Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Темп роста рынка формула

Формула темпа роста

Понятие и типы темпа роста

Темп роста измеряется в процентах или в относительной величине.

Темпы экономического роста находятся в прямой зависимости от типа экономического роста. В экономике существует 2 типа экономического рота – экстенсивный рост и интенсивный.

При экстенсивном росте увеличение производственных объемов происходит за счет внедрения большего числа факторов (сырье, топливо, рабочая сила, оборудование и др.).

При интенсивном типе роста увеличение производственного объема может быть достигнуто путем совершенствования качественных показателей (квалификация, технологии, достижения научно-технического прогресса). То есть рост происходит за счет улучшения качества, а не количества, как при экстенсивном роста.

Если начинается интенсивный тип, то темпы могут даже немного снизиться в сравнении с экстенсивным типом роста. Но данный факт не значит, что наступил спад в экономическом развитии или то, что оно замедлилось.

Особенности типов роста:

  • При экстенсивном типе роста экономика может сохранять пропорции, структурные характеристики и развитие вширь.
  • При интенсивном типе роста экономика становится динамичной за счет расширения производства, а также благодаря прогрессивным структурным перестройкам.

Формула темпа роста

Обобщенно формула темпа роста выглядит следующим образом:

Тр=Пнп/Пкп

Здесь Тр – темп роста,

Пнп – показатель начала периода,

Пкп – показатель конца периода.

Для получения более наглядного результата, полученный ответ умножается на 100% и формула темпа роста выражается в процентах.

Что показывает формула темпа роста

Темп роста показывает, сколько процентов составил рост статистического показателя текущего периода в сравнении с предыдущим периодом.

При различных значениях формулы темпа роста можно наблюдать три варианта развития событий:

1) Темп роста более 100% означает положительную динамику.

2) Темп роста равный 100% означает, что не произошло изменений.

3) Темп роста менее 100% означает отрицательную динамику.

Отличие темпа роста и темпа прироста

Зачастую студенты путают понятия темпа роста и темпа прироста, поскольку их формулы немного похожи.

Для определения темпа прироста из показателя расчетного периода вычитается показатель базового периода, далее полученный результат делится на показатель базисного периода и умножается на 100%.В результате можно получить темп прироста в процентах.

Для того чтобы не перепутать эти понятия, следует отметить, что темп роста отражает сам рост показателя, то есть во сколько раз он меняется в рассматриваемом промежутке времени.

А темп прироста, в свою очередь, отражает, на сколько растет показатель за этот период времени в сравнении.

Примеры решения задач

ЗаданиеРассчитайте темп роста по показателям, представленным за 2015 и 2016 год.

2015 год – 240 тыс. рублей,

2016 год – 480 тыс. рублей.

РешениеОпределим темп роста в процентах за 2015 и 2016 год, для чего нужна формула темпа роста:

Здесь Тр – темп роста,

П2015 – показатель за 2015 год,

П2016 – показатель за 2016 год.

Тр=480 тыс. руб./240 тыс. руб. * 100% = 200%

Вывод. Мы видим, что темп роста составил 200 %. Это значит, что по сравнению с 2015 годом, в 2016 году показатель вырос на 200%, то есть в два раза.

Ответтемп роста – 200%
ЗаданиеРассчитать для предыдущих условий темп прироста (для сравнения темпа роста и прироста).

Базисный показатель – 240 тыс. рублей,

Отчетный показатель – 480 тыс. рублей.

РешениеДля того чтобы не перепутать темп роста и темп прироста, следует уяснить, что темп прироста обозначает процентное соотношение изменения величины в текущем периоде в сравнении с предыдущим. Для расчета нужна формула:

Вывод: Таким образом, мы видим, что темп роста и темп прироста – это различные показатели. Темп роста отражает рост показателя в динамике, а темп прироста величину изменения показателя за рассматриваемое время.

То есть показатель вырос на 200 %, но увеличился на 100 % по сравнению с базовым.

Темп роста рынка

Понимание объема рынка, в котором работает компания, и степени его уменьшения или роста является ключевым индикатором для оценки потенциала роста будущей выручки.

Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько успешно мы работаем на рынках с потенциальным будущим?

Ключевая роль команды руководителей заключается в определении возможностей будущего роста на существующих и новых рынках. Следовательно, идентификация этих рынков и оценка темпа их роста являются необходимыми процедурами при анализе данных об эффективности компании.

Объем рынка измеряется общим количеством или общей стоимостью проданных товаров или услуг в течение определенного периода (как правило, это один год). Показатель темпа роста рынка (market growth rate) представляет собой отношение объема рынка в текущем периоде к объему рынка в предыдущем периоде. Если показатель меньше единицы, то рынок сокращается, если выше единицы — рынок растет.

Как проводить измерения

Метод сбора информации

Несмотря на то что данные по хорошо изученным рынкам легкодоступны и содержатся в отчетах компаний по исследованию рынком, получение точных данных об объеме рынка является нетривиальной задачей. Ниже представлены различные подходы, которые могут использовать компании при анализе объема рынка:

  • проведение опросов среди провайдеров (производителей товаров, услуг и т. д.). Недостатком этого метода является опасность преувеличения потенциала роста;
  • исследование каналов распространения продукции. В этом случае существует опасность двойного счета и пропуска части или частей рынка;
  • опросы среди клиентов или конечных пользователей. Этот метод обычно самый затратный и требует большого объема данных.

Формула

Темп роста рынка = Общий объем продаж на рынке в текущем году / Общий объем продаж на рынке за предыдущий год.

где объем продаж может быть выражен как в денежных единицах, так и в количестве проданных единиц товара.

Обычно темп роста рынка измеряют ежегодно, однако есть смысл делать это ежеквартально нарастающим итогом в рамках года.

Источником информации для рассматриваемого ключевого показателя эффективности (КПЭ) являются данные маркетинговых исследований либо данные, полученные в ходе опросов.

Трудозатраты и стоимость сбора данных для расчета темпа роста рынка могут существенно варьироваться. В одних случаях данные могут быть публичными и доступными, в других — компаниям приходится платить фирмам по исследованию рынка за предоставляемую информацию либо проводить такие исследования самостоятельно, что резко увеличивает затраты.

Целевые значения

Так как показатели темпа роста рынка весьма значительно варьируются, установление целевого значения не представляется возможным. Объективно говоря, быстрорастущий рынок лучше, чем сокращающийся. Однако существует ряд компаний, которые специализируются на сокращающихся рынках (например, такие компании входят на рынок, когда главные игроки покидают его, поскольку потенциал рынка исчерпан).

Пример. Рассмотрим два примера.

Объем рынка X в 2011 г. был равен 500 млн долл., а в 2012 г. 750 млн долл.

Рынок X вырос на 250 млн долл. (750 — 500).

Темп роста рынка X составит:

Объем рынка Y в 2011 г. был равен 500 млн долл., а в 2012 г. — 400 млн долл.

Рынок Y сократился на 100 млн долл. (400 — 500).

Темп роста рынка Y составит:

Замечания

Многие компании также пытаются спрогнозировать темп роста рынка на будущий год (или годы) на основе данных по трендам и маркетинговых прогнозов.

Для компаний также может быть полезна информация о среднем размере потребительской корзины (т. е. сколько покупает или потребляет отдельный человек на данном рынке). Этот показатель можно вычислить, разделив общий объем рынка на количество потребителей.

Анализ интенсивности конкуренции на рынке грузовых автомобилей Индии

При проведении маркетинговых исследований очень часто требуется проанализировать конкурентное окружение. Одним из этапов анализа является определение интенсивности конкуренции на рынке, которая показывает привлекательность рынка и стратегически важные направления рыночных шагов предприятия. Сравнивая показатели интенсивности конкуренции на рынке за различные периоды, фирма может определить тенденции рынка, изменение соотношения конкурентных сил, вовремя распознать негативные для себя последствия.

Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется тремя составляющими:

  • характер распределения рыночных долей;
  • темпы роста рынка;
  • рентабельность рынка.

Методика

Методика количественной оценки интенсивности конкуренции включает в себя следующие этапы ( рис. 1 ).

Рисунок 1. Этапы анализа интенсивности конкуренции

1. Составление перечня фирм, находящихся на целевом или новом рынках.

Формируется перечень (конкурентный лист 1 ) фирм, действующих на рассматриваемом рынке и образующих его конкурентную среду, на конец анализируемого периода.

2. Сбор исходной информации.

Осуществляется сбор исходной информации за анализируемый и базисный периоды. В случае невозможности получения сведений об объемах тех или иных ресурсов, имеющихся на целевом рынке, принимается равномерное распределение ресурсов между конкурентами.

3. Оценка степени монополизации рынка.

Оценка степени монополизации рынка осуществляется с учетом того, что степень монополизации рынка обратно пропорциональна интенсивности конкуренции. Для этого могут быть использованы четырехдольные (CR4) показатели концентрации. При этом считается, что если CR4 > 0.75, то рынок монополизирован.

Может рассчитываться также индекс Херфиндала—Хершмана. Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов всех действующих на рынке субъектов. Значения его могут изменяться от 0 (при полной деконцентрации производства) до 10 000 (в случае абсолютной монополизации):

где In — индекс Херфиндала (0 140%, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении Tm от 140% до 70% рынок проходит состояние позиционного роста, стагнации и сворачивания, если Tm 140, то Ut = 0;

если 70 2 , произведем расчет показателя Ur по формуле 10 (табл. 8).

Таблица 8. Расчет показателя интенсивности конкуренции по рентабельности

Произведем обобщение полученных данных анализа интенсивности конкуренции на рынке Индии (табл. 9). Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции рассчитывается по данным показателей Ut, Ur, Ud, как среднее геометрическое этих показателей (формула 11).

Таблица 9. Итоговые данные показателей интенсивности конкуренции

При Uc стремящемся к 1, интенсивность конкуренции достигает максимума, и, наоборот, при Uc = 0 конкуренция отсутствует. То есть на рынке Индии интенсивность конкуренции за 2004 г. сильно снизилась, несмотря на рост монополизации рынка, по следующим причинам:

  • высокие темпы роста рынка;
  • рост рентабельности рынка.

Снижение итогового показателя Ud до 0,154 с 0,519 свидетельствует о том, что участники рынка еле поспевают удовлетворять растущий спрос на рынке.

В результате на рынке возможно появление новых конкурентов (рынок активно растет, и постоянно появляются новые ниши и сегменты, расширяются уже существующие). Также стоит отметить, что основным фактором конкурентной борьбы на рынке является цена (из-за относительно низкой рентабельности).

1 Шибаков В., Аминов Э.Структурирование информации — паспорт конкурента // Практический маркетинг. 2005. № 6 (99).

2 Данные взяты из официальных годовых отчетов фирм-производителей. Данные о результатах финансовой деятельности Volvo и Tatra отсутствуют, но их совокупная доля составляет менее 1%.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2018

Читать еще:  Стратегия проникновения на рынок примеры компаний
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector