нивелированию чрезмерных различий в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, но еще и усилила их, наводя на мысль об известной ущербности существующего механизма выделения межбюджетных трансфертов.

1.2 Принципы и инструменты бюджетного федерализма в РФ

Наличие федеративного административно- территориального устройства само по себе еще не является достаточным признаком бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность, и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений. 5

Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной (без ограничения сроком) основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию: возможному распределению некоторых налогов по временным (не менее чем на очередной финансовый год) нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах в целях обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня.

Анализ состояния бюджетного федерализма

Автор: Магомед Магомедов • Ноябрь 5, 2019 • Курсовая работа • 7,039 Слов (29 Страниц) • 49 Просмотры

1. Теоретические аспекты бюджетного федерализма РФ …………………….… 5

1.1 Сущность бюджетного федерализма ……………………………………. … 5

1.2 Этапы формирования бюджетного федерализма. 11

1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ …………………. 14

2. Анализ состояния бюджетного федерализма …………………. 18

2.1 Принципы бюджетного федерализма. ………. 18

2.2 Инструменты бюджетного федерализма. ………. 23

2.3 Оценка бюджетного федерализма …………….…………………. … 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………. 33

Введение

Актуальность темы исследования. Основным инструментом достижения баланса интересов федерации, ее субъектов и местного самоуправления являются межбюджетные отношения.

Одной из ключевых проблем государственного устройства является регулирование межбюджетных отношений, основанное на сбалансированном разграничении доходных полномочий и выравнивании бюджетных ассигнований на субфедеральном уровне.

Организация межбюджетных отношений и бюджетное регулирование, в частности на региональном уровне, стали объектом, как теоретических разработок экономистов, так и основой поиска практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России. Решающим условием эффективного функционирования федеративного государства является разработка рациональной системы бюджетных отношений между уровнями власти, которая способна обеспечить соответствие между доходами и расходами и быть одинаково справедливой с точки зрения разделения финансового бремени для всех субъектов Российской Федерации, а внутри самих субъектов — для всех составляющих ее образований.

Степень изученности проблемы. Теоретическим аспектам формирования и совершенствования межбюджетных отношений уделяется большое внимание как российскими, так и зарубежными исследователями.

Целью работы — проанализировать особенности и тенденции развития бюджетного федерализма в РФ и инструменты его развития.

Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:

− раскрыть понятие бюджетный федерализм;

− исследовать содержание, функции и типы межбюджетных отношений;

− проанализировать межбюджетные отношения;

− выявить основные проблемы межбюджетных отношений в субъектах РФ;

Объектом исследования является система бюджетного федерализма, формирующаяся в РФ.

Предметом исследования является бюджетный федерализм.

Теоретическая и методологическая база исследования. Курсовая базируется на научных трудах и публикациях ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам межбюджетных отношений и бюджетного регулирования. В ходе исследования были использованы общенаучные методы познания социально-экономических явлений и процессов, при обработке фактического материала — сравнительный анализ, прогнозирование и моделирование, методы статистической обработки информации.

1. Теоретические аспекты бюджетного федерализма РФ

1.1 Сущность бюджетного федерализма

Бюджетный федерализм – чрезвычайно емкое, сложное и многогранное явление, которое касается как экономики, так и политики и социальной сферы. Существуют разные определения определения этого явления, однако, следует отметить, что ключевым его содержанием является обеспечение единства интересов субъектов всех уровней бюджетной системы. Причем, согласно нашему мнению, в первую очередь, речь должна идти о согласовании экономических интересов, так как федеративное государство создается и существует для достижения экономической и социальной выгоды его граждан и общества. [6, с. 115 ]

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector