Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление рисками чрезвычайных ситуаций

Охрана труда

Анализ статистики аварий и катастроф в России, выполненный службами государственного надзора, показывает, что число смертельных случаев ежегодно увеличивается на 10-25%, а в некоторых отраслях (например, на авиационном транспорте) — на 50%. Так, по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) РФ, ежегодно происходит около 1000-1500 аварий и катастроф (за исключением аварий на автомобильном транспорте и производственного травматизма), в которых погибают или получают увечья десятки тысяч человек.

Материальный ущерб вследствие аварий и катастроф постоянно растет. Произошло смещение основной тяжести последствий аварий и катастроф в сторону увеличения числа смертельных случаев при относительной стабилизации материальных потерь. Все это происходит па фоне падения основного производства и сокращения числа потенциально опасных объектов. Таким образом, удельные показатели аварийности работы опасных объектов за последние годы растут еще более быстрыми темпами.

В условиях экономики переходного периода, реформирования, становление российского законодательства и регулирования в области промышленной безопасности, защиты от ЧС, охраны ОС и труда разработка системы управления промышленной, экологической безопасностью и охранной труда (СУПЭБОТ) — актуальная задача для вертикально интегрированных компаний РФ. С точки зрения авторов работы целесообразно следующее определение: СУПЭБОТ — это часть общей системы менеджмента вертикально интегрированной компании, обеспечивающая управление рисками в области промышленной, экологической безопасности и охраны труда, связанная с деятельностью компании.

СУПЭБОТ включает следующие компоненты: целеориентированные (назначение, цели, задачи, показатели и критерии эффективности); функциональные (аппарат управления, распределение функций, лидерство); административные (планирование, организация, мотивация, аудит). Важной составной частью управления рисками является система управления рисками ЧС (или управление природной, техногенной и социальной безопасностью населения).

Для управления рисками ЧС следует развивать:

  1. систему мониторинга, анализа риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций как основы деятельности по снижению рисков ЧС;
  2. систему предупреждения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;
  3. систему ликвидации ЧС, включая оперативное реагирование па ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения реабилитации пострадавшего населения;
  4. систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в области снижения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы управления природными и техногенными рисками в масштабе страны или на конкретной территории имеет вид, изображенный на рис.8.8.

Рис.8.8. Структура системы управления природным и техногенным рисками

Для управления риском обычно используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирующий социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества.

Научный подход к принятию решений в целях устойчивого развития включает следующие основные элементы:

  1. становление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;
  2. мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
  3. принятие решений о целесообразности проведения мероприятий защиты;
  4. рациональное распределение средств па превентивные меры по снижению риска и меры по уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций;
  5. осуществление превентивных мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий;
  6. проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ при ЧС.

Управление риском — это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях па ресурсы и время. Эта деятельность основывается на выработке стратегий для принятия решений, и осуществления практических мер в целях предупреждения ЧС, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий.

В общем случае управление риском включает разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент этих усилий — процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов, расходуемых для снижения различных рисков с целью достижения такого уровня безопасности населения, социальных, политических и хозяйственных институтов, окружающей природной среды, какой только достижим в существующих реальных экономических и иных условиях.

Этот процесс основан па мониторинге ОС и анализе риска. В целом, когда имеется в виду выработка и реализация комплекса разнообразных мер по управлению совокупности взаимосвязанных рисков, можно говорить об управлении безопасностью в той иной области. Управление безопасностью при угрозе и в случае возникновения ЧС является широким понятием, включающим не только меры по предотвращению возникновения ЧС и уменьшению их последствий, по и мероприятия по подготовке к отражению реализовавшихся угроз.

Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. Этот учет возможен за счет системного анализа. Поэтому принятию управленческих решений должен всегда предшествовать системный анализ, представляющий собой совокупность методов и средств исследований сложных многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов. Он опирается па комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Еще раз подчеркнем, что системный анализ играет важную роль при выработке и принятии управленческих решений, фактически является составной частью управленческой деятельности.

По мере обострения проблем обеспечения природно-техногенной безопасности во всех странах с развитой рыночной экономикой идет процесс создания и развития централизованных административных систем управления охраной ОС. Примером могут служить американские «командно-контрольные системы», которые базируются на законодательном ограничении вредных воздействий па природу, человека и хозяйственные объекты, государственном нормировании и контроле за ними, использовании различного рода санкций к нарушителям, государственном субсидировании мер по улучшению безопасности жизнедеятельности.

Однако, по мере усложнения задач и роста затрат на обеспечение безопасности, все в большей мере начинает выявляться малая эффективность директивных мер и слабая восприимчивость такой системы к достижениям научно-технического прогресса. В связи с этим, в европейских странах, например, наблюдается преобразование систем управления в сторону всесторонней подготовки к внедрению в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и в торговле единых стандартов, правил и мероприятий по прогнозированию, предотвращению и минимизации последствий ЧС, готовится переход на систему обязательной сертификационной подготовки и переподготовки специалистов.

Читать еще:  Методы определения безрисковой ставки

Естественно, что в этих условиях научные и инженерно-технические разработки, в основном, посвящались решению задач повышения надежности машин и механизмов, сложных технических систем и связанных с. этим проблем повышения ресурса безотказной работы оборудования. Однако нарастающее число и тяжесть крупных аварий и катастроф, результаты объективного анализа причин их возникновения, динамики развития и характера последствий заставили ученых и специалистов иначе оценивать ситуацию, перейти на концепцию управляемого (приемлемого) риска.

Управление рисками чрезвычайных ситуаций

Организация работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 года № 1098).

В качестве одной из таких мер является переход к методам управления, основанным на анализе и оценке риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций.

Опасность сопутствует любому виду деятельности, а ее степень характеризуют риском. Риск – это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности. Для оценки риска необходимы количественные показатели. Они должны обеспечивать в целом оценку состояния безопасности жизнедеятельности на определенной территории. Как правило, понятие риска связывают с возможностью наступления сравнительно редких событий. Под природным риском понимается возможность нежелательных последствий от опасных природных процессов и явлений, а под техногенным – от опасных техногенных явлений, т. е. аварий и катастроф на объектах техносферы. Природно-техногенные риски приобретают в настоящее время стратегический характер в связи с глобальными изменениями среды обитания, развитием техносферы и увеличивающимися масштабами стихийных бедствий. Основными рисками для России в данных сферах являются развитие опасных природных явлений; аварии и катастрофы на потенциально опасных объектах; загрязнение окружающей среды; глобальное изменение климата; истощение природных и биологических ресурсов.

В общем случае управление риском – это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Управление риском – это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым. В управлении риском основное и наиболее важное связано с тем, что в ряде случаев можно определить предвестники, которые сигнализируют об опасности.

В основе концепции обеспечения техногенной безопасности в России лежит концепция приемлемого риска, являющаяся основой для рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности нынешнего поколения людей с учетом социальных и экономических факторов. Уровни приемлемого риска должны быть установлены законодательно. Например, для нормирования воздействий от предприятий ядерного топливного цикла рекомендуются следующие значения риска в расчете на человека в год: персонал предприятий – 1∙10 -5 ; население в санитарно-защитной зоне – 1∙10 -6 ; остальное население региона – 1∙10 -7 ; население за пределами данного региона с учетом трансграничных и глобальных эффектов – 1∙10 -8 .

При реализации концепции приемлемого риска не учитываются выгоды (общественная полезность) от прогрессивных технологий, которые сопряжены с повышенным риском для тех, кто их реализует. Поскольку новые технологии повышают уровень жизни, в качестве регулятора безопасности членов общества наряду с концепцией приемлемого риска должна использоваться концепция оправданного риска. Приемлем тот риск, который общественно оправдан. При этом непосредственно рискующие члены общества получают социально-экономические компенсации.

Существует также понятие индивидуального риска – это мера возможности наступления негативных последствий для здоровья из-за действия на человека, находящегося на территории потенциально опасного объекта, опасных профессиональных факторов. Количественно индивидуальный риск характеризуется вероятностью получить ущерб здоровью. Так, например, индивидуальный риск смерти от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве – 10 -6 –10 -2 ; индивидуальный риск смерти от несчастных случаев при землетрясениях, ураганах, наводнениях и т. д. – 10 -8 –10 -5 .

Риск оценивается статистическим, либо вероятностным (с помощью математических моделей) методом. Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасностей, мониторинг окружающей среды – анализ (оценка и прогноз) угрозы – анализ уязвимости территорий – анализ риска чрезвычайной ситуации на территории – анализ индивидуального риска для населения. В дальнейшем сравнение его с приемлемым риском и принятие решения о целесообразности проведения мероприятий защиты – обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, создание необходимых резервов для уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система управления рисками ЧС

Безопасность населения и территорий, т.е. приемлемый уровень безопасности населения, достигается путем управления природными (стихийные бедствия) и техногенными (аварии и катастрофы) рисками. Долгосрочные цели управления в масштабе отдельной страны ставятся на основе концепции устойчивого развития, среднесрочные — приемлемого риска, краткосрочные — оправданного риска.

Под природным риском понимается возможность нежелательных последствий от опасных природных процессов и явлений, а под техногенным — от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы), а также ухудшение окружающей среды из-за промышленных выбросов в процессе хозяйственной деятельности (также является сферой деятельности экологической безопасности и охраны окружающей среды).

Читать еще:  Предпринимательская деятельность связана с риском

Заметим, что под социальным риском понимается возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально- экономического положения страны, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущих ниже черты бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и др.).

В рамках технократической концепции природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный промежуток времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер составляет управление риском.

В общем случае управление риском — это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности — процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основан на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определению управление риском — это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском обычно используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирующий социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Научный подход к принятию решений в целях устойчивого развития общества, т. е. обеспечения безопасности человека и окружающей его среды в условиях повышения качества жизни каждого индивидуума, требует взвешенного и непредвзятого мышления, основанного на количественном анализе риска и последствий от принимаемых решений. Эти решения принимаются в рамках системы управления риском.

Важной составной частью этого управления должна стать система управления рисками ЧС (или управления природной, техногенной и социальной безопасностью населения). Для управления рисками ЧС следует развивать и использовать:

— систему мониторинга, анализа риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций как основы деятельности по снижению рисков ЧС;

— систему предупреждения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

— систему ликвидации ЧС, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

— систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС.

Структура системы управления природными и техногенными рисками в масштабе страны или на конкретной территории имеет вид, изображенный на рис. 2.8. Она включает следующие основные элементы:

— исходя из экономических и социальных факторов устанавливаются уровни приемлемого риска и строятся механизмы государственного регулирования безопасности;

— мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирование ЧС;

— принятие решений о целесообразности проведения мероприятий защиты;

— рациональное распределение средств на превентивные меры по снижению риска и меры по смягчению последствий ЧС;

— осуществление превентивных мер по снижению риска ЧС и смягчению последствий;

— проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ при ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасностей, мониторинг окружающей среды — анализ (оценка и прогноз) угрозы — анализ уязвимости территорий — анализ риска ЧС на территории — анализ индивидуального риска для населения. В дальнейшем сравнение его с приемлемым риском и принятие решения о целесообразности проведения мероприятий защиты обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, создание необходимых резервов для смягчения последствий ЧС.

Меры защиты осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) по двум основным направлениям:

— превентивные меры по снижению рисков и смягчению последствий ЧС,

— меры по смягчению (ликвидации) последствий уже произошедших ЧС (экстренное реагирование, т. е. аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение ущерба).

Рис. 2.8. Структура системы управления природным и техногенным рисками

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, смягчения последствий ЧС в рамках РСЧС создаются, оснащаются, обучаются и поддерживаются в готовности к немедленным действиям аварийно-спасательные формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и первоочередному жизнеобеспечению населения пострадавших территорий.

Для решения данной задачи создаются запасы материальных средств и финансовых ресурсов, страховые фонды.

Рациональные меры защиты выбираются на основе анализа рисков и прогнозирования возможных ЧС. При этом вначале анализ проводится с целью определения риска разрушения отдельных объектов инфраструктуры, затем стихийных бедствий для территории в целом, и, наконец, природных и техногенных рисков для населения исследуемой территории.

Учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: вида негативных событий, их частоту, силу, взаимное расположение источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уязвимость объектов по отношению к поражающим факторам источников опасности, а также затраты на реализацию мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, позволяющие снизить природный и техногенный риски до минимально возможного уровня. Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, выявляются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, следующих из социально-экономического положения страны.

Читать еще:  Dap переход рисков

Вопросы и задания

1. Дайте определение чрезвычайной ситуации. На какие типы делятся ЧС по причинам возникновения?

2. Каковы причины техногенных ЧС? Назовите причины природных ЧС и биолого-социальных ЧС.

3. Назовите основные типы катастроф по масштабам.

4. Назовите критерии классификации ЧС по тяжести последствий.

5. Назовите применяемые в настоящее время концепции обеспечения безопасности в зависимости от области применения и уровня принятия решения.

6. Дайте формулировку понятию «устойчивое развитие».

7. На какие области делятся возможные риски деятельности уровнями приемлемого и пренебрежимого рисков? Какие группы мероприятий проводятся в области приемлемого риска?

8. По каким признакам может быть классифицирована защита? Назовите основные объекты защиты.

9. Назовите виды обеспечения безопасности деятельности.

10. Попробуйте дать определение понятию «безопасность объекта экономики».

11. Какие цели защиты интересов личности, общества и государства лежат в сфере природно-техногенной безопасности?

12. В чем существо новой государственной стратегии в области снижения природных и техногенных рисков?

13. Назовите основные направления государственной политики в области обеспечения природной и техногенной безопасности.

14. Какие федеральные законы обеспечивают правовое регулирование вопросов защиты населения от ЧС? Какие федеральные законы в настоящее время разрабатываются?

15. Что означает управление риском ЧС?

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 381 ;

Управление рисками чрезвычайных ситуаций

Организация работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 года № 1098).

В качестве одной из таких мер является переход к методам управления, основанным на анализе и оценке риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций.

Опасность сопутствует любому виду деятельности, а ее степень характеризуют риском. Риск – это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности. Для оценки риска необходимы количественные показатели. Они должны обеспечивать в целом оценку состояния безопасности жизнедеятельности на определенной территории. Как правило, понятие риска связывают с возможностью наступления сравнительно редких событий. Под природным риском понимается возможность нежелательных последствий от опасных природных процессов и явлений, а под техногенным – от опасных техногенных явлений, т. е. аварий и катастроф на объектах техносферы. Природно-техногенные риски приобретают в настоящее время стратегический характер в связи с глобальными изменениями среды обитания, развитием техносферы и увеличивающимися масштабами стихийных бедствий. Основными рисками для России в данных сферах являются развитие опасных природных явлений; аварии и катастрофы на потенциально опасных объектах; загрязнение окружающей среды; глобальное изменение климата; истощение природных и биологических ресурсов.

В общем случае управление риском – это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Управление риском – это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым. В управлении риском основное и наиболее важное связано с тем, что в ряде случаев можно определить предвестники, которые сигнализируют об опасности.

В основе концепции обеспечения техногенной безопасности в России лежит концепция приемлемого риска, являющаяся основой для рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности нынешнего поколения людей с учетом социальных и экономических факторов. Уровни приемлемого риска должны быть установлены законодательно. Например, для нормирования воздействий от предприятий ядерного топливного цикла рекомендуются следующие значения риска в расчете на человека в год: персонал предприятий – 1∙10 -5 ; население в санитарно-защитной зоне – 1∙10 -6 ; остальное население региона – 1∙10 -7 ; население за пределами данного региона с учетом трансграничных и глобальных эффектов – 1∙10 -8 .

При реализации концепции приемлемого риска не учитываются выгоды (общественная полезность) от прогрессивных технологий, которые сопряжены с повышенным риском для тех, кто их реализует. Поскольку новые технологии повышают уровень жизни, в качестве регулятора безопасности членов общества наряду с концепцией приемлемого риска должна использоваться концепция оправданного риска. Приемлем тот риск, который общественно оправдан. При этом непосредственно рискующие члены общества получают социально-экономические компенсации.

Существует также понятие индивидуального риска – это мера возможности наступления негативных последствий для здоровья из-за действия на человека, находящегося на территории потенциально опасного объекта, опасных профессиональных факторов. Количественно индивидуальный риск характеризуется вероятностью получить ущерб здоровью. Так, например, индивидуальный риск смерти от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве – 10 -6 –10 -2 ; индивидуальный риск смерти от несчастных случаев при землетрясениях, ураганах, наводнениях и т. д. – 10 -8 –10 -5 .

Риск оценивается статистическим, либо вероятностным (с помощью математических моделей) методом. Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасностей, мониторинг окружающей среды – анализ (оценка и прогноз) угрозы – анализ уязвимости территорий – анализ риска чрезвычайной ситуации на территории – анализ индивидуального риска для населения. В дальнейшем сравнение его с приемлемым риском и принятие решения о целесообразности проведения мероприятий защиты – обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, создание необходимых резервов для уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector