Правовое регулирование рынка недвижимости
Нормативно-правовое регулирование сферы недвижимости
Характерной чертой рыночных отношений в сфере недвижимости являются наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения, связанные с недвижимым имуществом, и, что особенно важно более значительная, чем в других секторах рыночной экономики, роль региональных и муниципальных нормативных актов.
Правовой режим недвижимости, а также особенности совершения сделок с недвижимостью определяются значительным количеством нормативных источников.
Законодательную базу РФ составляют:
· Конституция РФ (закон высшей юридической силы);
· Кодексы РФ – Гражданский, Земельный, Жилищный, Водный, Градостроительный, Лесной;
· федеральные законы и другие акты Федерального собрания (постановления, положения).
К основным характеристикам правовой среды относят [3]:
· уровень законодательных и нормативно-правовых гарантий прав собственности;
· уровень сложности процедур оформления прав и обеспечения функционирования объекта;
· стабильность принципов фискальной и таможенной политики;
· нормативно-правовое обеспечение гарантий прав инвесторов;
· законодательное обеспечение правил зонирования территории и градостроительства;
· уровень ограничений на функционирование и развитие объектов со стороны органов охраны памятников, ведомств;
· наличие правовых ограничений для мигрантов и иностранных граждан;
· уровень политических рисков как причин изменений нормативов, регламентов и правил функционирования рынка недвижимости.
Применительно к недвижимости Конституция РФ [2]:
· гарантирует свободу экономической деятельности и защищает права частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;
· определяет особый статус земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
· устанавливает право частной собственности на землю граждан и их объединений при условии соблюдения ими общественных интересов;
· гарантирует право граждан на жилище и государственную защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.
Гражданский Кодекс РФ [2] устанавливает систему понятий, норм, институтов и принципов, гармонизирующих всю законодательную базу в интересах развития рыночных отношений, и применительно к недвижимости обеспечивает:
· определение оснований возникновения, норм осуществления и защиты, гражданских прав;
· описание содержания и элементов правоспособности и дееспособности граждан, в том числе в сфере имущественных правоотношений;
· нормативное регулирование процедур создания и функционирования юридического лица, а также имущественных прав предприятий различных форм собственности и организационной структуры.
Гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением как жилыми, так и нежилыми помещениями.
Согласно ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для проживания собственника и членов его семьи. ГК РФ одновременно устанавливает также, что жилые помещения могут сдаваться для проживания других граждан на основании договора.
Вторая часть ГК РФ включает гл. 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах.
В общей части урегулировано понятие недвижимости, закреплено требование о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также дано понятие предприятия, которое по правовому статусу рассматривается в качестве объекта недвижимости (ст. ст. 130 — 132 ГК РФ).
Особенная часть Гражданского кодекса регламентирует правила совершения сделок с отдельными видами недвижимости. Законодательством установлены особенности продажи недвижимости (ст. ст. 549 — 558 ГК РФ); продажи предприятия (ст. ст. 559 — 566 ГК РФ); аренды зданий и сооружений (ст. ст. 650 — 655 ГК РФ); аренды предприятий (ст. ст. 656 — 664 ГК РФ); наем жилого помещения (ст. ст. 671 — 688 ГК РФ). Кроме того, к нормам, непосредственно регулирующим оборот недвижимости, необходимо отнести ст. ст. 740 — 757 ГК РФ, которыми урегулирован договор строительного подряда.
Юридическое понятие недвижимости во всех правовых системах опирается на ключевое для недвижимости понятие земельного участка. Именно земельный участок лежит в основе конструирования правовой доктрины и законодательного регулирования понятия недвижимости.
В Земельном кодексе РФ [2] представлены основные принципы и состав земельного законодательства, описаны отношения, регулируемые этим законодательством, охарактеризованы объекты и субъекты земельных отношений, ранжированы полномочия субъектов права на разных уровнях государственного управления. Здесь вводится категорирование земель по целевому назначению, определяется порядок отнесения земель к той или иной категории, оговаривается система мер по охране земли.
Кодексом устанавливаются правила и порядок передачи земель гражданам и юридическим лицам в собственность и в аренду, а юридическим лицам — и в постоянное пользование (без права распоряжения). Оговариваются условия предоставления участков под строительство, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства и огородничества, для дачного строительства и иных, не запрещенных законом целей.
Водный кодекс РФ [2]
Определяет особенность вод как особого компонента природной среды. Кодекс вводит основные понятия, определяет состав, цели водного законодательства, отношения, регулируемые водным законодательством и действие водного законодательства во времени. В нем дается определение понятия водного объекта и классификация видов таких объектов (поверхностные и подземные водные объекты; внутренние морские воды и территориальное море РФ), приводятся характеристики поверхностных и подземных объектов.
Лесной кодекс РФ [2]
Устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Здесь устанавливается, что:
· купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются;
· сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством, а в части, не урегулированной им — гражданским законодательством;
· древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством.
Жилищный кодекс РФ [2] регулирует отношения по поводу:
· возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
· пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
· пользования общим имуществом собственников помещений;
· отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
· учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилых помещений;
· переустройства и перепланировки жилых помещений;
· управления многоквартирными домами;
· создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
· предоставления коммунальных услуг;
· контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.
Градостроительный Кодекс РФ [2] регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений. Регулируются также вопросы развития в поселениях инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды — в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.
Важнейшей частью юридического понятия недвижимости является система государственной регистрации объектов недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это означает, что любой объект недвижимости со своими конкретными характеристиками должен не только существовать «в натуре», но и быть зафиксированными документально в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Важное требование правового регулирования недвижимости — документальное оформление прав собственности. Собственник у недвижимости существует всегда. По отношению к объекту недвижимости может осуществляться право передачи собственности в аренду, право сдавать в наем и др. все эти действия подлежат обязательной регистрации. Следовательно, с юридической точки зрения не может быть объекта недвижимости без тех или иных прав на него. При этом сам объект, права на него и совершаемые с ним сделки должны пройти государственную регистрацию, т.е. быть юридически оформленными. В противном случае права и сделки с данным объектом будут считаться недействительными.
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [2] устанавливает обязательность регистрации и доступность сведений о ней. В нем представлен порядок регистрации с описанием реестра, условий подготовки и представления документов, а также оснований для приостановления регистрации или отказа в ней. Выделены особенности регистрации отдельных видов прав: права на недвижимое имущество в кондоминиумах, права общей собственности, права на вновь создаваемый объект недвижимости, права аренды, сервитутов, ипотеки, доверительного управления.
В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [2] предусматривается обязательность оценки рыночной и других видов стоимости объектов недвижимости, принадлежащих РФ, ее субъектам или муниципалитетам – при приватизации, передаче в доверительное управление, сдаче в аренду, при залоге, отчуждении, вкладе в уставный капитал, а также при возникновении имущественных споров. Прописаны договорные основания для проведения оценки, сформулированы требования к договору и к содержанию отчета об оценке. Закон обязывает оценщиков страховать свою гражданскую ответственность, устанавливает порядок регулирования оценочной деятельности, в том числе путем утверждения стандартов оценки, определения требований к уровню образования оценщиков и к лицензированию этого вида деятельности.
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [2] устанавливает основания возникновения ипотеки и ее регулирование, включая перечень обязательств и требований, обеспечиваемых ипотекой. Приводится перечень типов объектов недвижимости, которые могут быть предметом залога, а также характеристики права передачи имущества в залог, вводится запрет на залог имущества, изъятого из оборота, ставшего предметом взыскания, подлежащего обязательной приватизации или не подлежащего приватизации вообще, условия залога права аренды, а также имущества, находящегося в общей собственности.
Федеральный закон «О недрах» [2], содержащий правовые и экономические основы рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Он вводит определение понятия недр, сферу регулирования, систему законодательных актов о недрах, условия правового регулирования отношений пользования недрами и особенности реализации прав собственности на недра. Предусмотрено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью с реализацией этого права совместно Российской Федерацией и ее субъектами, но без права любой формы отчуждения участков недр.
Сделки на рынке недвижимости регулируются также целым рядом подзаконных актов, отражающих правовое регулирование различных видов недвижимости.
Заключение
Таким образом, система правового регулирования рынка недвижимости является очень емкой и отражает особенности оборота каждого вида недвижимого имущества. Все процессы на рынке недвижимости регламентированы многочисленными законодательными и нормативными документами.
Недвижимое имущество — это объекты с особым юридическим режимом недвижимости, управление которых подчинятся специальным правилам.
Ниже приводится перечень объектов недвижимости со ссылкой на соответствующие законодательные и судебные акты:
1.земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения (ст130 ГК, ст. 6ЗК, Закон о регистрации прав, ст.1).
2.здания, сооружения, нежилые помещения (ст.130ГК, Закон о регистрации прав).
3.жилые дома, квартиры (ст. 289,558 ГК, ст.16 ЖК, Закон об ипотеке).
4.предприятия как имущественные комплексы (ст.132 ГК, Закон о регистрации прав).
В законодательстве уделяется значительное внимание регулированию правоотношений связанных с недвижимым имуществом.
Как происходит регулирование рынков недвижимости
Как регулируются рынки недвижимости? Почему на рынке Германии объекты распродаются за неделю, а в Испании долго ждут своего покупателя? Почему спрос не всегда равен предложению? Есть ли у рынка собственный механизм саморегулирования? На эти вопросы мы постараемся ответить в статье о регулировании рынков недвижимости.
Равновесие
«Что такое равновесие, если не постоянно исправляемое неравновесие?»
Рынок недвижимости можно сравнить с весами: на одной чаше стоят рыночные саморегуляторы — спрос, предложение и конкуренция, на другой — государственные меры — законы, налогообложение и льготы. Попеременно перевешивает то одна чаша, то другая, но обе они стремятся к равновесию. Как только одна чаша весов сильно перевешивает над другой, случается кризис на рынке недвижимости.
Спрос, предложение и конкуренция, относящиеся это естественные явления на рынке, тесно меду собой связанные. Например, цены на новостройки зависят и от спроса (выше спрос — выше цены), и от предложения (при дефиците объектов цены также растут) и от конкуренции (застройщики ориентируются на конкурентов и не могут повысить цены значительно больше, чтобы не потерять покупателей).
Здоровый рынок — это рынок, на котором спрос уравновешен с предложением, и много конкурирующих между собой строительных компаний. Больной рынок — это рынок, где либо слишком много нераспроданных домов, которые никто не покупает, либо, наоборот, наблюдается нехватка жилья вкупе с взвинченными ценами и отсутствием рынка ипотечного кредитования. «Лечением» и «поддержанием здоровья» рынка занимаются меры государственного регулирования. Именно эти меры способствуют тому, чтобы не возник кризис на рынке недвижимости.
Пример здорового рынка — Германия. В этой стране всё в меру: цены растут, но при этом нет пузыря; строительство жилья идет полным ходом, но нет излишка пустующих объектов; дома и квартиры распродаются в течение нескольких недель, увеличиваются объемы кредитования. Образец не совсем здорового рынка — Испания. В этой стране пустуют сотни тысяч домов (есть даже цены понижаются уже семь лет подряд, рынок строительства стагнирует, и объекты долго остаются в подвешенном состоянии, прежде чем их покупают.
Причина, по которой между рынками существует столь большая в том, что один из них жестко регулировался, а другой — нет. До 2008 года в Испании полным ходом шло почти ничем не контролируемое строительство, кредиты выдавались всем желающим, порой даже без первоначального взноса, цены стремительно росли. В результате, рынок перегрелся настолько, что пузырь лопнул, и последствия ощущаются до сих пор: за последние годы цены на жилье понизились в среднем примерно на 40 %. Германия, напротив, спокойно пережила последние годы, и, хотя рынок нагревался, правительство не допустило образования пузыря.
Рынок недвижимости подвержен циклам. Рынки недвижимости Испании и Германии находятся на разных стадиях цикла. Первая фаза — оживление: после того, как пройдено дно, предложение всё еще избыточно, но цены и арендные ставки перестают падать, потому что спрос уже начинает расти. Вторая фаза — расширение: спрос растет всё больше и больше, появляется потребность в новых объектах, избыток предложения исчезает, растут цены и арендные ставки. Третья фаза — избыточное предложение: предложение растет быстрее спроса, рост цен замедляется. Наконец, четвертая фаза — это спад. После рынок снова возвращается к первой фазе, замыкая цикл. Сегодня то, что наблюдается на рынке Испании, похоже на первую фазу — «оживление», поскольку многие эксперты говорят о том, что период дна пройден. В Германии — вторая фаза, «расширение». Все рынки неизбежно проходят все четыре фазы, но как резко происходит рост и падение, зависит от механизмов регулирования. Именно они способны смягчить удары от падения и обеспечить комфортный рост.
Государственные механизмы
«Это основной принцип мироздания: одна реакция вызывает другую реакцию, противоположную и равную по силе».
«V» значит Вендетта
Как бы ни были распространены методы рыночного саморегулирования, и как бы ни была велика доля частного сектора в экономике, государство всегда выступает ключевым фактором экономического развития. А состояние экономики зеркально отражается на строительном секторе и рынке недвижимости в целом. Невмешательство государства сферу оборачивается серьезными проблемами в экономике. «Рынок девелопмента напрямую связан с развитием финансовой и банковской системы. Стоимость денег, сила банков, стабильность экономики, акты и инструменты регулирования — всё это очень сильно сказывается на активности рынка говорит Георгий Качмазов, руководитель Tranio.Ru.
Хороший пример того, как государство держит рынок в ежовых рукавицах, сдерживая чрезмерный рост цен и не допуская это ситуация в Китае. С 2000 по 2008 годы в КНР стремительно росли цены на недвижимость. В Шанхае, например, цены взлетели на 121 %. Рост был вызван дешевыми кредитами и низкими процентными ставками по ипотеке. В 2011 году правительство ввело меры для охлаждения перегретого рынка. В частности, был увеличен размер первоначального взноса, были введены ограничения на покупку недвижимости во многих регионах (в Шанхае и Гуанчжоу можно купить не более двух квартир), были введены налоги на недвижимость. Охладительные меры помогли остановить рост цен, и даже началось оседание рынка недвижимости. По данным Национального бюро статистики, в декабре 2014 цены на новое жилье в 68 городах Китая понизились на 4,3 % в годовом исчислении. Чтобы недвижимость не начала стремительно терять в стоимости, во второй половине 2014 года правительство объявило о мерах по ослаблению ограничений. Вторичные покупатели смогут рассчитывать на более низкие процентные ставки, которые раньше были доступны только тем, кто покупает жилье впервые. Ипотекой смогут воспользоваться те, кто собирается купить третий объект недвижимости — раньше действовал запрет. Таким образом, китайское правительство умело маневрирует рынком, давая ему то кнут, то пряник.
Есть три группы методов государственного регулирования: правовые, экономические и административные.
Правовые методы — это законодательные акты и нормативное регулирование. Например, во Франции трудно получить разрешение на строительство. Этот вопрос регулируется местными властями на основании плана развития территорий (plan local d’urbanisme, PLU), который есть в каждой коммуне. Нельзя возводить объекты, которые не соответствуют стратегии развития, описанной в PLU. В плане развития фигурирует коэффициент занятости земель (coefficient d’occupation des sols, COS), который определяет максимально допустимый процент застройки по отношению к площади земельного участка. Площадь жилого дома нельзя увеличить больше, чем позволяет COS.
«Такие регламенты, как COS, есть практически везде, вопрос в том, насколько они жесткие по объему строительства, соблюдаются ли они и насколько просто их менять. На „правильных“ рынках нормы жесткие, строить много нельзя и изменить назначение земли и объем строительства очень трудно. С другой стороны, государство может ослаблять контроль, если цены и активность девелоперов идут вниз. Например, во Франции власти идут навстречу инвесторам и тенденция такая, что сейчас COS изменить легче, чем пять лет говорит Георгий Качмазов.
Другой пример — ограничение роста цен. В Германии по закону строительным компаниям запрещено корректировать цены по мере того, как меняется конъюнктура. Цены фиксируются на полтора года вперед и не меняются. А в России, например, квартиры в строящемся здании могут значительно расти в стоимости по мере реализации проекта.
Однако есть и обратная сторона: усиление правительственного регулирования может привести к увеличению временных и финансовых затрат на получение разрешительной документации на строительство. Это, в свою очередь, может стать фактором, приводящим к кризису на рынке недвижимости. Неопределенность, связанная с новыми нормами, а также временные и финансовые затраты на выполнение этих норм, представляют собой риски для девелоперов. «Охлаждению рынка может способствовать ограничение комиссионных сборов для брокеров. В ОАЭ установлен максимальный размер комиссии — 2 %, и это защищает рынок от перегрева, так как таким образом снижается активность говорит Георгий Качмазов.
К экономическим методам относятся, например, регулирование ставки, облегчение условий по ипотеке, введение налоговых стимулов и прочее. Есть меры, которые делают невыгодными спекуляции на перепродаже недвижимости в краткосрочной перспективе. Одна из таких мер — высокий налог на прирост капитала. При продаже недвижимости через небольшой промежуток времени после покупки нужно уплатить налог по ставке до 48 % от разницы между первоначальной ценой покупки и ценой продажи. Налог уменьшается со временем, но полностью исчезает только через 22 года после покупки. Государство может принять меры, чтобы стимулировать покупателей первичной недвижимости. Во Франции таким стимулом служит закон Дюфло: часть стоимости купленных квартир компенсируется за счет налоговых вычетов. Если французский гражданин покупает квартиру на первичном рынке и обязуется сдавать ее в аренду в течение 9 лет, то он может вычесть до 18 % ее стоимости из подоходного налога за этот период. Кроме того, покупатели нового жилья во Франции на два года освобождаются от налога на недвижимость (taxe foncière). Кроме того, для французов, впервые покупающих новую недвижимость для постоянного проживания, предусмотрена программа ипотечного кредитования с нулевой процентной ставкой (prêt à taux zéro, PTZ).
«Регулирование стоимости ипотеки и критериев выдачи кредита — это государственный и банковский инструмент, который влияет на активность покупателей. Например, очень льготные условия выдачи ипотечных кредитов были одной из причин жесточайшего экономического кризиса в США говорит Георгий Качмазов.
Административные меры — это инфраструктурное обеспечение деятельности на рынке недвижимости (учет объектов, регистрация прав на имущество и сделок с ним, лицензирование профессиональной деятельности).
Государство занимается планированием объемов строительства. Исходя из демографической ситуации на том или ином рынке, задается планка — сколько объектов нужно возвести за год, и строительные компании получают заказы. Например, в Великобритании строится около 120 тыс. единиц жилья в год, однако с учетом роста населения нужно строить примерно 200 тыс. Такие данные позволяют понять, есть ли на рынке дефицит предложения. Демографические данные также помогают предсказать, какие объекты строить и где. Так, по прогнозам ООН, к 2050 году число пожилых граждан в США достигнет 86 млн человек. Это означает рекордную потребность престарелых людей в жилье. Аналитики выяснили, что американцы, выходящие на пенсию, чаще всего выбирают особняки на территории районов с застройкой курортного типа, где есть площадки для игры в гольф, условия для занятий бегом и плаванием. Следовательно, застройщикам нужно будет больше возводить курортных коттеджных поселков и уютных зеленых районов, ориентированных на пешеходов, районов с малоэтажными многоквартирными домами. Используются также данные переписи, по которым можно понять, где население растет быстрее — в городах или пригородах, и соответственно понять, какие объекты пользуются большим спросом — многоквартирные здания или дома на одну семью.
Для охлаждения рынка | Для нагревания рынка |
---|---|
Антиспекулятивные налоги (налоги на пустующую недвижимость, повышение гербовых сборов, повышение налогов на покупку и перепродажу) |
Понижение налоговых ставок и отмена налогов на недвижимость |
Ограничения на покупку (запрет покупать второй или третий объекты, запрет на покупку иностранцами) |
Снятие ограничений на покупку. Создание программ выдачи ВНЖ за инвестиции в недвижимость |
Ужесточение условий по ипотеке (повышение процентных ставок, повышение первоначального взноса) |
Смягчение условий по ипотеке (понижение первоначального взноса, введение льготных кредитов с нулевой процентной ставкой) |
Сложные бюрократические процедуры для получения разрешения на строительство |
Облегчение процедуры выдачи разрешительных документов |
Ограничение роста цен и арендных ставок | |
Ограничение комиссий брокеров | |
Жесткое лицензирование профессиональной деятельности застройщиков и агентов недвижимости |
Юлия Кожевникова, Tranio.Ru
Подпишитесь, чтобы не пропускать свежие статьи
Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю