Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как оформить право хозяйственного ведения

Раздел 4. Порядок регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления

4. Порядок регистрации права хозяйственного
ведения и оперативного управления

4.1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления регистрируется внесением записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4.2. Регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления не означает прекращения права собственности муниципального образования.

4.3. Муниципальное предприятие представляет следующие документы:

4.3.1. Заявление о регистрации права хозяйственного ведения.

4.3.2. Подлинный платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию права.

4.3.3. Подлинник и копию устава, свидетельства о регистрации предприятия, нотариально засвидетельствованные или заверенные органом, зарегистрировавшим предприятие, либо Комитетом — учредителем предприятия.

4.3.4. Доверенность представителя предприятия на совершение действий по регистрации права, получение документа о регистрации.

4.3.5. Документ, удостоверяющий личность представителя. После установления личности возвращается правообладателю.

4.3.6. Правоустанавливающий документ (подлинник и копию, заверенную печатью предприятия либо Комитета):

— акт приема-передачи имущества;

— приказ, решение органа исполнительной власти о принятии предприятием объекта на баланс;

— решение уполномоченного органа (постановление администрации, распоряжение Комитета) о закреплении имущества за предприятием;

— иной документ гражданско-правовой сделки (купля, мена, отступное), на вновь создаваемое недвижимое имущество (в том числе по договорам долевого участия), решение суда и т.п.

4.3.7. Документы, подтверждающие наличие объекта недвижимого имущества на балансе предприятия: акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1, утвержденный руководителем предприятия, акт постановки объекта на баланс.

4.4. Муниципальное учреждение представляет следующие документы:

4.4.1. Заявление о регистрации права оперативного управления.

4.4.2. Подлинный платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию права.

4.4.3. Доверенность представителя учреждения на совершение действий но регистрации права, получение документа о регистрации.

4.4.4. Документ, удостоверяющий личность представителя. После установления личности возвращается правообладателю.

4.4.5. Подлинник и копию Устава о регистрации учреждения, нотариально засвидетельствованная либо заверенная органом, зарегистрировавшим учреждение как юридическое лицо, или Комитетом.

4.4.6. Правоустанавливающий документ (подлинник и копию, заверенную печатью предприятия либо Комитета):

— акт приема-передачи имущества;

— приказ, решение органа исполнительной власти о принятии учреждением объекта на баланс,

— решение уполномоченного органа (постановление администрации, распоряжение Комитета) о закреплении имущества за учреждением;

— иной документ гражданско-правовой сделки (купля, мена, отступное), на вновь создаваемое недвижимое имущество (в том числе по договорам долевого участия), решение суда и т.п.

4.4.7. Документ, подтверждающий наличие объекта недвижимого имущества на балансе учреждения: акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1, утвержденный руководителем учреждения, акт постановки объекта на баланс.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Хозяйственное неведение

В последнее время множество судебных дел связано с оспариванием действий собственников, направленных на изъятие недвижимого имущества, ранее переданного унитарным предприятиям. Кроме того, немало исков подается с целью признания ранее не зарегистрированного права хозяйственного ведения. Ситуация осложняется тем, что многие из таких унитарных предприятий находятся в процедуре банкротства. Вследствие этого лишение их имущества существенным образом затрагивает интересы кредиторов, которые могут потерять возможность удовлетворения своих требований. Все это обусловливает необходимость разрешения вопросов о моменте возникновения права хозяйственного ведения и правомерности изъятия переданного в хозяйственное ведение имущества

В 90-е годы на заре становления новой российской системы права было учреждено множество унитарных предприятий (УП). Схема их создания выглядела так. Осуществляя полномочия, установленные в п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственник (в лице главы муниципального образования или руководителя соответствующего государственного органа) принимал решение об учреждении УП и наделении его определенным недвижимым имуществом. Факт закрепления имущества за предприятием отражался в договоре об использовании имущества и акте приема-передачи. Затем предприятие осуществляло деятельность, для которой было создано, используя переданное собственником имущество, до момента признания его банкротом. Затем развитие событий идет по одному из следующих путей:

1) в ходе конкурсного производства выясняется, что распорядиться недвижимым имуществом предприятия невозможно из-за отсутствия госрегистрации права хозяйственного ведения, после чего происходит обращение в регистрирующий орган, а в случае выявления препятствий в регистрации – в суд;

2) собственник изымает имущество у предприятия-банкрота и передает его другому предприятию.

Право без регистрации?

