Рынок заимствований это
Заимствования на внешних рынках
Бюджетный кодекс РФ различает:
1) (ст.6) целевой иностранный кредит (заимствование) – форм финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездных основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;
2) связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредиторе;
3) нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций.
Государственный внешний долг РФ включает объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и иных финансовых организаций.
На 1 января 2006г. внешний долг РФ (верхний предел) не должен превышать 106,9 млрд долл. . всего за 9 месяцев 2004г. было выплачено 6,2 млрд долл. За период 15 месяцев (с1 октября 2004г. по 1 января 2006г.) намечено выплатить 6 млрд долл.
В зависимости от заемщика весь внешний долг РФ делится на части: долг СССР, который приняла на себя Россия, и долг самой России. Большую часть внешнего долга СССР в зависимости от происхождения можно разделить на кредиты Парижского и Лондонского клубов.
Основная сумма долга СССР приходилась на Парижский клуб, который объединяет около двух десятков государств. В основном это крупнейшие мировые кредиторы. Двойственное положение РФ задается в том, что Россия одновременно выступает должником их стран и кредитором других.
Парижский клуб кредиторов был образован в 1956 г., когда представители ряда европейских стран-кредиторов собрались для обсуждения вопроса об урегулировании балансов платежей по их расчетам с Аргентиной. После того как в начале 80-х годов разразился кризис задолженности развивающихся стран, регулярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования кредиторами всех финансовых вопросов, связанных с пересмотром условий погашения: официальной задолженности развивающихся стран.
По данным Минфина, долг РФ Парижскому клубу составлял на 1 октября 2004г. 44,9 млрд долл., а задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб – 7,8 млрд руб. .
Структура внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01.10.2004 г.
Источник: Министерство финансов РФ
Примечания: * – МВФ – международный валютный фонд;
** – ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития;
*** – ОВГВЗ – облигации внутреннего государственного валютного займа.
Впервые долг СССР странам – членам Парижского клуба кредиторов был выделен в отдельную категорию при подписании соглашения с Парижским клубом 2 апреля 1993г. в соответствии с Декларацией Правительства РФ от того же числа. Общая сумма выверенных, годовых обязательств составляла на 1 января 1991г. около 30,5 млрд долл., а сумма капитализированных процентов (начисленных по состоянию на 1 января 1991г., но не уплаченных бывшим СССР) – 5,3 млрд долл..
Второе место по объему долга занимали межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, используемые во внешнеторговых расчетах и предназначенные для учета. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков. После распада СССР было объявлено, что в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов Россия принимает на себя все внешние долги СССР. Такое непростое решение позволило нашему государству сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечить доверие к ним потенциальных западных инвесторов.
После принятия на себя Россией всего внешнего долга СССР, составлявшего на 1 января 1992г. 96,6 млрд долл., остро встал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в выплате кредиторам во второй половине 90-х годов ежегодно по 15-18 млрд долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях. Такой процесс означал составление нового графика выплаты долга, отличающегося от того, что вытекал из первоначальных схем кредитных соглашений.
С 1993 по 1996г. с Парижским клубом ежегодно заключались соглашения о реструктуризации платежей по погашению и задолженности. Указанные соглашения предусматривали полную частичную капитализацию начисленных за соответствующий период процентов. Принципиальное соглашение о долгосрочной реструктуризации с Парижским клубом стран-кредиторов было достигнуто в 1996г.
В октябре 1997г. было подписано Соглашение Внешэкономбанка с Лондонским клубом кредиторов о глобальной реструктуризации долга СССР Клубу на общую сумму 32,3 млрд долл., включая центы, сроком на 25 лет (отсрочка на 25 лет касается основного долга – 24 млрд долл.) с 7-летним льготным периодом. Однако уже 2 декабря 1999г. Россия отложила текущие выплаты более полумиллиарда долларов банкам – членам клуба. Начался новый раунд переговоров с западными банками.
Соглашение было достигнуто в феврале 2000г. На его основе списанию подлежит 36,5% долга бывшего СССР. Остальную задолженность РФ обменивает на новые 30-летние облигации. В том числе 8 млрд накопленных процентов обменены на новые еврооблигации со списанием 33% номинала, 2,8 млрд реструктурированы в отдельную категорию 10-летних бумаг
Постановлением Правительства от 23 июня 2000г. №478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» утверждены «Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».
Постановлением Правительства от 29 декабря 2001г. №931 утверждены «Финансовые условия обмена коммерческой задолженности бывшего СССР», которые распространяют условия, предложенные кредиторам Лондонского клуба, на коммерческие обязательства кредиторам, не входящим в Лондонский клуб.
Проблемы внешней задолженности РФ связаны не только со сложностями погашения самих долговых обязательств, но и с низкой эффективностью использования средств.
В таблице приводится структура использования некоторых иностранных кредитов, млн долл. США, предоставленных международными финансовыми институтами.
Пример использования некоторых иностранных кредитов
Государственные заимствования
Государственный заем( заимствование ) — это передача в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Займы используются для долгового финансирования бюджетного дефицита. Выпускать их может как федеральное правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти. К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Государство может прибегать к займам как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление различных вариантов заимствований ; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только к экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются количественному измерению и распределены во времени.
Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агентпо его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств.Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
В зависимости от того, в какой валюте выражены те или иные государственные заимствования , они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние заимствования выражены в иностранной валюте, внутренние – в рублях. Осуществлять внешние заимствования от имени Российской Федерации может Правительство либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Субъекты федерации, которые не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, также имеют право на внешние заимствования . Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние займы.
Инструментом заимствований является выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть предназначены для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия осуществляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований . При ее проведении необходимо учитывать ограничения, установленные Бюджетным кодексом для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.
В решении об эмиссии отражается следующая информация: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Каждый выпуск ценных бумаг сопровождается публикацией условий займа. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых траншами. После того, как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных платежей и др.) не допускается.
В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований . Выпуск ценных бумаг субъектов федерации и муниципальных образований регистрируется в Министерстве финансов. Информация о заимствованиях и других обязательствах в течение 3 дней с момента их возникновения должна быть внесена в государственную долговую книгу.
Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации является функцией Министерства финансов. В ней отражаются сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по выпущенным ценным бумагам; о дате эмиссии ценных бумаг; об полном или частичном исполнении указанных обязательств; а также другая информация, определенная Минфином.
В соответствии с экономической классификацией бюджетных расходов погашение государственного долга относится к капитальным расходам, а его обслуживание — к текущим. Расходы по обслуживанию долга включают в себя выплату процентов по долговым обязательствам, дисконт по дисконтным ценным бумагам и др. Они показываются как отдельный раздел в составе функциональной классификации расходов бюджета.
Понятие о заимствовании и области его применения
При нехватке собственных средств организации и граждане активно используют сторонние. Заимствование ― это некий процесс консолидации ресурсов. Может носить как временный характер (использование активов, не принадлежащих субъекту изначально) и постоянный. Последнему определению характерно творческое заимствование, входящее в состав культурного наследия. И уже невозможно представить себе термины науки, лексические обороты речи без букв и англицизмов, как и чистую русскую речь без наличия слов, заимствованных из других языков.
Что означает термин «заимствование» в банковской сфере
Основная часть интересов коммерческих банков находится в сфере финансового обслуживания потребителей услуг. При этом уделяется внимание как кредитованию, так и привлечению сторонних средств. Причиной появления долга выступает потребность в удовлетворении запросов многочисленных клиентов, банку необходимо иметь в наличии немалые суммы.
Банковское современное заимствование характеризуется оперативным привлечением ликвидных финансов. Источником формирования выступает ряд инвесторов, среди которых могут быть банковские учреждения, ЦБ РФ. Кроме того, нередко проводится опосредование дополнительных средств и за счет продажи долговых обязательств.
Области применения
Заимствование широко распространено не только в коммерческих структурах. Такой своеобразный кредит могут получить и муниципальные предприятия, бюджетные организации, выполняющие задания по заказу государственных структур. Обычно собственных средств на подобные проекты не хватает, поэтому привлекаются сторонние ресурсы.
Каждый источники формирования дополнительных финансов для обеспечения потребностей банка и его клиентов имеет ряд особенностей. Условно можно выделить несколько вариантов пополнения капитала.
Межбанковское кредитование
Благодаря корреспондентским отношениям между кредитными организациями, перераспределение ресурсов между банками на короткие сроки ― явление довольно популярное. Высокая степень оперативности позволяет получить деньги напрямую через одалживание буквально за несколько часов. Обычно такие операции попадают в категорию срочных с периодом погашения от пары дней до нескольких месяцев.
Помимо хорошо налаженных отечественных каналов поступления денежных ресурсов, существует и международное заимствование и кредитование, при котором свободные средства размещаются и привлекаются в форме займов или депозитов. Подобные межбанковские операции являются объектом государственного регулирования. В качестве целей рассматриваются следующие:
- управление ликвидностью за счет дополнительных средств;
- источник дохода, образуемого в результате появления разницы между ценой покупки и продажи валюты и прочих финансовых инструментов;
- служат индикатором состояния финансового рынка.
На международном рынке заимствования банки могут выступать в качестве кредиторов (например, если требуется выгодно разместить средства) или заемщика. Принятая терминология рассматривает первых субъектов как участников с положительной (длинной) позицией. Если организация сама нуждается в ресурсах и осуществляет прямое заимствование, то ее позиция оценивается как отрицательная или короткая. Излишек средств обычно подтверждает финансовую устойчивость банка. Но и короткая позиция как признак расширения деятельности учреждения также способна привлечь деловых партнеров.
Такой метод, как межбанковские займы, считается дорогим, по сравнению с иными способами привлечения сторонних финансов. Более того, оценивается текущее состояние банка-заемщика. Устойчивые организации получают возможность оформлять сделки на более выгодных для себя условиях.
Рефинансирование при помощи ЦБ РФ
Центральный Банк уполномочен непосредственно рефинансировать коммерческие кредитные структуры, если последние испытывают временные затруднения с ликвидностью. Данная функция отвечает денежно-кредитной политике, проводимой государством.
Как правило, такой вид заимствования проводится при наличии обеспечения и на короткие сроки. Залогом в большинстве случаев выступают ценные бумаги, права требования по кредитным договорам.
Коммерческим банкам предлагается воспользоваться следующими вариантами пополнения капитала:
- внутридневные кредиты (движение денег происходит в рамках одного рабочего дня) выдаются оперативно и без начисления процентов;
- однодневные расчеты overnight (иноязычная аббревиатура) применяются как краткосрочная ссуда по ключевой ставке;
- кредиты на более длительный срок, но также носящие краткосрочный характер (до 1 года), выдача средств производится после оценки финансового состояния банка и залоговых активов, некорректная информация может плохо отразиться на репутации банка.
Облигационные займы
Еще один вид получения дополнительных средств для банка ― облигационные займы. Подобный финансовый инструмент представляет собой привлечение денег инвесторов за счет эмиссии ценных бумаг. Для такого заимствования характерно получение кредитной организацией необходимых ресурсов в кратчайшие сроки. Покупатели же вправе рассчитывать на получение определенной прибыли в виде начисленных процентов.
Срок действия облигаций зависит от условий проведенной эмиссии. Это могут быть как краткосрочные ценные бумаги (погашение осуществляется в срок не позднее 1 года), так и со средним (до 5 лет) и долгосрочным периодом обращения.
Современные облигационные займы предполагают наличие ряда отличий от обычного кредитования. Основные критерии следующие:
- Отсутствие предмета залога. Появление инвесторов зависит от репутации банка.
- Срок действия ценных бумаг нередко больше, чем у кредитных договоров.
- За счет выпуска облигаций могут быть привлечены существенные суммы, зависимость же от инвесторов ниже.
Помимо коммерческих организаций, заимствования в виде облигационных займов проводятся муниципальными и государственными структурами. Кроме того, появление подобных ценных бумаг может быть ориентировано на внутренних или внешних потребителей.
Плюсы и минусы
Благодаря наличию активных клиентов, банки и сами нередко нуждаются в ссудных средствах. Исследования подтверждают, что оперативность удовлетворения первых и последующих запросов заемщиков повышает оценку кредитной организации.
Заимствование как способ привлечения дополнительных финансовых ресурсов достаточно широко распространено. При этом на получение дешевых денег в большинстве случаев могут рассчитывать организации с устойчивыми позициями на рынке. Нередко для формирования ликвидных запасов банки могут прибегать и к креативным методам поиска прямых и косвенных источников заимствования.
О ценных бумагах будет рассказано в видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Рыночные заимствования РФ
2.2. Рыночные заимствования РФ.
Если рассматривать эмиссию ценных бумаг на мировой фондовый рынок РФ, то можно отметить такую тенденцию: данный способ мобилизации ресурсов в большей степени использовался государством нежели чем компаниями, последние отдавали явное предпочтение долевым ценным бумагам, которые не сопряжены с ростом задолжности.
Центральное правительство с ноября 1996г. осуществило 9 выпусков еврооблигаций на сумму 11,5 млрд. долл.,6 займов были номинированны в долларах, 2 – в марках ФРГ, 1 – в итальянских лирах. Купоны по первым займам равнялись 9% годовых, последнего 12,75%. Курс номинала был равен 82,9%при размещении первого займа, 67,5% при размещении последнего, ухудшении размещения займов было связанно с падением кредитного рейтинга РФ.
В 1996г. перед первым выпуском еврооблигаций суверенный рейтинг России ( ВВ) был установлен агентством “Стандарт энд Пурс”, а также “Мудис” и “Ибка”. Это рейтинг ценных бумаг, относящийся к категории спекулятивных, он близок к нижнему пределу инвестиционный категории (ВВВ). По меркам страны с развивающимся рынком, Россия получила вполне приемлемый рейтинг, вселивший надежду войти в категорию стран с инвестиционным рейтингом.
Но в результате кризиса рейтинг РФ снизился до (ССС) – на сентябрь по данным “Стандарт энд Пурс”. При столь высокой степени риска привлечь инвестиции с рынка с помощью еврооблигаций практически невозможно. Поскольку суверенный рейтинг является определяющим для рейтингов компаний и местных органов власти, то тем самым отрезан путь для выхода на рынок еврооблигаций и этих эмитентов ( за редким исключением).
Табл. 2.5. Основные параметры еврооблигаций РФ.
( Источник: Минфин РФ )
Deutshe Morgan Grenfell,
Для финансирования бюджетных дефицитов наряду с евробондами использовался такой метод привлечения ресурсов, как продажа нерезидентам ценных бумаг, эмитированных на внутреннем рынке ( ГКО – ОФЗ ). Доступ нерезидентов на внутренний рынок ГКО был разрешен с февраля 1996г. до этого они через посредников приобретали данный вид ценных бумаг, поскольку доходность по ним была очень высокой. Первоначально операции нерезидентов жестко регламентировались. В частности, устанавливались лимит по доходности инвестиций нерезидентов, ограничения на перевод средств. Однако в апреле 1997г. ЦБ РФ утвердил график поэтапной либерализации инвестиций нерезидентов в ГКО – ОФЗ. С этого момента нерезиденты получили неограниченный доступ на российский рынок государственных ценных бумаг, нормальный процесс формирования внутреннего госдолга, ограниченный возможностями резидентов, закончился и началось строительство финансовой пирамиды.
В результате чего, доля нерезидентов на рынке ГКО – ОФЗ достигла примерно 1/3 его общего объема ( около 20 млрд. долл., что превышало размер официальных золото – валютных резервов страны).
Таким образом ГКО и еврооблигации являлись основными инструментами привлечения внешних ресурсов при помощи ценных бумаг.
Что касается российских компаний, то их выход на фондовые рынки развитых стран осуществлялся при посредстве депозитарных расписок, главным образом американских (АДР). Российские компании начали осуществлять их эмиссию в конце 1995г (банковские депозитарные расписки большим спросом не пользовались).
На конец 1997г. было реализовано 25 программ. К маю 1997г. сумма депозитарных расписок российских компаний составила 6,5 млрд. долл. В связи с финансовым кризисом запуск этих программ был приостановлен. Большинство российских депозитарных расписок относятся к первому уровню публичного размещения. Две компании “Вымпелком” и “Лукойл” получили право эмиссии расписок третьего уровня. Это объясняется их высоким рейтингом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, перед остальными же российскими компаниями стоит выбор – либо доступ к международным финансам, путем выпуска АДР третьего уровня, либо продолжать скрывать свои реальные активы. Что касается АДР второго уровня, то они отличаются от АДР первого уровня лишь возможностью занесения в листинг, что для российских компаний не является особенно важным. Некоторые из них использовали возможность частной эмиссии ( по Правилу 144А ), при которой не требуется разрешения Федеральной комиссии по ЦБ, но число инвесторов ограниченно небольшим количеством высококвалифицированных участников рынка. Причем негативом в данной ситуации является разница в курсах на мировом и российском фин. рынках, что естественно усиливало спекулятивный ажиотаж вокруг акций российских компаний.
Понятие о заимствовании и области его применения
При нехватке собственных средств организации и граждане активно используют сторонние. Заимствование ― это некий процесс консолидации ресурсов. Может носить как временный характер (использование активов, не принадлежащих субъекту изначально) и постоянный. Последнему определению характерно творческое заимствование, входящее в состав культурного наследия. И уже невозможно представить себе термины науки, лексические обороты речи без букв и англицизмов, как и чистую русскую речь без наличия слов, заимствованных из других языков.
Что означает термин «заимствование» в банковской сфере
Основная часть интересов коммерческих банков находится в сфере финансового обслуживания потребителей услуг. При этом уделяется внимание как кредитованию, так и привлечению сторонних средств. Причиной появления долга выступает потребность в удовлетворении запросов многочисленных клиентов, банку необходимо иметь в наличии немалые суммы.
Банковское современное заимствование характеризуется оперативным привлечением ликвидных финансов. Источником формирования выступает ряд инвесторов, среди которых могут быть банковские учреждения, ЦБ РФ. Кроме того, нередко проводится опосредование дополнительных средств и за счет продажи долговых обязательств.
Области применения
Заимствование широко распространено не только в коммерческих структурах. Такой своеобразный кредит могут получить и муниципальные предприятия, бюджетные организации, выполняющие задания по заказу государственных структур. Обычно собственных средств на подобные проекты не хватает, поэтому привлекаются сторонние ресурсы.
Каждый источники формирования дополнительных финансов для обеспечения потребностей банка и его клиентов имеет ряд особенностей. Условно можно выделить несколько вариантов пополнения капитала.
Межбанковское кредитование
Благодаря корреспондентским отношениям между кредитными организациями, перераспределение ресурсов между банками на короткие сроки ― явление довольно популярное. Высокая степень оперативности позволяет получить деньги напрямую через одалживание буквально за несколько часов. Обычно такие операции попадают в категорию срочных с периодом погашения от пары дней до нескольких месяцев.
Помимо хорошо налаженных отечественных каналов поступления денежных ресурсов, существует и международное заимствование и кредитование, при котором свободные средства размещаются и привлекаются в форме займов или депозитов. Подобные межбанковские операции являются объектом государственного регулирования. В качестве целей рассматриваются следующие:
- управление ликвидностью за счет дополнительных средств;
- источник дохода, образуемого в результате появления разницы между ценой покупки и продажи валюты и прочих финансовых инструментов;
- служат индикатором состояния финансового рынка.
На международном рынке заимствования банки могут выступать в качестве кредиторов (например, если требуется выгодно разместить средства) или заемщика. Принятая терминология рассматривает первых субъектов как участников с положительной (длинной) позицией. Если организация сама нуждается в ресурсах и осуществляет прямое заимствование, то ее позиция оценивается как отрицательная или короткая. Излишек средств обычно подтверждает финансовую устойчивость банка. Но и короткая позиция как признак расширения деятельности учреждения также способна привлечь деловых партнеров.
Такой метод, как межбанковские займы, считается дорогим, по сравнению с иными способами привлечения сторонних финансов. Более того, оценивается текущее состояние банка-заемщика. Устойчивые организации получают возможность оформлять сделки на более выгодных для себя условиях.
Рефинансирование при помощи ЦБ РФ
Центральный Банк уполномочен непосредственно рефинансировать коммерческие кредитные структуры, если последние испытывают временные затруднения с ликвидностью. Данная функция отвечает денежно-кредитной политике, проводимой государством.
Как правило, такой вид заимствования проводится при наличии обеспечения и на короткие сроки. Залогом в большинстве случаев выступают ценные бумаги, права требования по кредитным договорам.
Коммерческим банкам предлагается воспользоваться следующими вариантами пополнения капитала:
- внутридневные кредиты (движение денег происходит в рамках одного рабочего дня) выдаются оперативно и без начисления процентов;
- однодневные расчеты overnight (иноязычная аббревиатура) применяются как краткосрочная ссуда по ключевой ставке;
- кредиты на более длительный срок, но также носящие краткосрочный характер (до 1 года), выдача средств производится после оценки финансового состояния банка и залоговых активов, некорректная информация может плохо отразиться на репутации банка.
Облигационные займы
Еще один вид получения дополнительных средств для банка ― облигационные займы. Подобный финансовый инструмент представляет собой привлечение денег инвесторов за счет эмиссии ценных бумаг. Для такого заимствования характерно получение кредитной организацией необходимых ресурсов в кратчайшие сроки. Покупатели же вправе рассчитывать на получение определенной прибыли в виде начисленных процентов.
Срок действия облигаций зависит от условий проведенной эмиссии. Это могут быть как краткосрочные ценные бумаги (погашение осуществляется в срок не позднее 1 года), так и со средним (до 5 лет) и долгосрочным периодом обращения.
Современные облигационные займы предполагают наличие ряда отличий от обычного кредитования. Основные критерии следующие:
- Отсутствие предмета залога. Появление инвесторов зависит от репутации банка.
- Срок действия ценных бумаг нередко больше, чем у кредитных договоров.
- За счет выпуска облигаций могут быть привлечены существенные суммы, зависимость же от инвесторов ниже.
Помимо коммерческих организаций, заимствования в виде облигационных займов проводятся муниципальными и государственными структурами. Кроме того, появление подобных ценных бумаг может быть ориентировано на внутренних или внешних потребителей.
Плюсы и минусы
Благодаря наличию активных клиентов, банки и сами нередко нуждаются в ссудных средствах. Исследования подтверждают, что оперативность удовлетворения первых и последующих запросов заемщиков повышает оценку кредитной организации.
Заимствование как способ привлечения дополнительных финансовых ресурсов достаточно широко распространено. При этом на получение дешевых денег в большинстве случаев могут рассчитывать организации с устойчивыми позициями на рынке. Нередко для формирования ликвидных запасов банки могут прибегать и к креативным методам поиска прямых и косвенных источников заимствования.
О ценных бумагах будет рассказано в видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: