План функции денег
Экономика на ЕГЭ по обществознанию. Деньги.
Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Как видим, деньги – это тоже товар. Почему? Мы их покупаем и продаем. Однако они являются особым товаром. Что в них особенного?
В древнейшие времена, когда торговля только зарождалась, денег еще не было, люди обменивали то, что имели в избытке на продукты, в которых нуждались. Это не всегда было удобно. Нельзя обменять корову на две курицы, обмен неравноценен, то есть неэквивалентен. Товаром, помогающим совершить эквивалентный обмен, стало золото, обладающее необходимыми для этого качествами: однородность, делимость, портативность, износостойкость, узнаваемость, стабильность. Как мы знаем, деньги вплоть до начала 20 века ходили в виде золотых и серебряных монет. Чуть позднее золото и серебро поменяли на бумажные денежные знаки.
Какие еще функции выполняют деньги? Российские экономисты выделяют пять функций.
Функции денег:
1. мера стоимости;
2. средство обращения (обмен денег на товар или товара на деньги осуществляется без временного и пространственного разрыва);
3. средство накопления;
4. средство платежа (совместное движение денег и товара рассогласовано во времени и пространстве, расчет происходит до или после получения товара или услуги);
5. мировые деньги.
Итак, первая функция, мера стоимости, определяет стоимость товара.
Вторая, средство обращения, осуществляется в самом процессе покупки или продажи товара, когда, мы непосредственно в данный момент обмениваем свои деньги на нужный нам товар, например, покупаем хлеб.
Третья функция, средство накопления, очень проста. Мы просто копим деньги для покупки товара или услуги в будущем.
Четвертая функция, средство платежа, имеет в виду плату не непосредственно в момент оказания услуги, а после, через некоторое время. Например, мы сначала пользуемся коммунальными услугами, а потом платим на них.
Пятая — мировые деньги — связана с расчетом за товары и услуги на мировом рынке.
Надо сказать, что зарубежные экономисты признают только первые три функции денег.
Ликвидность – способность товара с той или иной степенью быстроты обмениваться на деньги, то есть продаваться. Абсолютно неликвидным является просроченный или бракованный товар, поскольку такой товар покупать не будут.
Абсолютной ликвидностью обладают сами деньги.
Количества денег в стране должно быть примерно столько, сколько произведено товаров и услуг. Превышение определенного количества приводит к обесцениванию денег, то есть к необеспеченности денег товарами и услугами.
Контроль за количеством денег в обращении осуществляет Центральный банк. Это называется денежно-кредитной политикой государства.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Экономика на ЕГЭ по обществознанию. Деньги.
Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Как видим, деньги – это тоже товар. Почему? Мы их покупаем и продаем. Однако они являются особым товаром. Что в них особенного?
В древнейшие времена, когда торговля только зарождалась, денег еще не было, люди обменивали то, что имели в избытке на продукты, в которых нуждались. Это не всегда было удобно. Нельзя обменять корову на две курицы, обмен неравноценен, то есть неэквивалентен. Товаром, помогающим совершить эквивалентный обмен, стало золото, обладающее необходимыми для этого качествами: однородность, делимость, портативность, износостойкость, узнаваемость, стабильность. Как мы знаем, деньги вплоть до начала 20 века ходили в виде золотых и серебряных монет. Чуть позднее золото и серебро поменяли на бумажные денежные знаки.
Какие еще функции выполняют деньги? Российские экономисты выделяют пять функций.
Функции денег:
1. мера стоимости;
2. средство обращения (обмен денег на товар или товара на деньги осуществляется без временного и пространственного разрыва);
3. средство накопления;
4. средство платежа (совместное движение денег и товара рассогласовано во времени и пространстве, расчет происходит до или после получения товара или услуги);
5. мировые деньги.
Итак, первая функция, мера стоимости, определяет стоимость товара.
Вторая, средство обращения, осуществляется в самом процессе покупки или продажи товара, когда, мы непосредственно в данный момент обмениваем свои деньги на нужный нам товар, например, покупаем хлеб.
Третья функция, средство накопления, очень проста. Мы просто копим деньги для покупки товара или услуги в будущем.
Четвертая функция, средство платежа, имеет в виду плату не непосредственно в момент оказания услуги, а после, через некоторое время. Например, мы сначала пользуемся коммунальными услугами, а потом платим на них.
Пятая — мировые деньги — связана с расчетом за товары и услуги на мировом рынке.
Надо сказать, что зарубежные экономисты признают только первые три функции денег.
Ликвидность – способность товара с той или иной степенью быстроты обмениваться на деньги, то есть продаваться. Абсолютно неликвидным является просроченный или бракованный товар, поскольку такой товар покупать не будут.
Абсолютной ликвидностью обладают сами деньги.
Количества денег в стране должно быть примерно столько, сколько произведено товаров и услуг. Превышение определенного количества приводит к обесцениванию денег, то есть к необеспеченности денег товарами и услугами.
Контроль за количеством денег в обращении осуществляет Центральный банк. Это называется денежно-кредитной политикой государства.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Деньги
Переходим к блоку кодификатора ЭКОНОМИКА. Тема Деньги.
Для начала определим термин ДЕНЬГИ?
Напомню, что каждую разбор каждой темы кодификатора ЕГЭ следует начинать с ключевого определения. В данном случае понятно, что тема связана с финансами (денежными средствами) и банками (учреждениями, работающими с деньгами). Следовательно, ключевой термин занятия – ДЕНЬГИ.
ДЕНЬГИ – это финансовый актив, служащий для совершения сделок.
Возможны и иные определения, связанные с признаками ДЕНЕГ. Так, одним из свойств всех финансовых активов является их ЛИКВИДНОСТЬ.
ЛИКВИДНОСТЬ – возможность превращения активов в ценность (деньги).
Таким образом, ДЕНЬГИ – это товар абсолютной ликвидности (деньги сами по себе деньги).
Потренируемся! Например, что обладает большей ликвидностью, акции или земельный участок? Очевидно, что акции легче превратить в деньги, продав на фондовой бирже, чем продать землю. Итак, акции – актив большей ликвидности!
Известно две основных системы обмена – денежный и безденежный (бартер).
Рассматриваем блок экономика. Функции денег.
При обмене деньги являются:
- Средством обмена (посредником при обмене, покупке любого товара или услуги). Это основная функция денег.
- Средством платежа (средством оплаты отложенных платежей). Например, для оплаты через банк посещения ребенком детского сада.
- Мера стоимости (измеритель ценности всех товаров и услуг). Все ценники в магазинах выражены в денежных единицах.
- Средство накопления. Например, положенные в БАНК деньги позволяют получить БАНКОВСКИЙ ПРОЦЕНТ.
- Мировые деньги. Это ВАЛЮТЫ разных стран, применяющиеся в международном обмене и торговле.
Какие существуют деньги? Истории известно немало их форм, но наиболее распространенной из них длительное время было ЗОЛОТО. Это уникальный товар, обладающий ключевыми свойствами: портативностью, делимостью и особой ценностью (редкостью). ТОВАРНЫЕ деньги – предметы, особенно ценившиеся в конкретном обществе, например, у славян скот, шкуры пушных зверей, слитки серебра (гривны).
МОНЕТЫ и БУМАЖНЫЕ деньги (купюры, банкноты, ассигнации, кредитные билеты). Так, ассигнации в России появились в правление императрицы Екатерины II. В современной информационной экономике остальные виды денег вытесняют ЭЛЕКТРОННЫЕ – безналичные банковские переводы с помощью пластиковых карт.
Возможна и иная классификация денег. Выделяют ТОВАРНЫЕ ДЕНЬГИ (они сами по себе товар). Например, из ЗОЛОТА можно сделать ювелирное украшение. ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ – за которые можно получить обеспечение в виде драгметалла, например, русский рубль по финансовой реформе С.Ю. Витте был обеспечен золотом и обменивался на него в любом банке мира. КРЕДИТНЫЕ ДЕНЬГИ – чек, вексель, обеспеченные платежным документальным подтверждением. Наиболее распространены по данному подходу ФИАТНЫЕ деньги – сами по себе не являющиеся ценностью (например, бумажные), но принимающиеся государствами в качестве налоговых платежей и официальной ВАЛЮТЫ.
Например, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, официальной денежной единицей является российский рубль, введение иных денег не допускается.
Еще одно свойство денег (ВАЛЮТЫ) – это возможность их конвертации, то есть применения за пределами страны. Абсолютно конвертируемыми валютами, принимаемыми к обмену в любой стране мира, являются наиболее устойчивые деньги – евро, американский доллар, британский фунт и другие.
Продолжение это лекции смотрите тут!
Конспект урока по теме «Деньги и их функции»
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Тема: «Деньги, их функции».
Урок по обществознанию в 7 классе .
Актуальность: деньги в нашей жизни. Проблема исследования: С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека.
Цель: п ознакомить учащихся с сущностью и назначением денег, а также с их функциями.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: закрепить определение понятия «деньги», познакомиться с историей возникновения денег. Выяснить, для чего нужны деньги.
Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме, готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. Умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Воспитание уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, презентационной), в разных источниках . Умение отбирать и перерабатывать полученную информацию. Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с заданиями, рабочие листы. Приложение 1.
Основные термины: деньги, функции и виды денег, аверс, реверс, легенда, гурт.
Тип урока: изучение нового материала. Форма урока : урок–исследование.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.
Доброе утро ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом классе. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. Но у нас очень много общего. Например, улыбки. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы на сегодняшнем уроке. Сегодня вы будете работать на индивидуальных рабочих листах, и оценивать каждый этап работы.
II . Актуализация опорных знаний по теме «Обмен, торговля, реклама» (слайд 1)5 мин.
— проверка домашнего задания соотнести определение с понятием:
обмен одного товара на другой без помощи денег.
мера, с помощью которого определяется ценность товара или его польза
отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товара путем купли-продажи
Информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.
это стоимость, выраженная в денежной форме.
Выставить оценки в рабочих листах.
Переход к новой теме, выяснение целей урока: 4 мин.
Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что такое обмен, реклама, цена товара, торговля и ее формы, а сейчас, п режде, чем мы продолжим урок, отгадайте загадку: (слайд 2)
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат.
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Какое слово выйдет тут? (Деньги)
— Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).
— Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.
— Запишите тему урока: «Деньги, их функции» (Слайд 3).
Как вы думаете, по какому плану мы сегодня будем работать: (ответы учащихся и составление плана).
1. Как деньги стали деньгами
2. Функции денег.
3. Деньги меняют обличье. (слайд 4)
III . Изучение нового материала: )20мин.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.
Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент «Как деньги стали деньгами» и на основе этого составим кластер, также в помощь вам будут даны тексты. «Что было деньгами».
Текст: «Что было деньгами». (слайд 5)
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Проверьте кластер (слайд 6)
Оцените свою работу в своих рабочих листах.
— Так что же означает термин «деньги»? ( ответы учащихся), обобщение учителя:
(слайд 7) «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров .
Физминутка – 2 минуты (слайд 8)
3. Учитель: нам нужно с вами ответить на следующий вопрос
— Какие функции выполняют деньги? Откройте учебник на странице106 изучите информацию и составить схему. Составление дополнений к схеме на доске от каждой пары.