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения на недвижимое имущество, как вещное право, подлежит госрегистрации. Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не устанавливает срока для регистрации прав на недвижимое имущество. Отсюда возникает вопрос о моменте возникновения права хозяйственного ведения. В то же время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возник­новения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество по ГК РФ (п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Данное определение позволяет заключить, что право на момент госрегистрации уже должно «существовать», то есть должно быть надлежащее основание для регистрации, которая подтверждает законность и обоснованность возникновения права.

Читать еще:  Купля продажа права требования

В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за УП, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.

Указанные нормы можно понимать двояко:

– право хозяйственного ведения как на движимое, так и на недвижимое имущество возникает с момента передачи такого имущества предприятию;

– право хозяйственного ведения на движимое имущество возникает с момента передачи имущества предприятию, а на недвижимое имущество – с момента госрегистрации, так как специальный порядок в отношении недвижимости оговорен в ст. 131 ГК РФ.

Суждения судов по данному вопросу расходятся, можно выделить две противоположных позиции.

1. Пункт 1 ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило, в силу которого право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает у предприятий после передачи такого имущества распоряжением собственника и не зависит от момента регистрации такого права. При этом суды принимают во внимание отсутствие оснований для прекращения данного права (п. 3 ст. 299 ГК РФ) и приходят к выводу, что отсутствие госрегистрации права хозяйственного ведения на момент рассмотрения спора не может служить основанием для отказа в иске, учитывая, что обращение предприятия в суд с иском обусловлено необходимостью регистрации этого права (Определение ВАС РФ от 29.06.2009 № ВАС-7598/09, постановления ФАС ДВО от 01.09.2008 № Ф03-А59/08-1/2724, от 19.02.2010 № Ф03-8056/2009).

2. Госрегистрация является единственным доказательством возникновения права хозяйственного ведения (постановления ФАС ПО от 04.12.2007 № А55-1485/07-43, ФАС ВСО от 21.10.2009 № А33-14633/08, ФАС ВВО от 12.03.2010 № А11-7982/2009, от 31.03.2010 № А11-4841/2009).

Что касается срока для обращения за регистрацией права, то несмотря на отсутствие норм, прямо его определяющих, иногда суды обосновывают отказ в признании незарегистрированного права хозяйственного ведения так: госрегистрация права должна быть произведена в «разумный» срок. Если распоряжение о закреплении имущества было издано 09.07.2007, а предприятие обратилось за регистрацией права хозяйственного ведения 30.03.2009, то это «значительный» срок после издания распоряжения (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009). При этом суд не дал оценки тому обстоятельству, что законодатель не только не устанавливает конкретный срок для регистрации права, но также не определяет его как «разумный» и не закрепляет критериев разумности, а соответственно и последствия несоблюдения подобных сроков.

Необходимо отметить, что наличие госрегистрации не всегда признается судом достаточным основанием для признания права при отсутствии документов, подтверждающих принятие решения собственником о передаче имущества и передачу имущества собственником предприятию. В таких случаях зарегистрированное право хозяйственного ведения признается недействительным (определения ВАС РФ от 30.10.2007 № 13191/07, от 31.10.2007 № 13408/07, Постановление ФАС ДВО от 14.10.2008 № Ф03-3916/2008).

Полагаем, что первый подход более правильный, иначе круг замыкается: право не зарегистрировано, значит не возникло и не может быть признано, но в то же время зарегистрировать «отсутствующее» право также невозможно.

Попутные ветры и подводные камни

В случае выявления объекта, право хозяйственного ведения на который не зарегистрировано, требуется выяснить момент получения имущества предприятием. Исходя из ст. 6 Закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона (до 28.01.98), признаются действительными при отсутствии их госрегистрации. Она проводится по желанию их обладателей.

При необходимости совершения и регистрации каких-либо сделок в отношении такого имущества придется регистрировать и последующее право, и первоначальное, причем не одновременно.

При обращении за регистрацией права или за признанием права в суд надо учесть следующие обстоятельства.

1. Объект должен быть достаточно индивидуализирован.

Пример 1: суд сделал вывод, что предприятие не доказало наличие у него права на объект недвижимости площадью 3950 кв. м, так как согласно материалам дела объект имеет площадь 4709,6 кв. м (Постановление ФАС ВВО от 01.04.2010 № А11-3425/2009, Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-7960/10).

Пример 2: по мнению суда, истец не представил в материалы дела доказательств, позволяющих достоверно определить спорные объекты в качестве объектов недвижимости и индиви­дуально-определенных вещей, в связи с чем право хозяйственного ведения на спорные объекты не может быть признано за истцом (Постановление ФАС МО от 07.12.2009 № КГ-А41/12489-09, Решение АС ПК № А51-21052/2009).

Пример 3: суд заключил, что представленные заявителем в регистрационную службу документы по содержанию не отражали необходимой информации для регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества, площадь которого в результате перепланировки изменилась, и такое нарушение требований к документам, представляемым в регистрационную службу, стало основанием отказа в регистрации права (Определение ВАС РФ от 08.02.2010 № ВАС-193/10).

Читать еще:  794 постановление правительства

2. Правообладатель должен располагать всеми подтверждающими факт возникновения права документами: распоряжением о наделении предприятия имуществом и документом, подтверждающим факт передачи имущества. Отсутствие данных документов влечет правомерный отказ в регистрации права (Определение ВАС РФ от 28.06.2010 № ВАС-7743/10).

По желанию собственника

Случается, что предприятие, ранее наделенное собственником определенным имуществом, получает от собственника сообщение о том, что предприятие в силу отсутствия регистрации не приобрело права на имущество, вследствие чего оно изымается и, как правило, передается другому предприятию.

При оценке подобных действий собственника необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

Во-первых, ст. 295 ГК РФ определяет полномочия собственника в отношении переданного имущества в виде контроля за использованием по назначению и сохранностью такого имущества и не предполагает право собственника на изъятие имущества у предприятия (Постановление ФАС ЦО от 18.05.2010 № Ф10-1750/10).

Высшие суды выразили свое мнение по этому вопросу:

– собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8);

– поскольку в ст. 295 ГК РФ, устанавливающей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение УП имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия (п. 5 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Во-вторых, в п. 3 ст. 299 ГК РФ в качестве основания для прекращения указанного права называется правомерное изъятие, под которым нужно понимать случаи нерационального использования, использования не по назначению имущества, закрепленного за предприятием. Кроме того, изъятие имущества неправомерно, если приводит к прекращению деятельности предприятия (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.07.2001 № 1198/01, определения ВАС РФ от 16.07.2008 № 9264/08, от 09.10.2008 № 10984/08).

В-третьих, в п. 2 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сказано, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства собственник не вправе принимать какие-либо решения в отношении имущества предприятия, включая истребование имущества (Определение ВАС РФ от 26.12.2007 № 13753/07).

Очевидно, что действия собственника по распоряжению имуществом, ранее переданным УП при отсутствии противоправных действий со стороны предприятия, являются неправомерными. Однако иногда суд занимает позицию, согласно которой нахождение предприятия в процедуре банкротства не имеет значения, так как право на имущество изначально не возникло вследствие отсутствия его регистрации (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009).

Выводы

Право хозяйственного ведения специфично в ряду вещных прав из-за своего производного, зависимого от воли собственника имущества характера. Поэтому обоснованным представляется признание возникновения права хозяйственного ведения на движимое и недвижимое имущество с момента принятия собственником решения о передаче имущества и совершения фактической передачи, то есть с момента документального закрепления воли собственника.

Право хозяйственного ведения подлежит госрегистрации, если возникло после вступления в силу Закона № 122. За регистрацией можно обратиться в любой момент в силу отсутствия прописанных законодателем жестких сроков. При этом следует тщательно изучить содержание имеющихся документов, чтобы избежать дополнительных проблем.

Основания для правомерного изъятия имущества собственником немногочисленны и сводятся к использованию имущества не по назначению или нарушению правил его сохранности.

В случае возникновения у предприятия проблем, связанных с регистрацией права либо неправомерным изъятием имущества собственником, считаем целесообразным обращение за судебной защитой прав.

КАК ПЕРЕДАТЬ ИМУЩЕСТВО В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ, ЕСЛИ ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ НЕ УРЕГУЛИРОВАН СПЕЦИАЛЬНЫМ АКТОМ

Для передачи имущества в хозяйственное ведение необходимо:

Шаг 1. Принять решение о закреплении имущества за унитарным предприятием

Шаг 2. Подписать с унитарным предприятием акт приема-передачи

Шаг 3. Зарегистрировать право хозяйственного ведения в отношении имущества, права на которое подлежат регистрации

Что указать в решении (распоряжении) о закреплении имущества

Обязанность собственника принять решение о передаче имущества в хозяйственное ведение установлена в ст. 299 ГК РФ. Форма соответствующего распоряжения законом не предусмотрена, поэтому собственник разрабатывает ее самостоятельно. Распоряжение подписывает руководитель органа, осуществляющего полномочия собственника.

Примеры распоряжений о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.

В решение собственника необходимо включить информацию, позволяющую идентифицировать имущество, которое передается в хозяйственное ведение.

Идентификация недвижимости

К индивидуализирующим характеристикам недвижимости относятся:

— вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

— адрес или иное описание местоположения объекта недвижимости.

Также рекомендуется указать:

— этажность (для зданий);

— протяженность (для линейных объектов);

— номер на поэтажном плане (для помещений);

— назначение объекта недвижимости (жилое или нежилое);

Читать еще:  Постановление правительства рф 1413

— номер и дату регистрации права собственности;

— дату ввода в эксплуатацию;

— номер в реестре государственной (муниципальной) собственности.

Идентификация имущества позволит избежать отказа в регистрации на том основании, что правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя права на объект.

Если имеются обременения прав (залог, сервитут, отнесение к объектам культурного наследия и т.п.), в решении нужно отразить вид обременения и лиц, в пользу которых оно установлено. В противном случае возможен отказ в регистрации на том основании, что лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ, не указав эти условия.

Идентификация транспортных средств

В понятие транспортного средства включается как автомобильный транспорт, так и иные виды устройств, предназначенных для перевозки людей и грузов.

Указание только марки, модели и года выпуска не может индивидуализировать автотранспортное средство. Его уникальными признаками также являются:

— идентификационный номер паспорта транспортного средства;

— идентификационный номер транспортного средства (VIN);

— государственный регистрационный знак;

— номер кузова, шасси, двигателя.

Для идентификации иных видов транспортных средств, подлежащих регистрации, рекомендуем приводить сведения, необходимые при такой регистрации. В качестве индивидуализирующих признаков можно указать номера, присвоенные ранее при регистрации транспортного средства (прав на него).

Идентификация прочего движимого имущества

Уникальными характеристиками такого имущества являются, например, заводской и серийный номера.

Недостаточная идентификация может затруднить возврат имущества в казну, истребование из чужого незаконного владения, а в некоторых случаях суд может признать право хозяйственного ведения отсутствующим.

Как оформляется акт приема-передачи

Право хозяйственного ведения по общему правилу возникает с момента передачи имущества (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Собственник в решении может определить иной момент. Однако в любом случае рекомендуем составить акт приема-передачи, чтобы избежать отказа в госрегистрации, а также споров о количестве и качестве переданного имущества.

Форма акта приема-передачи имущества в хозяйственное ведение законом не установлена, поэтому собственник разрабатывает ее самостоятельно.

Описание имущества в акте приема-передачи и в решении собственника должно совпадать.

В акте следует сделать отметку о том, что переданное в хозяйственное ведение имущество находится в надлежащем техническом состоянии, позволяющем использовать его по назначению. В противном случае по решению суда с собственника могут взыскать расходы на ремонт этого имущества.

Уполномоченные представители органа, осуществляющего полномочия собственника, и унитарного предприятия подписывают акт и скрепляют его печатями.

Как зарегистрировать право хозяйственного ведения

Регистрация прав на некоторые виды имущества регулируется специальными нормативными правовыми актами.

При передаче в хозяйственное ведение недвижимого имущества с заявлением о госрегистрации может обращаться как собственник, так и унитарное предприятие.

Регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления

Перечень документов для регистрации права хозяйственного ведения и право оперативного управления:

Для регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления, юридическими лицами в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
  2. Документ об уплате государственной пошлины (госпошлина юридическим лицом уплачивается в безналичном порядке, в регистрирующий орган представляется платежное поручение).
  3. Документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (нотариально удостоверенная доверенность).
  4. Учредительные и иные документы, подтверждающие правоспособность юридического лица (нотариально заверенные копии устава, свидетельства о присвоении ОГРН и ИНН, документ о назначении руководителя).
  5. Документы, подтверждающие закрепление имущества за предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: решение собственника о закреплении имущества (постановление, распоряжение, приказ и т.д.) с приложением пообъектного перечня передаваемого имущества либо иные правоустанавливающие документы (например, вступивший в законную силу судебный акт, договор о приобретении имущества по договору купли-продажи, акт ввода объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д.).
  6. Документ, подтверждающий передачу имущества собственником предприятию или учреждению имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  7. План объекта недвижимости, выданный до 01 марта 2008 года, либокадастровый паспорт объекта недвижимости, выданный после 01 марта 2008 года, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимости – в случае государственной регистрации ранее возникшего права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
  8. Паспорт объекта культурного наследия, охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство – если объект недвижимости является объектом культурного наследия; заключение историко-культурной экспертизы – если объект является выявленным объектом культурного наследия.

ВНИМАНИЕ!

Государственная регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, приобретаемое предприятием или учреждением, проводится только одновременно либо после государственной регистрации права собственности учредителя предприятия или учреждения на приобретаемое имущество в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

Государственная регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество может осуществляться при отсутствии в Едином государственном реестре прав только в случае если право собственности учредителя предприятия или учреждения возникло ранее (до 1998 года).

ВНИМАНИЕ!

Для регистрации подаются подлинники документов

+ ксерокопии каждого документа!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector