Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Снижение напряженности на рынке труда

Выступление Министра Максима Топилина на заседании Правительства РФ по вопросу снижения напряженности на рынке труда

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые члены Правительства!

За последние годы в связи с предпринимаемыми Правительством активными мерами на рынке труда, в том числе и в связи с кризисом, который мы, как нам кажется, успешно преодолели в сфере занятости, показатели на рынке труда, которые сегодня фиксируются официальной статистической отчётностью, как уже сказал Дмитрий Анатольевич, достаточно оптимистичны. И на сегодня мы достигли тех параметров, которые имели до кризиса 2008 года, и даже имеем лучшие показатели по уровню как зарегистрированной безработицы, так и общей безработицы. Сегодня уровень зарегистрированной безработицы составляет 1,6% и зарегистрировано безработных около 1,2 млн человек. При этом за последний год резко увеличилось количество вакансий, которые предлагаются гражданам, которые ищут работу.

Те цифры, которые мы сегодня имеем при фиксации напряжённости на рынке труда, составляют… Этот коэффициент составляет 0,8 единицы. Это означает, что у нас зарегистрированных безработных меньше, чем количество вакансий, которые имеются в службах занятости. Напомню, что в период кризиса этот показатель составлял более 3 единиц и всего количество вакансий в службах занятости превышает 1,7 млн единиц. Конечно, ситуация на рынках труда отдельных субъектов Российской Федерации в зависимости от той экономической ситуации и от экономических условий существенно разнится. Есть регионы, которые традиционно имеют гораздо более низкий, чем в среднем по Российской Федерации, уровень безработицы. Это город Санкт-Петербург, Ленинградская область, город Москва, Тюменская область, Московская область, Липецкая область и ряд других регионов, где уровень безработицы ниже, чем 1%. Но вместе с тем ряд регионов – прежде всего это субъекты Российской Федерации и Северного Кавказа, ряд регионов, таких как Республика Тыва, Республика Калмыкия, – имеют уровень безработицы выше, чем по Российской Федерации. Самый высокий уровень безработицы (официально зарегистрированных безработных) фиксируется в Чеченской Республике – это 31,9%. Но я могу сказать, что если мы сравним эти показатели по отношению к трёхлетней ретроспективе по Чеченской Республике, то эта республика имеет как раз самые высокие темпы снижения уровня безработицы – как официально зарегистрированной, так и по методологии Международной организации труда: за последние три года эти показатели уменьшились в 2 раза.

Если говорить о тех мероприятиях, которые осуществляются в этом году традиционно на рынке труда, то мы сегодня фиксируем снижение численности граждан, которые обращаются за предоставлением государственных услуг в службу занятости, – это общая тенденция, которая подтверждает то, что уровень безработицы снижается. Если в январе–мае 2011 года в службу занятости обратилось 4,3 млн человек за получением услуг, то в январе–мае 2012 года это количество сократилось до 3,5 млн человек. При этом уровень трудоустройства безработных граждан в 2012 году по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился на 1,7 процентных пункта. Если брать динамику этого года, то с начала года численность официально зарегистрированных безработных снизилась на 62,9 тыс. человек с начала года или на 4,9%.

Мероприятия, которые традиционно проводятся службой занятости применительно к безработным гражданам: это профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан, это содействие самозанятости, проведение оплачиваемых общественных работ, временное трудоустройство молодёжи (с 14 до 18 лет), помощь испытывающим трудности в поиске подходящей работы безработным гражданам, которые только что окончили различные учебные заведения. Эти мероприятия осуществляются традиционно, и по ним мы фиксируем стабильный тренд. Могу сказать, что в этом году профессиональной подготовкой за январь–май этого года охвачено 117 тыс. человек, общественные работы – 150 тыс. человек. Это на уровне показателей прошлого года, и здесь мы фиксируем относительно стандартную, спокойную ситуацию.

Если говорить об освоении денежных средств, которое фиксируется сейчас, с этого года, после передачи полномочий по активным программам занятости в субъекты Российской Федерации, то на промежутке январь–май этого года израсходовано субъектами 17,8% средств субъектов Российской Федерации, притом что на пособия по безработице субъекты Российской Федерации израсходовали 33,5% средств. То есть имеется некое отставание по финансированию активных программ занятости, но эта тенденция летом этого года будет преодолена.

Как уже сказал Дмитрий Анатольевич, мы продолжаем в этом году финансировать и реализовывать дополнительные мероприятия, которые направлены на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации. Ключевые мероприятия, которые мы продолжаем финансировать из федерального бюджета (на эти цели выделяется из федерального бюджета в этом году 1,5 млрд рублей) – это прежде всего поддержка программ по занятости инвалидов. Мы, я напомню, ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов буквально в мае, и в соответствии с Конвенцией, готовясь к ратификации Конвенции, мы готовили данные программы. Их особенность заключается в том (в отличие от программ, которые осуществлялись раньше в Российской Федерации), что выделяются субсидии на создание рабочих мест для занятости инвалидов именно на открытом рынке труда. Я напомню, что в прошедшие годы осуществлялась некая поддержка общественных организаций инвалидов. Эти программы продолжаются, но суть задачи в соответствии с Конвенцией заключается в том, чтобы именно на открытом рынке, на свободном рынке, на предприятиях, которые не являются специализированными для занятости инвалидов, а именно которые являются обычными предприятиями, где трудятся в основном люди без инвалидности, – именно там создавать условия для трудоустройства инвалидов. В этом году на эти цели выделяется 385 млн рублей – это не такие большие средства, но вместе с тем они позволяют точечно работать с регионами по созданию и субсидированию таких рабочих мест.

Читать еще:  Выход на фондовый рынок

Я хотел бы отметить, что в следующем году перед нами поставлена задача в соответствии с указом Президента создать 14,2 тыс. таких рабочих мест каждый год – в 2013, 2014 и 2015 годах. Мы подготовили с Министерством финансов соответствующие расчёты, а в этом году мы должны… Наш показатель составляет 7,7 тыс. человек, и в следующем году предлагаем продлить эти мероприятия, потому что они показывают свою эффективность и очень позитивно воспринимаются сообществом, всероссийскими обществами инвалидов. В следующем году, по нашим расчётам, с тем, чтобы достичь показателя, установленного указом Президента при дифференциации уровня субсидий от 30 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, (средний размер субсидии составляет около 50 тыс. рублей, в каждом конкретном случае зависит от специфики рабочего места, и это разные затраты), расходы составят 873 млн рублей, и это позволит нам увеличивать показатель трудоустройства инвалидов. А я напомню, что по сравнению с уровнем трудоустройства для граждан, которые не имеют инвалидности, у нас показатели по трудоустройству инвалидов отстают практически в 2 раза. И мы исходим из того, что мы должны этот уровень серьёзным образом увеличить.

Что касается второго направления, которое сейчас реализуется в рамках дополнительных мероприятий и которое мы предлагаем продлить в следующем году, – это мероприятия по поддержке именно регионов с высокой напряжённостью, территорий с напряжённой ситуацией на рынке труда. Это 15 регионов: республики Северного Кавказа, Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Алтайский край, Забайкальский край и Курганская область, где показатели в 2 и более раз хуже, чем в среднем по Российской Федерации. Эти мероприятия сегодня также реализуются, в них в 2012 году должны принять участие 20,8 тыс. человек. Эти мероприятия направлены прежде всего на закрепление выпускников и поддержку выпускников образовательных учреждений при возможности их стажировки у работодателей в этих регионах (выпускники имеют некие достаточно серьёзные сложности с трудоустройством). Это такое направление, как подтверждение профессиональных классификаций работников. В регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда очень нередки ситуации, когда люди просто не имеют подтверждения квалификации, и эти мероприятия позволяют им получить все необходимые дипломы и справки по линиям образовательных структур, с тем чтобы в последующем иметь возможность трудоустроиться.

И следующее направление, о котором также говорил Дмитрий Анатольевич, – это поддержка предприятий малого бизнеса. Она связана с тем, что мы не продолжаем выдавать субсидии для открытия собственного дела, а даём субсидии только тем предприятиям, которые открылись по программам занятости ранее, если они принимают на работу безработных граждан, тем самым мультиплицируя создание рабочих мест. Мы полагаем, что эти мероприятия в следующем году позволят сократить, снизить численность безработных граждан в субъектах Российской Федерации с напряжённой ситуацией на рынке труда на 6%.

При одобрении Правительством таких направлений мы продолжим при формировании проектировок бюджета на 2013–2015 годы дополнительные расчёты с Министерством финансов, с тем чтобы эти мероприятия нашли отражение в бюджете 2013–2015 годов.

Снижение напряженности на рынке труда

Государственные программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда выступают механизмом формирования рабочих мест, неотъемлемой частью социальной гарантии для экономически активного населения, в условиях развития многоукладной экономики [6].

Основополагающим условием устойчивого развития региона является эффективное функционирование рынка труда, представляющего собой тот главный фактор развития территорий, благодаря которому целенаправленно и последовательно трансформируются производственные и социально-трудовые процессы, осуществляется взаимосвязь отдельных хозяйственных комплексов, совершенствуется организационно-экономический механизм управления на всех уровнях пространственной агломерации [7].

Среди перечня конъюнктур образующих факторов стимулирующих или сдерживающие развитие рынка труда (государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров, воздействующие на конъюнктуру временно – стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка и пр.) особую актуальность в последнее время приобретают политические факторы. Общественно-политическая ситуация в России в последние два года продолжает находиться под сильным влиянием внешнеполитических факторов, в первую очередь, связанных с событиями в Крыму и на Украине.

Мониторинг состояния российского рынка труда основан на анализе показателей: коэффициент занятости населения, показатели удовлетворения потребности в рабочей силе, уровень безработицы, соотношение спроса и предложений на рабочую силу. В сравнении с другими странами российский рынок труда характеризуется довольно низкими показателями уровня безработицы, более благоприятное состояние отмечается лишь на рынке труда Японии и Германии (рис.1). Оценивая тенденции развития рассматриваемого показателя нельзя не обратить внимания на устойчивую тенденцию роста уровня безработицы в Италии и снижения в США.

Текущие тенденции безработицы и среднего срока поиска работы на российском рынке выглядят вполне закономерными: по мере снижение общего уровня безработицы в стране конкуренция между претендентами на одно вакантное место возрастает (рисунки 2-3).

Коэффициент напряженности на рынке труда по состоянию в первом квартале 2015 года составил 0,3 человека на 1 заявленную вакансию при 0,2 на аналогичную дату 2014 года.

Рис.1 Уровень безработицы, % к экономически активному населению [3]

Рис.2 Среднее время поиска работы

безработными, РФ, месяцев [4]

Рис.2 Уровень безработицы, РФ всего, %[4]

В четвертом квартале 2015 года рынок труда Тюменской области характеризовался следующими показателями:

˗ экономически активное население — 1935,7 тыс. человек (в т.ч. занятые — 1841,6, безработные – 94,1);

˗ уровень экономической активности населения – 71,4%;

˗ уровень занятости населения – 67,9%;

˗ уровень безработицы – 4,9%.

Об осложнении ситуации на предприятиях региона свидетельствует следующие факты:

˗ по данным мониторинга, проводимого органами службы занятости населения Тюменской области, о предстоящем высвобождении в 2015 году заявили 45 организаций области (с учетом переходящих организаций), численность работников, предполагаемых к увольнению в данных организациях составила 1416 человек, что на 2,3% больше аналогичного периода прошлого года. Численность уволенных работников также увеличилась на 38% и составила 516 человек;

Читать еще:  Торговля на рынке

˗ численность граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, за первые два месяца 2015 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 597 человек или 13,4% и составила 5055 человек;

˗ рост числа граждан, уволившихся по собственному желанию и по соглашению сторон, доля таких граждан в общем числе зарегистрированных безработных в первые два месяца 2015 года составила 49,4% (увеличение на 1,2 процентных пункта) и 19,6% (увеличение на 0,5 процентных пункта) соответственно;

˗ уровень регистрируемой безработицы увеличился по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 0,1 процентных пункта и по состоянию на конец февраля 2015 года достиг значения 0,7%;

˗ снижение спроса на рабочую силу у работодателей региона (по состоянию на конец февраля 2015 г. численность заявленных в органы службы занятости вакансий составила 21453 свободных рабочих места, снизившись по сравнению с началом года на 20,2% и на 51,6% — по сравнению с аналогичной датой прошлого года). [5].

Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи. В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблется довольно существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде 60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40-60% [6]. В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течение года.

При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты:

1. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

2. Опасение потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметили 14% от опрошенных в Тюмени. Респонденты также отмечали что:

˗ 75,2% — устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное свободное время.

˗ 13% — безработица стимулирует овладение новыми специальностями» [5].

Государственные программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда выступают механизмом формирования рабочих мест, неотъемлемой частью социальной гарантии для экономически активного населения, в условиях развития многоукладной экономики [6].

Серьезные социально — экономические последствия безработицы определили настоятельность государственного вмешательства в сферу труда, который содействует разновидности трудовых отношений, регулирует их, лимитирует свободу рыночных сил. В целях стабилизации складывающейся ситуации на рынке труда, оперативного реагирования на возникающие проблемы и сохранения социальной стабильности Правительством Тюменской области принят ряд правовых актов превентивного характера, в том числе:

— создание антикризисного штаба и комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, согласно которому комиссия является координационным органом, созданным в целях мониторинга социально-экономической ситуации в Тюменской области, обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области и предпринимательского сообщества при разработке предложений, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в современных условиях;

— разработка Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тюменской области;

на предприятиях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организация консультационных пунктов с целью подбора подходящих вариантов работы для трудоустройства граждан, оказания предувольнительных профессиональных консультаций высвобождаемым работникам с целью выявления мотивации к труду, поиска работы, выбора профессиональной деятельности, прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, а также выявления потребности в опережающем профессиональном обучении работников [1,2].

Одним из немаловажных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, налаживающего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Программные мероприятия, направленные на устранение возникающих проблем на рынке труда Тюменской области и сохранения социальной стабильности предусматривают следующие основные направления:

˗ организация временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.

˗ организация опережающего профессионального обучение и стажировки работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.

˗ организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности.

˗ содействие самозанятости безработных граждан. [8].

Реализация программных мероприятий нацелена на достижение показателей: установление нижнего уровня регистрируемой безработицы (менее 0,7% на 01.01. 2016 г.); коэффициента напряженности на рынке труда (не более 0,3 человека на 1 заявленную вакансию).

Снижение напряженности на рынке труда.

Реализация региональных программ в 2010 году позволит обеспечить возможность трудоустройства граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения 146,2 тыс. человек, стажировки 85,3 тыс. выпускников образовательных учреждений, стимулирования создания 1,4 млн. дополнительных рабочих мест, в том числе 12 тысяч специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела 169,1 тыс. человек.

На указанные цели в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено выделить 36,3 млрд. рублей.

Субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предполагается предоставлять на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 году накоплен положительный опыт реализации:

Читать еще:  Работа на фондовом рынке

— организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения;

— опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

— содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

— оказание адресной поддержки гражданам в целях их переезда для работы в другую местность;

а также по новым направлениям:

— опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;

— содействие трудоустройству инвалидов.

Предусматривается в 2010 году удержать прогнозную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 года (2,2 млн. человек).

В связи с сохранением актуальности проблемы по защите приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда в 2010 году будет продолжен контроль за движением иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

Особое внимание будет уделено выводу из «тени» иностранных граждан осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации по найму у физических лиц. Будет введена законодательная норма о возможности приобретения иностранными гражданами патентов, на основании которых они смогут легально пребывать и осуществлять указанный вид трудовой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поддержка оживления экономики

Для закрепления положительных тенденций в ключевых секторах российской экономики будет продолжена реализация антикризисных мер. В то же время, будут изменены подходы к формированию комплекса таких мер и контролю за их результативностью.

Прежде всего, из мер, задействованных в 2009 году, будет продолжена реализация наиболее эффективных. Часть мероприятий, предусмотренных пакетом антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год носит длительный характер, и их реализация продолжится и в 2010 году. Объем таких расходов составляет 233 млрд. рублей. Будет сохранена кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий по заимствованиям системообразующих предприятий. Также будут реализовываться отдельные меры, продленные решениями Правительства Российской Федерации, в частности закупка федеральными органами власти автомобильной техники, предоставление субсидий авиакомпаниям перевозчикам по перевозке пассажиров при отзыве лицензии и ряд других.

Новые меры будут формироваться с учетом опыта проведения антикризисной политики в 2009 году. Главная цель разработки и реализации пакета антикризисных мер в 2010 году — обеспечить максимальный эффект при значительном снижении объема направляемых на эти цели бюджетных средств. Основными направлениями мер Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивость наметившихся положительных тенденций в экономике в 2010 году станут следующие.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Программа снижения напряженности на рынке труда

Ведомственная целевая программа «Реализация дополнительных мероприятий,направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края» на 2011 год

Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 22.02.2011 года № 140

Программа разработана в соответствии с п.4 ст.7.1. закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Целью Программы является разработка и реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда Краснодарского края в посткризисный период, повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

На реализацию мероприятий Программы в 2011 году планируется выделение средств: в виде субсидий из федерального бюджета в размере 142 583,15 тысячи рублей, из средств краевого бюджета ― 7 504,40 тыс рублей.

Выполнение намеченных Программой мероприятий в 2011 году обеспечит:

  • обеспечение уровня регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении)- не более 0,9 процента от экономически активного населения Краснодарского края;
  • обеспечение коэффициента напряженности (отношение численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, к количеству вакансий, заявленных работодателями) – не более 0,5;
  • опережающее профессиональное обучение (стажировка) работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников, организаций производственной сферы, осуществляющих реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами – не менее 200 человек;
  • опережающее профессиональное обучение (стажировка) женщин, работающих во вредных и тяжёлых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства – не менее 50 человек;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, – не менее 150 человек;
  • профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения – не менее 43 человек;
  • организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными гражданами и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда – не менее 500 человек;
  • стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы – не менее 1000 стажеров, в том числе 250 – под руководством наставников;
  • содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей – не менее 200 человек;
  • содействие самозанятости безработных граждан – не менее 1741 человек и 100 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×