Централизованные фонды денежных средств
Фонды денежных средств подразделяются на централизованные и децентрализованные
ü Государственные и местные бюджеты;
ü Пенсионный фонд;
ü Государственные целевые фонды социального страхования.
Децентрализованные — это денежные фонды субъектов хозяйствования всех форм собственности и уровней подчинения. К ним относятся:
ü Фонды основных средств;
ü Оборотные фонды;
ü Фонды обращения;
ü Фонды заработной платы;
ü Резервные фонды;
ü Фонды материального поощрения;
ü Фонды социально-культурного назначения;
ü Благотворительные фонды.
В условиях иерархичной системы управления (государственная и коммунальная форма собственности) и общественных объединений субъектов хозяйствования, из совокупности децентрализованных денежных фондов выделяют условно централизованные, которые формируют и используют органы управления высшего уровня или руководство общественных объединений ( ассоциаций, концернов, консорциумов и пр.)
По форме финансов. В экономической науке различают такие формы финансов как доходы, поступления, накопления, отчисления, расходы, т.е. элементы, характеризующие движение фондов денежных средств.
Финансы, как сложное общественное явление, наделено различными многоплановыми сущностными признаками и формами проявления.
Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми. Финансы обладают такими признаками,по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредствованы правовыми актами, которые регулируют денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия (при покупке – продаже, заимствовании денег, и тому подобное).
Первым признаком финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств (наличным или безналичным).Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налогов и сборов в бюджеты и целевые фонды, — во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Однако движение денежных средств само по себе не раскрывает сущность финансов.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.
На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других), или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждение самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двухстороннее движение стоимости, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной. Поскольку на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, которые не требуют какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводительного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, вторым важным признаком финансов как экономической категории является распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений.Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики сущности финансов.
Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют разные экономические категории: финансы, кредит, цена, заработная плата. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов я хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, которые принимают участие в стоимостном распределении. Это происходит независимо от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, изменялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
Рассмотрение финансовых ресурсов как материального носителя финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, которые принимают участие в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, третьим важным специфическим признаком финансов, отличающем их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Исходя из вышеизложенного отечественная наука рассматривает финансы как экономическую категорию, отражающую создание и использование денежных фондов в процесе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы пронизывают всю економику, а их характерные признаки присущи всем сферам и звеньям финансовой системы.
Централизованные децентрализованные фонды;
Централизованные денежные фонды, формируемые на макроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм аккумулирования, перераспределения и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций государства и местного самоуправления.
К централизованным денежным фондам относятся:
— государственные и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы;
— государственные внебюджетные фонды;
— государственные фонды страхования;
— государственный и муниципальный кредит, которые в совокупности представляют собой систему финансовых отношений между государством, муниципалитетом — с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.
Источниками централизованных денежных фондов являются: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации, использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.
Децентрализованные денежные фонды, формируемые на микроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм организации и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе образования, распределения и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли.
К ним относятся:
— фонды коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, в том числе финансовых посредников;
— фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений;
— фонды индивидуальных предпринимателей;
Функции, состав и структура фондов организаций, предпринимателей и домашних хозяйств, методы их формирования и направления использования определяются характером и уровнем развития производственных, социальных, культурных отношений, масштабами и ролью государства в национальной экономике.
На различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных средств. У предприятий это фонды собственных, заемных и привлеченных средств.
В состав собственныхсредств организаций входят:
— уставный, добавочный и резервный капиталы;
— фонды накопления, потребления и социальной сферы;
Кзаемным средствам относятся кредиты и займы.
К привлеченным средствам относится кредиторская задолженность.
Источниками децентрализованных финансовых ресурсовпредприятий выступают прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д.
В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят:
— денежные средства, предназначенные для текущих расходов;
— денежные средства, предназначенные для капитальных расходов;
— денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.
Источниками финансовых ресурсов домашних хозяйств являются:
— заработная плата, премии и надбавки к заработной плате;
— выплаты социального характера, осуществляемые работодателем;
— доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций;
— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.
Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями, домохозяйствами и финансово-кредитной системой и т.д.
Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Классификация оборотных средств. Фонды денежных средств торг
Фонды денежных средств торг. предприятий классифицируют по:
— назначению и направлениям использования;
— источникам формирования финансовых ресурсов.
По экономическому содержанию все денежные средства торг. предприятий делятся на основные и оборотные. В отличие от фондов материальных средств основные и оборотные средства торг. предприятий не расходуются и не потребляются, а авансируются.
По отраслям деятельности все денежные средства торговых предприятий подразделяются на денежные средства розничных, оптовых предприятий, предприятий ОП и неторговой деятельности.
По назначению и направлениям использования все финансовые ресурсы торг. пред. делятся на централизованные, децентрализованные фонды денежных средств и резервы.
Централизованные фонды денежных средств формируются в торговых фирмах, имеющих широкую сбытовую сеть. Средства из централизованных фондов используются на:
— оказание финансовой помощи вновь открывающимся предприятиям;
— капитальные вложения (инвестиции) на новое строительство.
Децентрализованные фонды денежных средств являются формой проявления собственных средств торг. предприятий. В зависимости от образования и использования децентрализованные фонды делятся на фонды общего (общехозяйственного) назначения и целевые (специальные).
Фонды денежных средств общехозяйственного назначения предназначены для финансирования основной деятельности торговых предприятий — например, уставной капитал торговой фирмы.
Целевые (специальные) фонды денежных средств — это собственные денежные средства, предназначенные для финансирования строго определенных целевых мероприятий:
— фонд оплаты труда, предназначенный для стимулирования работников;
— фонд развития (производственного и социального), предназначенный для технического перевооружения, реконструкции, строительства, прироста собственных оборотных средств, содержания объектов социального и культурно- бытового назначения и др.;
— фонд возмещения потерь от уценки товаров предназначен для вовлечения в оборот неходовых товаров и возмещения торговым предприятиям расходов, связанных с распродажей товаров по сниженным ценам.
Децентрализованные фонды денежных средств торговых предприятий полностью зависят от результатов хоз. деятельности торговых предприятий.
По источникам формирования финансовых резервов выделяют собственные, привлеченные и заемные средства торговых предприятий.
Оборотные средства торговой фирмы формируются за счет собственных, заемных и привлеченных источников финансирования(рис.6).
Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, т.к. предприятия, работающие на основе коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью.
Формирование оборотных средств компании происходит в момент его учреждения (создания уставного капитала) за счет средств учредителей фирмы. формируются в торг. фирме при ее учреждении, зачисляются в уставной капитал и в дальнейшем увеличиваются за счет прибыли, которая также включается в состав собственных средств фирмы.
Рис. 3 — Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
Привлеченные средства (устойчивые пассивы) — к ним относятся минимально переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда работникам предприятия, переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, кредиторская задолженность, задолженность поставщикам в связи с разрывом между временем поступления и оплаты товаров.
Устойчивые пассивы — это суммы, юридически не принадлежащие предприятию или организации, но по условию расчетов постоянно находящиеся в их обороте.
Дополнительная потребность предприятия в оборотных средствах покрывается за счет заемных средств, которые представляют собой, в основном, краткосрочные кредиты банка. Размер заемных средств в обороте торговых фирм, особенно в условиях инфляции, может в несколько раз превышать размер собственных оборотных средств.
Необходимость заемных средств обусловлена несовпадением времени затрат на покупку товаров и поступления выручки от их реализации. Заемные средства привлекаются временно и на определенные цели.
Кредит —один из важнейших источников формирования оборотных средств торг. фирм, при помощи которого размер оборотных средств приводится в соответствие с потребностью в них.
При кредитовании соблюдаются общие принципы:
— целевой характер кредита;
— обеспеченность товарно-материальными ценностями;
Целевой характер предполагает, что кредит предоставляется под определенную конкретную программу.
Срочность кредита означает, что ссуды выдаются на срок, предусмотренный конкретной программой.
Принцип возвратности требует направления части выручки от реализации на погашение кредита.
Обеспеченность товарно-материальными ценностями предполагает, что торг. пред. должно иметь в наличии материальные ценности, под которые получены кредиты и реализация которых позволит погасить имеющуюся задолженность.
Дата добавления: 2015-09-28 ; просмотров: 672 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Фонды централизованные
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2011 .
Смотреть что такое «Фонды централизованные» в других словарях:
Централизованные фонды — см. Фонды централизованные … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Фонды народного хозяйства — СССР, совокупность материальных и денежных ресурсов, планомерно создаваемых, распределяемых и используемых в процессе расширенного социалистического воспроизводства для обеспечения стабильных и высоких темпов развития экономики; основная… … Большая советская энциклопедия
Товарные фонды — часть товарных ресурсов (См. Товарные ресурсы) социалистической экономики, поступающая в обращение централизованно, в плановом порядке и через организованный рынок. Т. ф. используются для продажи населению, дальнейшей переработки,… … Большая советская энциклопедия
Общественные фонды потребления — часть национального дохода социалистического общества, используемая для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и распределяемая в основном сверх доходов по труду. Посредством О. ф. п. социалистическое государство… … Научный коммунизм: Словарь
Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей — народного хозяйства СССР, составная часть и исходное звено единой системы сов. финансов. Сфера Ф. включает отношения предприятий (объединений) с занятыми в них работниками, с вышестоящими организациями, с др. предприятиями и с финансово кредитной … Большая советская энциклопедия
Финансы социалистических предприятий и отраслей — (объединений) народного хозяйства СССР, составная часть и исходное звено единой системы сов. финансов (См. Финансы). Сфера Ф. включает отношения предприятий (объединений) с занятыми в них работниками, с вышестоящими организациями, с др.… … Большая советская энциклопедия
Дефицит бюджета — (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… … Энциклопедия инвестора
СССР. Финансы и кредит — Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения… … Большая советская энциклопедия
Голодомор на Украине — История Украины … Википедия
Использование голодомора в политических целях — Голодомор на Украине массовый голод, охватывавший обширные территории и приведший к значительным человеческим жертвам на территории Украинской ССР в первой половине 1933 года, являющийся частью общего голода в СССР 1932 1933[1]. Точных данных по… … Википедия
Что такое централизованные финансы
Централизованные финансы относятся к бюджетной системе. Это фонды, которые нужны для обеспечения работы государственного и муниципального аппарата. В рамках системы бюджет и его особенности зависят от особенностей государственного строя.
Финансовая система многих государств представляет собой комплекс финансовых отношений. Одной частью которых являются централизованные финансы. Это бюджетные системы, государственное и муниципальное кредитование. Денежные ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или местного самоуправления.
Зачем нужны централизованные финансы
Они обеспечивают возможность государству выполнять свои основные функции:
- создавать нормативно-правовую базу;
- контролировать выполнение законодательных норм;
- предоставлять комфортные условия для общества;
- регулировать рыночные отношения;
- стимулировать новые технологией.
В основе государственных денежных систем стоят бюджеты. На первый взгляд они могут показаться обособленными, но при решении крупномасштабных задач проводится укрепление финансовых институтов, формирование консолидированного бюджета.
Особенностью применения централизованных финансов является то, что они не только обеспечивают государственный аппарат управления, но и формируют военный запас страны. Большая роль отводится и их стимулирующей функции. Она проявляется путем перераспределения средств между нуждающимися предприятиями и организациями с целью поддержания важной для экономики отрасли хозяйствования.
Отличия централизованных финансов от децентрализованных
Централизованные формируются на макроуровне. Их источником случат доходы от государственных и муниципальных предприятий, прибыль от приватизации и продажи государственного или муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Децентрализованные фонды, в отличие от первых, формируются на микроуровне. Они представляют собой совокупность регулируемых форм организации, управление финансовыми потоками субъектов хозяйствования в процессе образования и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений. Такие системы представлены фондами коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателями.
Особенности централизованных финансов
Они являются подсистемой, главным звеном которой является бюджетная система, она зависит от формы государственного строя. Государственный бюджет является главным централизованных фондом, инструментом, позволяющим эффективно перераспределять средства. Основными его расходами являются:
- выполнение политических функций государства;
- решение вопросов относительно социальных потребностей;
- введение инвестиций в отдельные отрасли экономической инфраструктуры.
Региональные потребности в деньгах обеспечивают местные бюджеты. Они отличаются своей самостоятельностью. Большая часть таких средств направляется на решение социальных потребностей. Дополнительно им может быть оказана помощь от государства в виде субсидий, дотаций, выпуска ссуд по государственные обязательства.
Централизованные финансы имеют собственные принципы функционирования. Они дают возможность выявить направление воздействия денежных потоков на развитие государственного или муниципального сектора. К основным принципам относится:
- Использование в качестве базы на основе информационных потоков. Анализ поступающих сведений важен как при принятии решения, так и в процессе контроля за его выполнения.
- Четкость ориентации. Все централизованные финансы затрагивают определенные интересы общества, но в любом случае они ориентированы на решение централизованных задач.
Таким образом, к основным функциям централизации относится планирование, организация, контроль. Формирование и распределение финансовых фондов осуществляется государством. Для этого в рамках различных нормативных актов определяются источники и приоритетные сферы для движения. Это же является одним из главных отличий от децентрализованных финансов в отношении которых не установлено строгое контролирование.