Регулирование цен в условиях рынка
Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты
Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики — это система типовых мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер. Их проводят в жизнь правомочные государственные учреждения и общественные организации для того, чтобы стабилизировать или приспособить существующую социально-экономическую систему к изменяющимся условиям рынка.
Цели государственного регулирования цен
Регулирование цен со стороны государственных органов должно производиться для осуществления следующих целей:
- Преодолеть инфляционные ожидания производителей;
- Обеспечить относительную стабильность цен;
- Создать систему льгот и преференций для российских производителей продукции;
- Использовать государственное предпринимательство с целью роста производства определенных видов продукции и воздействия на уровень цен;
- Оказать поддержку отечественным предприятиям, в частности экспортерам конкурентоспособных товаров на мировых рынках;
- Обеспечить финансовую помощью в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетной и льготной банковской ссуды с целью поддержки требуемого уровня цен по отдельным видам продукции (услуг), а также по отдельным производствам и отраслям;
- Стимулировать экономический рост и содействовать прогрессивному сдвигу в структуре экономики;
- Поддержать беднейшие слои населения и др.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Необходимость вмешательства государственных структур в процессы ценообразования основана на том, что свободно функционирующий рынок не всегда гарантирует безопасность и справедливость.
Способы регулирования цен со стороны государства
Все способы регулирования цен государством делятся условно на прямые и косвенные (директивные и экономические).
В состав способов директивного (прямого) регулирования ценообразования можно включить установку фиксированных цен. Так, в любой стране приняты фиксированные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта.
Еще один способ директивного воздействия состоит в установке предельных (максимальных и минимальных) цен.
Примером установления предельных цен может быть сфера электроэнергетики, так в стране устанавливаются предельные уровни тарифов на оплату энергии, которую потребляет население. Еще один пример — это минимальные цены на водку, ликероводочные и другие алкогольные изделия крепостью более 28 градусов.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Государство действует на цены с помощью формирования базовых цен и установления предельных коэффициентов их изменение. Такую систему в частности используют при расчете тарифов на услуги связи. Установка всех коэффициентов происходит дифференцированно в соответствии с: видами услуг, категориями потребителей, временем суток, днями недели, способами обслуживания и др.
Органы государства используют и способ индексации цен. Например, такое ценообразование широко применяется в процессе регулирования тарифов на железнодорожные перевозки грузов.
Есть еще несколько способов регулирования цен со стороны государства:
- Формирование предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (таким образом, например, происходит регулирование торговых надбавок к ценам на продукты питания первой необходимости и лекарственные препараты);
- Установка предельного уровня рентабельности (примером может быть расчет ставок оплаты за пользование вагонами и контейнерами, который осуществляется при учете обеспечения 25 % уровня рентабельности грузовых перевозок);
- Установление гарантированных цен (так, предусмотрена возможность использовать гарантированные закупочные цены в случае реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству).
Результаты государственного регулирования цен
Вмешательство государственных органов в рыночное ценообразование часто можно свести к принудительной установке цены на уровне ниже, чем рыночное равновесие спроса и предложения. В качестве объяснения подобного вмешательства выступают, в первую очередь, социальные проблемы, включая ограниченный доступ к потребительским благам или ресурсам, неравенство в доходах и др. Тем не менее, история показала, что еще никогда не удалось решить хотя бы одну из данных проблем с помощью вмешательства государства в механизм ценообразования.
Результаты контроля цен могут быть различными, но все они, особенно, которые применяются долгое время, имеют отрицательный эффект в экономической и социальной сфере. Последствия выражаются товарным дефицитом, нехваткой и недопроизводством продукции. Все эти факторы негативно отражаются на обществе в целом.
Государство не раз пыталось решить проблему бедных слоев общества и защитить их путем установления принудительно низких цен. Тем не менее, вопрос не был решен, так как недопроизводство и дефицитность стали «уводить» имеющуюся продукцию в теневой (спекулятивный) сектор.
Установка низких цен принудительным методом приводит к возникновению теневых рынков, в которых дефицитная продукция реализуется по более высоким ценам, что обусловлено спекулятивной надбавкой. Для социально незащищенных групп данная продукция и цены становятся еще более недоступными, при этом количество неплатежеспособных граждан растет.
Контроль цен способен вести также к сокращению производства, возникновению теневой экономики в разных областях. Как известно, особенность теневых структур заключается в их «неуловимости», в особенности для официального налогообложения со стороны государства. По этой причине такие субъекты сокращают реальную возможность социальной защиты граждан и бюджетных отраслей, так как не платят налоги.
В качестве наиболее очевидных последствий разрушенного равновесия цен выступают очереди покупателей за дефицитными товарами, социальная напряженность и общественное недовольство правительственной политикой. Здесь необходимо принятие таких мер, как рационирование и нормирование потребления недостающей продукции, ее распределение по талонам (специальным карточкам) и др.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Регулирование цен в условиях рынка
Поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства является главными целями государственного регулирования цен. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:
1) поддержание сбалансированного общественного производства;
2) стимулирование роста производства;
3) обеспечение полной занятости;
4) повышение эффективности общественного производства;
5) справедливое распределение дохода;
6) стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;
7) сохранение природной и окружающей среды и т.д.
Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются:
На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены — тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование — регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен — есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Большинство стран регулирует цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.
Формы и методы воздействия государства на цены
Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
Воздействие государства на цены различается на:
I ) Прямое , ( или административное ) вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
3. Установление предельных цен или коэффициентов , пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.
Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.
Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
II ) Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.
Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.
Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
1 создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
2 эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
3 разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
4 государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
Методологические подходы регулирования цен в условиях рыночной экономики
В условиях рыночной экономики как регулируемые, так и свободные цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям. Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики.
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Меры регулирования цен применялись в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Эти меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом — на установление оптимального соотношения между спросом и предложением [1].
Экономическая политика реализуется посредством совокупного механизма государственного воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов. Применительно к современным условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.
Первое направление: государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. Существует стандартный набор таких методов, как-то: использование учетной ставки процента; изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ставок и т. д. Основной постулат этой концепции: меньше участия государства, больше «индекса экономической свободы».
Второе направление — активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т. д. Вторая концепция направлена на усиление регулирующих функций государства в переходной экономике [2].
Некоторые экономисты утверждают, что регулирование ценсостороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран с рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.
Отрицание возможного участия государства в регулировании и формировании цен объясняется отождествлением регулируемой рыночной цены с директивной плановой ценой. Что общего и в чем различие регулируемой цены и директивной плановой? Общим можно считать то, что в формировании и той, и другой цены участвует государство. Отличие же состоит в том, что плановая цена устанавливается на основе плана в отрыве от рынка и конкуренции, а регулируемая цена – на основе рыночных факторов и конкуренции.
Известный американский экономист Саймон считает, что на большинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим [3].
Осуществление государственной ценовой политики проводится путем регулирования цен в виде:
1) административного (прямого) регулирования цен (тарифов);
2) экономического (косвенного) регулирования цен (тарифов).
В частности, выбор той или иной формы воздействия государства и соотношение этих форм зависят от состояния экономики страны, уровня ее экономического развития, политических условий, роли государства в процессе глобализации и др.
В современных рыночных условиях государственная роль в процессе ценообразования определяется только установлением комплекса мер для защиты участников рынка от недобросовестной конкуренции:
- горизонтальное фиксирование цен – соглашение предприятий о поддержании цен на определенном уровне;
- вертикальное фиксирование цен – ситуация, когда производители навязывают свои цены поставщикам;
- демпинговые цены – специально установленные цены, как правило, ниже себестоимости с целью устранения конкурентов или продажи товаров на внешних рынках по более низким ценам, чем на внутреннем рынке стран-экспортеров;
- ценовая дискриминация – продажа одинакового товара по разным ценам различным покупателям [4].
Рассмотренные запреты имеют практику применения во многих странах с развитой рыночной экономикой. Например, в Англии, действует обязательство о запрете ценовой дискриминации, принятое в рамках европейского права и двусторонних налоговых договоров [5].
Прямое воздействие — это такое регулирование со стороны объекта (в данном случае государства), при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти,т. е. по принуждению. Высокая эффективность таких методов достигается при их оперативном применении.
Методы прямого воздействия охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. Объекты прямого воздействия — это прежде всего казенные предприятия, государственные учреждения, ресурсы бюджета.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
- инвестиции в прирост реального капитала;
- управление казенными предприятиями;
- нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.;
- лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т. е. внешнеторговых операций.
Выделяют следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
1. Общее замораживание цен.
2. Установление фиксированных цен и тарифов.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены.
4. Установление предельного норматива рентабельности.
5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок.
6. Предельный уровень котировальных цен на товары для биржевой торговли и внебиржевого оборота.
7. Декларирование цен.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции [6].
Наряду с методами прямого регулирования цен государство осуществляеткосвенное регулирование,т.е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер.
Экономическое, или косвенное, регулирование цен — это комплекс мер, влияющих на конъюнктуру рынка с целью повышения уровня конкуренции, установления необходимого баланса между спросом и предложением, создания определенных условий в налоговой, валютной и финансовой среде, а также другие факторы, оказывающих влияние на уровень и динамику цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
1) создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
2) эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
3) разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
4) государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий [6].
Более детальное рассмотрение вышеуказанных комплексных методов опишем ниже. В частности, к экономическим методам государственного регулирования цен относятся:
1) насыщение рынка потребительскими товарами;
2) льготная система налогообложения;
3) система кредитования предприятий;
4) четкое соблюдение действующего антимонопольного законодательства;
5) государственная инвестиционная политика;
6) импортно-экспортная и таможенная политика;
7) государственный заказ.
Таким образом, суть косвенных методов заключается в направленности изменений конъюнктуры, установлении оптимального соотношения между спросом и предложением. Степень регулирования цен со стороны государства определяется экономическими условиями, которые формируются в государстве. Если кризисные тенденции снижаются, то и регулирования цен со стороны государства уменьшается [7].
В современном обществе для реализации методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого частного лица к информации о принимаемых на всех уровнях хозяйствования решениях. Использование методов прямого и косвенного воздействия переплетается, и жесткое их разграничение объективно невозможно [2].
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы [1].
С помощью вышеизложенных мер, методов, рекомендаций, а также законодательных и нормативных актов государство определяет условия и возможные действия предприятий, и таким образом влияет на процессы ценообразования в интересах развития национальной экономики. В первую очередь это осуществляется через финансовую, ценовую, бюджетную, кредитную, валютную, налоговую, таможенную и законодательную политику.
В современных рыночных условиях государственный контроль за уровнем цен и тарифов осуществляется различными центральными и специальными (местными) органами государственного управления. Этот контроль зависит от видов товаров и услуг, при этом контролируется учет государственных нормативов в уровнях цен путем соответствия отпускных цен накладным или другим документам, сопровождающим движение товаров, а также под особым вниманием остаются надбавки за посреднические услуги и необходимость их включения в цену товара.
В развитых странах ценовое регулирование обычно выражается в контроле за динамикой и уровнем цен и соблюдением ценового законодательства.
Таким образом, практики применения полной свободы в ценообразовании не существует ни в одной стране с развитой рыночной экономикой [4].
Из вышеизложенного следует, что методологические подходы к формированию и регулированию цен сложились исторически с учетом различных экономических ситуаций в государствах. Однако, каждая страна, имея собственный вектор экономического развития, применяет ряд теоретически обоснованных методов прямого (административного) и косвенного (экономического) государственного ценового регулирования.
1. Mapeнкoв H.В. Ценообразование: Учебное пособие. – М.: 2007. Электронный ресурс: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0042
2. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – КамчатГТУ.: 2007.
3. «Цены и ценообразование». Под редакцией профессора И.К. Салимжанова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2001
4. Хохолкова А.А. Государственная ценовая политика в современных условиях и конкурентоспособность России.
5. A Legal View of the Implications for the Corporate, Business and Investment Sectors. Budget 2004, Norton Rose, 2004.
§ 3. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики
Несмотря на то, что рыночный механизм является механизмом самонастройки и саморегулирования, он далек от совершенства. Существует множество случаев, когда общество в лице государства вынуждено вмешиваться в функционирование рынка и, в частности, в процесс ценообразования.
Ценовой механизм рынка распределяет товары и услуги в пользу тех, кто может заплатить, т. е. в соответствии с поку- 338
пательной способностью населения. При этом игнорируются потребности и интересы многих слоев населения, таких как дети, пожилые, инвалиды, безработные и многие другие. Если общество ставит цель обеспечить доступ к благам первой необходимости лиц с низкими доходами, то государство устанавливает так называемый потолок цен, т. е. максимальную границу цен. Очевидно, что такая наивысшая граница цены должна быть ниже равновесной цены рынка, иначе данная политика не будет иметь смысла. На рис. 11.13 показано, что линия максимально допустимой цены проходит ниже точки рыночного равновесия.
Рис. 11.13. “Потолок цен”
Политика занижения цены, как было указано выше, преследует благие цели повышения уровня потребления лиц с низкими доходами. Такая политика активно проводилась советским государством. К сожалению, при этом возникают иные проблемы, которые делают данную модель распределения также весьма далекой от идеала. Как видно из рис. 11.13, при понижении цены потребители готовы купить большее количество продукта, однако производители стремятся сократить объем производства и предложения. Возникает недопроизводство, или дефицит товаров и услуг — явление, хорошо знакомое по советской экономике. В условиях дефицита начинают действовать иные механизмы распределения, как официальные, так и неофициальные.
К первым относится установление норм потребления на душу населения и введение различного рода карточек, талонов, купонов. Подобный вид распределения также не совершенен, поскольку не исключает перепродажу и обмен талонов. E официальному механизму относится также установление приоритетных групп, которым дефицитный товар или блага выделяется в первую очередь. Нет необходимости доказывать, что и это распределение порождает больше проблем, чем решений. Так, в советской экономике к первоочередникам относились инвалиды, многодетные семьи, больные туберкулезом, выдающиеся спортсмены, кавалеры высших государственных наград и др. При этом, поскольку действовало сразу несколько критериев первоочередности (количество детей, болезнь, заслуги перед обществом), невозможно было установить очередность среди первоочередников.
К неофициальным механизмам относились:
♦ очереди в магазинах, когда действовал принцип: кто пришел раньше, тот и получил товар;
♦ приобретение товара по знакомству;
♦ переплата за товар и возникновение черного рынка.
При всем несовершенстве политики максимально допустимых цен в определенной степени она является необходимым дополнением рыночного ценового механизма и применяется практически во всех государствах в виде контроля цен на товары первой необходимости. Ярким примером является регулирование цены на рис — основной продукт питания в столь высоко развитой стране, как Япония.
Государственная ценовая политика может устанавливать не только максимально допустимую цену, но и минимально допустимую цену. В данном случае преследуется цель поддержания производителей, а не потребителей. В первую очередь речь идет о производителях сельскохозяйственной продукции. Ценовая поддержка отечественных фермеров активно осуществляется правительствами США, стран Европейского союза и др. Смысл подобной политики состоит в установлении минимальной цены на зерно, молоко, мясо и пр. на уровне, превышающем рыночную равновесную цену (см. рис. 11.14).
Рис. 11.14. Минимально допустимая цена.
Подобное завышение цены позволяет фермерам компенсировать все издержки, выдержать конкуренцию с импортируемой продукцией, не разориться. В России подобная практика также была применена, хотя и с запозданием, осенью 2002 г., когда в связи с высоким урожаем зерновых цена на зерно стала стремительно падать, что грозило разорением множеству сельскохозяйственных предприятий. Вмешательство государства и введение минимальной цены приостановило этот процесс.
Как и в случае с максимальной ценой, минимальная цена также вызывает к жизни новые проблемы. Как видно из рис. 11.4, возникает эффект перепроизводства, или излишка продукции, который не может быть реализован через рыночный механизм. Не случайно, одним из условий поддержания выгодной для фермеров цены на зерно в США является сокращение фермерами возделываемых земель, сокращение производства зерна. Другие способы решения проблемы излишка состоят в государственных закупках этого излишка и создании государственных продовольственных резервов, в экспортировании излишков продукции. В крайних случаях применяется прямое уничтожение излишков продукции. Следует обратить внимание, что излишек является таковым только в рыночных координатах, поскольку существует проблема бедности и нищеты, недоедания и прямого голода. Эти проблемы не могут быть решены именно рыночным путем в связи с отсутствием необходимого платежеспособного спроса населения. Следовательно, решение этих проблем должно проводиться нерыночными путями.
Ценовой механизм рынка недостаточно эффективно решает и проблему распределения ресурсов между различными видами производства. Рынок направляет ресурсы на производство тех товаров и услуг, которые покупатели готовы оплатить и купить. Это не всегда рационально, с точки зрения общества. Так, часть покупателей в состоянии потратить несколько сотен долларов за обед в дорогом ресторане, тогда как многие не имеют обеда вообще. Еще Бернард Шоу, не будучи экономистом, обращал внимание на эту особенность рыночного механизма и говорил, что безнравственно тратить ресурсы на производство шампанского, когда произведено недостаточно молока для детей.