Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приказ это правовой акт издаваемый

Чем отличается приказ от распоряжения?

Чем отличается приказ от распоряжения, законодательная практика не говорит — более того, эти термины в нормативно-правовых актах используются как синонимы. Тем не менее существуют сформировавшиеся в процессе делопроизводства различия как в форме, так и в содержании этих документов.

Что такое приказ и распоряжение

Приказ и распоряжение — это локальные правовые акты (ЛПА), издаваемые руководящим составом юридического лица, государственного органа или административного субъекта. Приказ и распоряжение представляют собой задокументированное решение руководящих работников по организационным, оперативным, кадровым и иным вопросам деятельности организации.

Важно! Оба этих документа имеют область применения, ограниченную юрисдикцией того субъекта, руководитель которого их подписал.

И приказ, и распоряжение регламентируют, как правило, внутреннюю работу субъекта, однако могут затрагивать взаимоотношения с другими субъектами права в той мере, в какой это касается выполнения обязанностей сотрудников, ответственных за исполнение приказа или распоряжения.

Чем отличается приказ от распоряжения

В отличие от норм законодательства в практике документооборота решения, которые оформляются приказами и распоряжениями, имеют отличия. Существуют неофициальные правила определения ситуаций, в которых составляются приказ или распоряжение. Итак, чем отличается распоряжение от приказа?

Распоряжение

Приказ

Срок действия

Условие прекращения действия

Действительно до момента исполнения

Действителен до отмены

Подписант

Руководитель субъекта, руководители филиалов, подразделений и отделов

Возможность внесения изменений

Как правило, переиздаются

Можно вносить изменения

Круг решаемых вопросов

Рассмотрим различия между приказом и распоряжением по порядку.

Скачать форму приказа

Приказ — это ЛПА, формирующий основу для правоотношений, поэтому имеет, как правило, длительный срок действия, не ограниченный наступлением какого-либо события. В качестве примера можно привести приказ о назначении сотрудника на работу. Кроме того, при необходимости в приказы могут быть внесены изменения.

Распоряжение — это документ оперативного порядка, и действует оно до момента исполнения решения, которое легло в основу документа. Примером может служить распоряжение о создании рабочей группы, которая действует до решения порученного ей вопроса.

Издавать приказы, как правило, имеет право директор субъекта, который распоряжением может дать временное или постоянное право подписания приказов своему заместителю или ряду должностных лиц организации. Перечень лиц, уполномоченных издавать распоряжения, гораздо шире.

Самое же большое различие между распоряжением и приказом заключается в круге решаемых вопросов. Если приказ является основой для начала или изменения правоотношений, то распоряжение — это решение оперативных вопросов, вытекающих из существующих правоотношений, в том числе установленных приказом.

Проиллюстрировать это можно на следующих примерах:

Различия в приказе и распоряжении

Приказ о приеме сотрудника на работу

Распоряжение о возложении обязанностей на сотрудника на время отпуска

Приказ об утверждении положения об учетной политике

Распоряжение о проведении инвентаризации

Приказ об утверждении типовой должностной инструкции

Распоряжение о внесении изменений в должностные инструкции в связи с изменением наименования должностей

Кроме перечисленных выше, существуют отличия по форме составления документов. Распоряжения, как правило, не имеют заголовков, а начинаются словами «распоряжаюсь» или «обязываю». Приказы имеют заголовок («Приказ»), распорядительная часть этого документа начинается со слова «приказываю».

Хозяйствующий субъект вправе как вносить изменения в типовую форму приказа и распоряжения, так и утверждать типовые формы самостоятельно.

Нормативные документы, регламентирующие документооборот

Определение приказа (распоряжения) приводится в ряде нормативных документов, изданных Федеральной архивной службой. Следует отметить, что существующие нормативные акты используют эти термины как синонимы, хотя и описывают различия, которые имеются в их составлении.

Важно! В правовом поле принципиальных различий между приказом и распоряжением нет.

Требования к оформлению приказов и распоряжений приведены в ведомственных нормативно-правовых актах, но в целом они практически идентичны.

Нормативных документов, рекомендуемых для использования сотрудниками частных хозяйствующих субъектов, нет. Поэтому они, составляя приказы и распоряжения, могут руководствоваться общими правилами делопроизводства и документооборота.

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц.

Какие бывают нормативные правовые акты?

Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.

Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).

Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Читать еще:  Постановление правительства рф 358

Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.

Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.

Что такое указ?

Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.

Что такое постановление?

Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.

Что такое распоряжение?

Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.

Что такое приказ?

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Распоряжение. — это правовой акт, издаваемый руководителем организа­ции, действующим на основе единоличного принятия решений

Приказ

— это правовой акт, издаваемый руководителем организа­ции, действующим на основе единоличного принятия решений, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией; в отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и лиц.

Различаются приказы по основной деятельности и личному со­ставу.

Приказы по основной деятельности издаются при реорганизации, ликвидации учреждения, утверждении и изменении структуры и штатов, в целях утверждения и (или) введения в действие докумен­тов (положений, инструкций, правил, регламентов и др.), при необходимости регулирования вопросов финансирования, матери­ально-технического обеспечения, научно-технической политики, информационного и документационного обеспечения, социальной политики и др.

Приказы по личному составу (кадровые приказы) регулируют прием, перемещения, увольнения работников, предоставление от­пусков, присвоение разрядов, вынесение взысканий и поощрения работников.

Приказы оформляются на бланке приказа. Обязательными рекви­зитами приказа являются наименование вышестоящей организации (если она имеется), наименование организации-автора, название вида документа (ПРИКАЗ), дата и номер документа, место издания, заго­ловок к тексту, подпись, визы.

В настоящее время распространено применение унифицированных форм приказов по личному составу.

Проекты приказов, подготовленные для согласования, оформ­ляются на стандартных листах бумаги с нанесением всех необходи­мых реквизитов и указанием на верхнем поле документа справа — «Проект».

Проекты приказов составляются на основе тщательного и всесто­роннего изучения вопросов, требующих разрешения, с тем, чтобы содержащиеся в проектах поручения были конкретными и реаль­ными, соответствовали действующему законодательству, обеспечи­вались достаточными материально-техническими и финансовыми средствами и исключали в дальнейшем необходимость корректиров­ки принятых решений.

Заголовок является обязательным реквизитом приказа, он должен быть сформулирован четко, по возможности кратко, выражая основ­ное содержание документа, и должен отвечать на вопрос «О чем?».

Читать еще:  Постановление правительства рф 1235 скачать

Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распо­рядительной. В констатирующей части дается обоснование предписываемых действий. Если основанием для издания приказа послужил законодательный или нормативный правовой акт вышестоящей организации или документ, ранее изданный данной организацией, в констатирующей части указываются его название, дата, номер:

Если проект приказа готовится в дополнение или изменение ра­нее изданного приказа, то в констатирующей части указывают дату, номер, заголовок дополняемого или изменяемого приказа.

Если приказ издается в инициативном порядке, т. е. во исполне­ние возложенных на организацию функций и задач, в констатирующей части формулируются цели и задачи предписываемых действий, излагаются факты или события, послужившие причиной издания приказа:

Констатирующая часть отделяется от распорядительной словом «приказываю», которое печатается с новой строки строчными буквами вразрядку.

Констатирующая часть может отсутствовать, если предпи­сываемые действия не нуждаются в разъяснении или обосновании.

Распорядительная часть приказа излагается в повелительной фор­ме от 1-го лица единственного числа. Каждое поручение оформляется в виде отдельного пункта. Пункты нумеруются арабскими цифрами.

Пункт распорядительной части, содержащий поручение, вклю­чает наименование исполнителя или исполнителей, предписываемое действие, срок выполнения поручения. При разбивке предписыва­емого действия на отдельные задания они формулируются в виде подпунктов. Каждый пункт или подпункт распорядительной части приказа содержит только одно задание с конкретным сроком испол­нения. Срок исполнения в распорядительной части приказа не ука­зывается, если предписываемое действие или действия носят посто­янный характер.

Последний пункт приказа — это пункт о контроле, в котором ука­зывается наименование должности лица, ответственного за испол­нение документа, его инициалы и фамилия.

Если пункт распорядительной части носит организационный характер, то исполнители и сроки исполнения не указываются, а только формулируется действие.

При составлении проекта приказа необходимо:

§ увязывать содержащиеся в нем поручения с ранее изданными по данному вопросу документами во избежание повторений или проти­воречий;

§ излагать текст кратко, последовательно, четко, не допуская воз­можности его двоякого толкования;

§ намечать конкретных исполнителей и реальные сроки исполне­ния поручений;

§ обеспечивать юридически правильное (однозначное) написание упоминаемых в нем наименований организаций;

§ указывать структурные подразделения и должностных лиц, на которых возлагается контроль за исполнением приказа;

§ указывать акты, подлежащие отмене или утратившие силу в ка­кой-либо своей части.

Проект приказа должен быть написан ясно, доходчиво, с соблюде­нием всех грамматических правил. Следует избегать сложных прида­точных предложений и большого числа причастных и деепричастных оборотов. Специальные термины нужно употреблять в пределах не­обходимости и только общепризнанные. В тексте проекта приказа нельзя употреблять произвольные сокращения и сокращенные наи­менования. Недопустимо применение разных, хотя и равнозначных, терминов для обозначения одного и того же понятия. Неуместно упо­треблять в приказе всякого рода пожелания и выражения: «поднять уровень», «обратить внимание», «усилить контроль» и т. п.

До представления на подпись проект приказа визируется всеми заинтересованными подразделениями и должностными лицами. Визы проставляются на первом экземпляре приказа в нижней части послед­него листа документа или на обороте последнего листа.

Если к проекту приказа имеются приложения справочного или аналитического характера (графики, схемы, таблицы, списки), в тек­сте приказа в соответствующих пунктах распорядительной части да­ются отсылки: «(приложение 1)», «(приложение 2)».

На самом приложении в правом верхнем углу первого листа печатается слово «Приложение» (если приложений несколько, они нумеруются) и указывается, к какому приказу или пункту приказа относится приложение.

Если приложением к приказу является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция и т. п.), в соответствующем пункте распорядительной части делается отметка: «(прилагается)», а на при­ложении в верхнем правом углу оформляется гриф утверждения документа.

В проектах приказов, имеющих одно или несколько приложений, должна быть единая нумерация страниц для основного текста и всех приложений.

Приложения к проектам приказов должны визироваться испол­нителем, подготовившим их, руководителями структурных подраз­делений. К проекту приказа прилагается список на рассылку.

Приказы подписывают руководитель организации или его заме­ститель, официально исполняющий обязанности руководителя во время его длительного отсутствия (командировка, отпуск, болезнь).

— это правовой акт, издаваемый единолично руко­водителем коллегиального органа управления в пределах предостав­ленной ему компетенции, а также руководителями организаций, дей­ствующими на основе единоначалия, в целях разрешения оператив­ных вопросов. Как правило, распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций и должностных лиц.

Распоряжения составляются и оформляются по тем же правилам, что и приказы, однако в текстах распоряжений отсутствует ключевое слово, разделяющее вводную и распорядительную части.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10636 — | 7817 — или читать все.

Отличие Приказа от Распоряжения

В этом материале рассмотрим, чем отличается приказ от распоряжения и в каких ситуациях какой из форм нормативного акта необходимо пользоваться. Российское законодательство не содержит информации о различиях между двумя этими понятиями, часто термины используются как равнозначные. Однако это не значит, что никаких отличий нет. На практике есть несколько важных особенностей, учёт которых поможет более грамотно организовать документооборот организации.

Чем отличаются Приказ и Распоряжение в организации

Приказ и распоряжение — это локальные нормативные акты, которые предназначены для урегулирования внутренних вопросов в организации. За пределами компании они не имеют юридической силы. Особенность таких документов в том, что законодательство не противопоставляет их, а считает синонимами. Однако на практике принято разделять приказы и распоряжения. Следует оговориться, что так как чётких указаний, в какой ситуации издавать приказ, а в какой — распоряжение, в законах нет, то никаких штрафных санкций за «неправильный» выбор не может быть. Проще говоря, никто не оштрафует фирму за выбор той или иной формы документа.

Читать еще:  Гражданско правовые сделки примеры

В чем разница этих двух нормативных актов? Есть несколько критериев:

  1. Продолжительность действия. Приказ предполагает продолжительное действие, распоряжение — короткое, необходимое для воплощения поставленной задачи. Например, приказ о назначении главного бухгалтера и распоряжение о выходе главного бухгалтера на работу в выходной день.
  2. Условие утраты силы. Приказ действует либо до обозначенного срока, либо до отмены следующим приказом. Распоряжение, как правило, сохраняет силу до исполнения в нём обозначенного условия и не требует специальной отмены.
  3. Кто издаёт. Приказы подписывают генеральные директора, в редких случаях — их заместители. Начальники структурных подразделений и руководители отделов ограничиваются распоряжениями.
  4. Возможность внести изменения. Менять распоряжения не принято — проще издать новый документ. Изменения приказов очень распространены на практике и встречаются почти повсеместно.
  5. Тематика. Приказ решает глобальные задачи в долгосрочной перспективе. Например, назначает на должность или утверждает регламент работы. Распоряжение помогает решить оперативные проблемы и дела.

Таким образом, какое-либо одно отличие приказа от распоряжения на практике отсутствует — есть комплекс различий. Важно учитывать, что нормы использования таких форм нормативных актов в разных компаниях могут отличаться. Например, в одной компании может быть принято издавать приказ о выходе на работу в выходной день, а в другой аналогичный вопрос решают иначе.

Обе формы документов предполагают деловой стиль изложения и единый (в рамках организации) шаблон. Используются простые предложения, ясные формулировки, недвусмысленные выражения. Каждое отдельное положение утверждается отдельным пунктом — так при необходимости документ будет проще изменить.

Теперь о том, чем определяется срок действия. Есть несколько вариантов. Например, срок действия документа может быть непосредственно указан в тексте. Если конкретная дата или продолжительность не зафиксированы, предполагается бессрочное действие (до отмены).

У распоряжений срок действия определяется исполнением заложенного в них обстоятельства. Когда условие реализуется, документ считается исполненным автоматически, отменять его специально не нужно.

В каких случаях издается Приказ

Приказы — это локальные нормативные акты, которые подписывает главный руководитель организации. Их юрисдикция распространяется на всё юридическое лицо, а срок действия чаще всего не ограничивается. Эти нормативные акты, которые издают директора компаний, принято делить на 3 вида, в зависимости от круга решаемых вопросов:

  1. Организационные вопросы. Это создание или реорганизации ООО, обособление или выделение структурных подразделений, утверждение организационной структуры, предоставление права подписи документов, введение в действие внутренних положений и регламентов.
  2. Основная деятельность. Финансирование деятельности компании, обеспечение материалами и оборудованием, инициирование и оценка результатов проверок, утверждение регламентов производства, транспортировки, проверки качества продукции.
  3. Кадровая работа. Назначение и снятие с должности, приём на работу, расторжение трудового договора, перевод на новую должность, утверждение графика отпусков, премирование, вызов на работу из отпуска.

Что такое Распоряжение

Распоряжение — вторая форма локального нормативного акта — посвящается решению менее глобальных и более оперативных вопросов. Издавать такой документ вправе не только генеральный директор, но его заместители, руководители структурных подразделений, начальники отделов. Срок действия распоряжения, как правило, ограничивается исполнением заложенного в нём условия. Например, начальник отдела подписывает документ о вызове сотрудника на рабочее место на 3 часа в выходной день. Когда сотрудник отработает эти 3 часа, условие нормативного акта считается исполненным, документ утрачивает актуальность и отправляется в архив.

Примеры решаемых вопросов:

  • о передаче обязанностей сотруднику на время отсутствия основного работника;
  • об организации инвентаризации;
  • о внесении изменений в должностные инструкции;
  • о проведении промежуточного (итогового, предварительного) анализа эффективности функционирования цеха (рекламной компании, нового оборудования и т. д.);
  • о вызове специалиста на работу в выходной день;
  • о направлении сотрудника на курсы повышения квалификации.

В распоряжения не принято вносить изменения. Если обстоятельства, ради которых издан документ, стали неактуальны до их исполнения, издаётся новое распоряжение или ненужный документ просто уничтожается. Это ещё одно довольно важное отличие этих двух форм.

Приказ может содержать несколько положений, несколько задач исполнителям. Например, о вступлении регламента производства в силу, о назначении ответственного за контроль его исполнения и о назначении ответственного за доведение информации о нём до структурных подразделений. Распоряжение ограничивается одним положением, то есть указанием одного условия, требования, задачи.

Заключение

Законодательных отличий между приказами и распоряжениями в России нет. Разница появляется на практике и проявляется в круге решаемых вопросах, сроке действия, визирующем лице и возможности вносить изменения. Организация вправе самостоятельно решить, в каких случаях издавать приказы, а в каких ограничиваться распоряжениями. Никакой ответственности за «неправильный» выбор формы документов не предусматривается.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector