Знак обращения на рынке еаэс
Знак обращения на рынке (маркировка ЕАС)
Не путайте маркировки!
В этой статье мы говорим о маркировке продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС, представляющим собой три буквы ЕАС (ЕврАзийское Соответствие / EurAsian Conformity). Этот знак наносится на продукцию после прохождения ею обязательной процедуры подтверждения соответствия.
Также в России действует система обязательной маркировки отдельных видов продукции специальными средствами цифровой идентификации и прослеживаемости, представляющими собой двумерные штрих-коды DataMatrix (похожи на QR-коды, но другие). Суть данной маркировки — учёт оборота определённых товаров с точностью до единицы продукции: от её производства до реализации конечному потребителю. Но эта статья не про неё.
Во избежание недопонимания, мы будем избегать слова «маркировка», используя вместо него «знак обращения на рынке», ибо речь здесь именно о нём.
Нормативная база
Итак, знак обращения на рынке наносится на продукцию после прохождения ею обязательной процедуры подтверждения соответствия в любой форме (сертификации / декларирования).
- Порядок применения единого знака обращения
Изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования её единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.
Наказание за нарушение предусмотрено уже другой статьёй. Статьёй 14.46 Кодекса об административных правонарушениях:
Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании,
влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На этом явные законодательные требования к нанесению знака обращения на рынке заканчиваются, и начинается правоприменительная практика. С ней всё намного интереснее.
Когда надо наносить знак обращения на рынке?
Ответ очевиден — после подтверждения соответствия продукции требованиям всех техрегламентов, действие которых на эту продукцию распространяется. Также во всех техрегламентах в том или ином виде указано (как правило, во втором пункте раздела «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке»), что продукция должна быть маркирована знаком обращения перед выпуском её в обращение на рынке.
Однако, ситуации на практике оказываются очень и очень разными. Например, производитель не может (или не хочет) наносить знак обращения, перекладывая это на плечи импортёра. Или наоборот, единожды договорившись с импортёром о выпуске только уже маркированной продукции, производитель отказывается выпускать её без маркировки, мотивируя это затратами на перенастройку производственных линий.
Да и надо понимать, что продукция продукции рознь. Где-то возможно нанести маркировку простым и лёгким способом, а где-то реально требуется лезть в технологические процессы (например, если речь идёт о каком-то сложном способе нанесения этикетки на упаковку и/или изделие).
Это огромное количество различных факторов, явно не описанных в нормативной документации, порождает не менее огромное количество вопросов от производителей, импортёров и продавцов, построенных по одному шаблону:
На продукции (присутствует / отсутствует) маркировка, но (отсутствуют / имеются) документы о соответствии. Что будет, если я буду эту продукцию (ввозить / вывозить / реализовывать)?
К великому сожалению, ответа на этот вопрос нет не то, что однозначного, а даже какого-то универсального, пусть и с какими-то исключениями. Сейчас постараемся объяснить, почему.
Во-первых, обилие внутренних распоряжений и директив
Когда дело доходит до принятия решения конкретным сотрудником конкретного надзорного органа в конкретной ситуации, этот сотрудник с почти 100% вероятностью будет руководствоваться не высшими законодательными актами, а внутренними распоряжениями и приказами своего руководства.
Но распоряжения эти сегодня одни, завтра другие. Причём, может быть официальное письмо, носящее рекомендательный характер, а может быть неофициальное устное распоряжение непосредственного руководителя, которое сотрудники будут выполнять под банальным страхом увольнения.
Поэтому, возвращаясь к проверке маркировки таможней: где-то проверяют так, где-то эдак, где-то не проверяют вовсе, где-то сообщают в Роспотребнадзор о выявленных нарушениях, где-то нет… Может быть, пару месяцев назад именно Ваш таможенный пост именно по Вашей продукции получил по шапке за то, что «проглядел» продукцию с маркировкой и без документов, а потому сейчас строго следит за этим.
Во-вторых, взаимодействие между ведомствами
Упомянутая выше статья 14.46 КоАП РФ (а также 14.43, по которой тоже можно понести ответственность за неправильную маркировку) относится к компетенции надзорных органов в сфере розничной торговли (Роспотребнадзора).
Соответственно, таможенники, которые могут проводить визуальный осмотр непосредственно продукции (и досмотр, если надо) по этой статье привлечь к ответственности не могут, но могут направить данные в Роспотребнадзор с описанием признаков состава преступления. А могут и не отправить (см. «во-первых»).
В свою очередь, Роспотребнадзор уже может возбудить дело об административном правонарушении. А может и не возбудить (опять же, см. «во-первых»).
Да и таможня, в конце концов, если очень захочет, то может привлечь по «своей» 16.3. Более того, она может сделать это вместе с Роспотребнадзором, чтобы привлечь заявителя сразу по двум статьям (и такие случаи были).
Наконец, суд может принять имеющиеся материалы в качестве доказательств нарушения, а может и не принять.
Как Вы понимаете, вопрос здесь уже находится в плоскости не только трактовки тех или иных формулировок, но ещё и межведомственного взаимодействия. Причём, не столько на федеральном, сколько исключительно на местном уровне. А это взаимодействие регламентируется ещё бОльшим количеством внутренних распоряжений различного уровня.
Что же всё-таки делать, если ситуация с маркировкой неоднозначная?
Первым делом, разумеется — изо всех сил постараться не допускать таких ситуаций.
Для этого ввозить образцы на испытания без знака обращения на рынке, а после получения сертификатов или деклараций — наносить знак на продукцию и ввозить её уже для реализации.
Если же всё-таки ситуация такова, что документы есть, а маркировки нет (или наоборот: документов нет, а маркировка есть), то нужно максимально глубоко вникнуть в требования по маркировке конкретно данной продукции. Для этого сначала изучить все действующие техрегламенты на эту продукцию — там, как правило, содержится вся исчерпывающая информация.
Затем надо изучить все действующие Решения, Постановления, Распоряжения, Приказы и Письма, в которых могут быть описаны какие-то нюансы по маркировке конкретной продукции. Далеко не факт, что такие документы вообще будут, но всё же это необходимо проверить. Самый простой пример — переходные положения по новым техрегламентам.
Исходя из этого, уже можно хотя бы примерно понимать, какие могут быть последствия в конкретной ситуации с конкретной продукцией, и что можно сделать, чтобы эти последствия не были негативными.
О чём ещё следует помнить: если Вы решили обратиться за сторонней консультацией, то старайтесь избегать любых советов в духе «у такой-то компании вот так было — вот чем всё кончилось». Теперь Вы понимаете, почему это в корне неправильно: потому что даже если Вы найдёте ситуацию, на 100% идентичную Вашей (хотя и такого практически не бывает), то в разное время к этой ситуации у надзорных органов может быть разное отношение.
Если Вы ищете тех, кто поможет Вам в этом вопросе, то старайтесь найти не тех, кто высказывает своё решение по ситуации (пусть даже и обосновывает его), а тех, кто готов взять на себя ответственность за его последствия.
Ищите того, кто будет готов не просто консультировать, а взяться при необходимости за доказательное отстаивание своей позиции.
О едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов таможенного союза
Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 711 утверждено положение о едином знаке обращения на рынке государств – членов Таможенного союза.
В настоящем Положении определяется порядок и правила применения, форма и размеры единого знака обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.
Единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.
Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств — членов Таможенного союза.
Единый знак обращения имеет следующее изображение
Изображение единого знака обращения продукции EAC представляет собой сочетание трех стилизованных букв «E», «A» и «C», графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом (рис. 1) или на контрастном фоне (рис. 2).
EAC расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity).
Размеры единого знака обращения определяет изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, импортер (поставщик), получивший право на его применение.
Размеры единого знака обращения должны гарантировать четкость его элементов и их различимость невооруженным глазом на общем цветном фоне объекта.
Единый знак обращения может быть выполнен любым способом, обеспечивающим четкое и ясное его изображение в течение всего срока службы (годности) продукции.
Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.
Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию.
Изображение единого знака обращения продукции на рынке Сторон должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Таможенного союза.
Не допускается нанесение маркировки, знаков и надписей, способных ввести в заблуждение потребителей и заинтересованных лиц относительно значения и изображения единого знака обращения (EAC).
В случае если на продукцию наносятся иные знаки соответствия, в том числе, знаки соответствия добровольных систем сертификации продукции, то они не должны ухудшать видимость, четкость и читаемость единого знака обращения.
За отсутствие знака EAC, нарушителю грозит наказание по статье 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации». Она предполагает штраф от 5 до 300 тысяч рублей и возможность конфискации товара.
Решение КТС от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза»
Документ полезен? | m | n |
Изменения, внесенные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 22 , вступают в силу 29.05.2016 г.
Комиссия таможенного союза решила:
Начало действия редакции — 29.05.2016 г.
1. Утвердить прилагаемые:
изображение единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза;
Порядок применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза.
2. Признать Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 605 утратившим силу.
Редакция действует до 28.05.2016 г.(включительно)
1. Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза (прилагается);
2. Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза (прилагается);
3. Считать Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 605 утратившим силу.
Изображение единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза представляет собой сочетание трех стилизованных букв «E», «A» и «C», графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом (рис. 1) или на контрастном фоне (рис. 2).
(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 800, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 22)
EAC расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity).
(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 800,
решения Совета Евразийской экономической комиссии
от 17.03.2016 N 22)
1. Область применения
Начало действия редакции — 29.05.2016 г.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и определяет правила применения, форму и размеры единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза (далее — единый знак обращения).
Редакция действует до 28.05.2016 г.(включительно)
Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза разработано в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года и с учетом положений Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
В настоящем Положении определяется порядок и правила применения, форма и размеры единого знака обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза (далее — единый знак обращения).
Единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.
(абзац в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 22)
Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 61, в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 22)
3.1. Единый знак обращения имеет следующее изображение (рис. 1 и рис. 2):
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 61)
3.2. Изображение единого знака обращения представляет собой сочетание трех стилизованных букв «E», «A» и «C», графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом (рис. 1) или на контрастном фоне (рис. 2).
(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 800, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 22)
EAC расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity).
3.3. Размеры единого знака обращения определяет изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, импортер (поставщик), получивший право на его применение.
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 61)
Базовый размер единого знака обращения должен быть не менее 5 мм.
(абзац в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 22)
Размеры единого знака обращения должны гарантировать четкость его элементов и их различимость невооруженным глазом на общем цветном фоне объекта.
Изображение единого знака обращения на масштабной сетке приведено на рисунках 3 и 4.
(абзац введен решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 800)
(введено решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 800)
3.4. Единый знак обращения может быть выполнен любым способом, обеспечивающим четкое и ясное его изображение в течение всего срока службы (годности) продукции.
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 61)
Начало действия редакции — 29.05.2016 г.
Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств — членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе.
Редакция действует до 28.05.2016 г.(включительно)
Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.
5.1. Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию.
5.2. Изображение единого знака обращения должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
(пп. 5.2 в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 22)
5.3. Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Евразийского экономического союза (техническом регламенте Таможенного союза).
(пп. 5.3 в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 22)
5.4. Не допускается нанесение маркировки, знаков и надписей, способных ввести в заблуждение потребителей и заинтересованных лиц относительно значения и изображения единого знака обращения (EAC).
В случае если на продукцию наносятся иные знаки соответствия, в том числе, знаки соответствия добровольных систем сертификации продукции, то они не должны ухудшать видимость, четкость и читаемость единого знака обращения.
(п. 5.4 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 61)
Маркировка ЕАС
Что означает ЕАС
Для обозначения товаров, соответствующих требованиям Таможенного Кодекса Евразийского Экономического Союза, используется аббревиатура ЕАС (Евразийское соответствие — Eurasian Conformity). Маркировка продукции знаком ЕАС свидетельствует о том, что продукт прошёл сертификацию или декларирование соответствия, а также все необходимые лабораторные испытания, подтвердившие соответствие требованиям технических регламентов Евразийского Экономического Союза (Таможенного Союза).
На какие товары должна быть нанесена маркировка ЕАС
В обязательном порядке должна быть промаркирована продукция, которая попадает под действие одного или нескольких технических регламентов Евразийского Экономического Союза. Например, это пищевые продукты, продукция легкой промышленности, детские товары и так далее.
Данный инструмент технического регулирования определяется постановлением Таможенного Союза №711 от 15.07.2011 и Положением о применении единого знака на территории РФ. Знак ЕАС ставится исключительно на товары, которые имеют сертификат или декларацию соответствия ТС. Просто промаркировать продукцию — это не значит, выполнить требования законодательства. В первую очередь, необходимо получить разрешительную документацию на продукцию (декларацию или сертификат).
Правила маркировки продукции знаком ЕАС
Маркировка ЕАС является обязательным знаком соответствия для обозначения товаров, реализуемых в рамках соглашений предприятий стран Таможенного Союза. Правила маркировки продукции включают в себя следующие требования:
- Буквы сокращения выполняются без закруглённых углов строгими прямыми линиями;
- Все три буквы должны быть одинакового размера, а общая конфигурация товарного знака должна вписываться в квадрат;
- Аббревиатура ЕАС наносится на упаковку контрастными броскими цветами;
- Этот товарный знак должен чётко читаться невооружённым глазом;
- Другие знаки и изображения упаковки не должны препятствовать прочтению данного сокращения;
- Изображение должно сохранять детализацию на протяжении всего срока годности маркированного товара;
- Минимальный размер знака – не менее 5 мм, а верхние границы длины и ширины не ограничены;
Данный знак соответствия в обязательном порядке вносится в товарно-сопроводительную документацию. Отсутствие маркировки ЕАС может стать причиной наложения внушительного штрафа за нарушения прав потребителя. Игнорирование перечисленных правил маркировки продукции влечёт за собой штрафные санкции.
Единый знак обращения на рынке Таможенного Союза стал наглядным свидетельством долгосрочных планов государств, входящих в это политико-экономическое объединение. Маркировка ЕАС сегодня высоко котируется как на внутреннем, так и на международном рынке.
Сегодня любая продукция, реализуемая на территории России или экспортируемая в другие страны, может иметь сертификаты следующих двух типов:
• Сертификат соответствия ГОСТ Р – свидетельство надлежащего качества товаров или услуг, выдаваемое в рамках государственных российских стандартов. Различают два вида – обязательная и добровольная сертификация;
• Сертификат ТС – удостоверение соответствия характеристик продукции техническому регламенту Таможенного Союза. В этом случае процесс сертификации носит строго обязательный характер и продукция должна маркироваться знаком ЕАС.
Обе системы сертификации являются равноправными и не пересекаются в перечне требований к изделиям одной товарной группы. Это означает, что если вы имеете сертификат ГОСТ Р, то сертифицированная продукция не описана в регламенте ТС. В данном случае предусмотрена так называемая маркировка РСТ.