Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок эмиссии государственных ценных бумаг

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

Особый порядок выпуска предусмотрен для государственных и муниципальных ценных бумаг. Он регулируется Федеральным законом РФ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ. В соответствии с ним указанные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг. Их эмитентами выступают Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг состоит из следующих этапов:

1) утверждение Генеральных условий эмиссии и обращения;

2) утверждение Условий эмиссии и обращения;

3) государственная регистрация выпуска ценных бумаг;

4) принятие решения об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг;

5) раскрытие информации об эмиссии ценных бумаг;

6) размещение выпуска ценных бумаг;

7) отчет об итогах эмиссии ценных бумаг.

Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг утверждаются в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Они должны включать указание на:

– вид ценных бумаг;

– форму выпуска ценных бумаг;

– срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

– особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

– ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

В соответствии с Генеральными условиями эмитент (например, Министерство финансов РФ) принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий Условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг. Они должны включать указание на:

– вид ценных бумаг;

– минимальный и максимальный сроки обращения ценных бумаг (отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения);

– номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска;

– порядок размещения ценных бумаг;

– порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

– размер дохода или порядок его расчета;

– иные существенные условия эмиссии.

Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг дополнительно должны содержать информацию:

– о бюджете заемщика на год выпуска ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;

– о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска ценных бумаг;

– об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.

Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов РФ. При этом ценным бумагам присваивается государственный регистрационный номер.

В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает Решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:

– дату начала размещения ценных бумаг;

– дату или период размещения;

– форму выпуска ценных бумаг;

– указание на вид ценных бумаг;

– номинальную стоимость одной ценной бумаги;

– количество ценных бумаг данного выпуска;

– дату погашения ценных бумаг;

– наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев ценных бумаг данного выпуска;

– иные условия, имеющие значение для размещения и обращения ценных бумаг.

Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем эмитента.

Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах осуществляется путем опубликования Генеральных условий и Условий эмиссии; информации, содержащейся в решении о выпуске (не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения) и информации, связанной с решением о выпуске. Помимо раскрытия вышеуказанной информации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны ежеквартально опубликовывать отчеты об исполнении своих бюджетов.

Размещение государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске может быть установлено деление выпуска на транши. Транш – это часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в любую дату, не совпадающую с датой первого размещения. Возможен дополнительный выпуск, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги основного.

По завершении размещения эмитенты принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Рассматривая выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, необходимо упомянуть о государственных и муниципальных гарантиях по ценным бумагам.

Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами).

Решение о выдаче гарантии принимается Правительством РФ (на федеральном уровне) или исполнительными органами, осуществляющими управление государственным (муниципальным) долгом. Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, по которым дана государственная или муниципальная гарантия, не являются государственными или муниципальными ценными бумагами.

Государственная или муниципальная гарантия должна быть дана в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет ее недействительность. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

– гарант (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта;

– сумма, на которую выдана гарантия;

– срок гарантии (определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц).

Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценные бумаги. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству. Гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требования в случае, если последний в соответствии с законодательством не имеет права на осуществление прав по ценным бумагам.

Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательство по ценным бумагам вместо принципала, имеет право потребовать от последнего в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по государственной или муниципальной гарантии.

Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 5

1. Дайте определение эмиссионной ценной бумаги.

2. Каковы отличия между размещением и обращением ценных бумаг?

3. Дайте определение эмиссии ценных бумаг. Каковы ее виды?

4. Назовите участников эмиссионного процесса?

5. Каково назначение и содержание проспекта ценных бумаг?

6. Каков порядок государственной регистрации ценных бумаг?

7. Дайте определение недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Каковы ее последствия?

8. Какова ответственность за правонарушения при эмиссии ценных бумаг?

9. Перечислите этапы эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Глава 1. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

Глава 1. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

1.1. Процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента (далее — ценные бумаги), если иное не предусмотрено настоящим Положением, включает в себя следующие этапы:

принятие решения о размещении ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее — решение о размещении ценных бумаг);

утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

размещение ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У пункт 1.2 изложен в новой редакции

1.2. Ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев:

размещения акций при учреждении акционерного общества;

размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

Читать еще:  Ценные бумаги и их виды

размещения путем открытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 1 статьи 27.5-2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее — биржевые облигации);

размещения путем закрытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные подпунктами 3 — 5 пункта 1 статьи 27.5-2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее — коммерческие облигации);

размещения российских депозитарных расписок, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 5.1 статьи 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У в пункт 1.3 внесены изменения

1.3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, а в случае размещения ценных бумаг путем подписки должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества — эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн. рублей;

сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает четырех млрд. рублей;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее четырех млн. рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в случае государственной регистрации отдельного выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, если проспект облигаций зарегистрирован одновременно с государственной регистрацией программы облигаций.

1.4. В случае если государственная регистрация двух или более выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг одного эмитента осуществляется одновременно, в отношении ценных бумаг таких выпусков (дополнительных выпусков) может быть подготовлен один проспект ценных бумаг.

1.5. В случае если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Информация об изменениях:

Пункт 1.6 изменен с 16 сентября 2017 г. — Указание Банка России от 3 августа 2017 г. N 4477-У

1.6. В случае когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в Банк России (далее — регистрирующий орган), какой-либо документ (документы), такой документ представляется (такие документы предоставляются) в регистрирующий орган на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Положением, тексты документов представляются в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа.

1.7. В случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в регистрирующий орган копию какого-либо документа, он вправе вместо копии представить в регистрирующий орган оригинал такого документа.

Информация об изменениях:

1.9. Документы, предусмотренные настоящим Положением, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронной форме (в форме электронных документов), подписанные (подписанных) электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390). Указанные документы в электронной форме (электронные документы) признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.10

1.10. Сроки, установленные настоящим Положением, исчисляются со дня, следующего за днем поступления в регистрирующий орган соответствующих документов, а если указанные сроки установлены настоящим Положением для выдачи (направления) уведомлений по результатам рассмотрения поступивших в регистрирующий орган документов — со дня, следующего за днем принятия регистрирующим органом соответствующего решения по результатам рассмотрения таких документов. В случае если последний день срока, установленного настоящим Положением, приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.11

1.11. В случае, когда в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за совершение регистрирующим органом юридически значимого действия, и у регистрирующего органа отсутствуют достоверные сведения об уплате заявителем (эмитентом) указанной государственной пошлины в установленном порядке, представленные заявителем (эмитентом) документы оставляются без рассмотрения. В этом случае регистрирующий орган обязан в течение семи рабочих дней с даты получения представленных заявителем (эмитентом) документов направить ему уведомление с указанием на необходимость представления документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, а течение сроков, установленных настоящим Положением для рассмотрения представленных заявителем (эмитентом) документов, приостанавливается до даты получения регистрирующим органом достоверных сведений об уплате государственной пошлины в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.12

1.12. Использование печати на документах, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, является обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если сведения о наличии печати содержатся в уставе (учредительном документе) соответствующего юридического лица.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 28 октября 2016 г. N 4171-У глава 1 дополнена пунктом 1.13

1.13. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление копии протокола (выписки из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества, и указанный документ не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) порядка подтверждения решения (решений), принятого (принятых) общим собранием участников хозяйственного общества, и состава лиц, присутствовавших при его (их) принятии, вместе с таким документом должна представляться справка, содержащая сведения о соблюдении указанного порядка (иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка). При этом сведения о соблюдении указанного порядка должны включать в себя наименование регистратора, осуществлявшего функции счетной комиссии, или фамилию, имя, отчество (при наличии последнего) и наименование должности нотариуса, удостоверившего принятое решение (принятые решения), а если решения, принятые общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, подтверждены другим способом — указание такого способа.

Читать еще:  Виды государственных ценных

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 28 октября 2016 г. N 4171-У глава 1 дополнена пунктом 1.14

1.14. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа (в том числе копии протокола (выписки из протокола) общего собрания владельцев облигаций), подтверждающего получение в установленном порядке согласия владельцев облигаций, и указанное согласие владельцев облигаций не может быть получено в связи с тем, что ни один владелец облигаций не обладает правом голоса по соответствующему вопросу, вместо указанного документа должна представляться справка, содержащая соответствующие объяснения.

Эмиссия ценных бумаг и ее особенности

Эмиссия ценных бумаг – это выпуск в обращение акций, облигаций и иных разновидностей важных ценных бумаг. При этом все процедуры должны проходить в точном соответствии с законом. Эмитент ценных бумаг – это компания, которая проводит выпуск ценных бумаг.

Основная цель эмиссии государственных ценных бумаг заключается в привлечении компанией дополнительных финансовых средств. Если для этого используются акции, тогда увеличивается уставной капитал предприятия, в случае с облигациями – действуют условия займа. При этом все этапы контролируют государственные органы, которые регулируют рынок ценных бумаг.

К эмиссии могут прибегать, чтобы выпустить бумаги с новыми правами, изменить номинал акций, которые уже находятся в обращении, а также учредить акционерное общество.

Стандарты эмиссии ценных бумаг

На территории Российской Федерации действуют определенные правила эмиссии акций, дополнительных акций и облигаций. Также установлена процедура их подготовки. Стандарты эмиссии ценных бумаг – это документ, который регламентирует все описанные действия. Они позволяют регулировать выпуск акций АО при его регистрации, дополнительных бумаг, которые распределяются среди акционеров, а также дополнительные акции.

Также стандарты эмиссии ценных бумаг определяют правила выпуска облигаций, которые размещаются с помощью подписки, и бумаг, для размещения которых используется конвертация. Акции размещаются при учреждении АО среди его владельцев. Для этого используется подписка и конвертация.

Основные этапы эмиссии ценных бумаг

Если рассматривать обычный порядок выпуска ценных бумаг, то он включает такие этапы регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг:

  • Принимается решение о выпуске ценных бумаг.
  • Утверждается решение об эмиссии или дополнительной эмиссии ценных бумаг.
  • Государственная регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг.
  • Размещение ценных бумаг.
  • Госрегистрация отчета о результатах эмиссии.

    Процедуру эмиссии ценных бумаг лучше всего проводить в описанной выше последовательности. Если она будет нарушена, тогда создаются условия для признания эмиссии недобросовестной. В результате в госрегистрации ценных бумаг может быть принято решение об отказе.

    При регистрации эмиссии акций необходимо провести немало операций, а также оформить различную документацию. Она должна быть заполнена юридически правильно и не содержать ошибок. Лучше всего на этом этапе обратиться к специалистам, которые окажут квалифицированную помощь.

    Проспект эмиссии ценных бумаг банками и другими организациями призван раскрыть достоверные и полные сведения, которые послужат основанием для объективного принятия инвесторами решения об их покупке.

    Как организуется эмиссия

    Как правило, при проведении эмиссии привлекаются профессиональные участники фондового рынка или андеррайтеры. Они подписывают с эмитентом договор, после чего на их плечи ложится ряд обязательств, затрагивающих выпуск ценных бумаг и их размещение. За свои услуги андеррайтер получает определенную плату.

    Андеррайтер обслуживает всю процедуру выпуска ценных бумаг: обосновывает эмиссию, определяет параметры, подготавливает требуемые документы, регистрирует их в госорганах, производит размещение среди инвесторов (при этом могут привлекаться сторонние организации).

    Нередко андеррайтеры берут на себя определенные обязательства, которые связаны с размещением эмиссии. Они могут быть следующих видов:

  • Покупка всех ценных бумаг по установленной стоимости, после чего они размещаются по рыночной стоимости. Посредник принимает на себя все риски, если акции или иные бумаги не будут проданы.
  • Обязательства по покупке лишь недоразмещенной части (она может быть фактической и фиксированной), риски связаны лишь с этими бумагами.
  • Андеррайтер берет на себя все обязанности посредника: помогает при размещении выпуска, однако он не отвечает за недоразмещение бумаг. Этот риск в полном объеме ложиться на эмитента бумаг.

    Виды эмиссии ценных бумаг

    Существуют различные классификации эмиссии. Например, с позиции очередности она бывает первичной и вторичной.

    Первичная эмиссия. Она происходит, когда компания в первый раз выпускает собственные ценные бумаги или когда она производит эмиссию определенный ценной бумаги в первый раз. К примеру, предприятие в первый раз выпускает собственные акции либо облигации. К этому виду можно отнести ситуацию, когда обыкновенные акции котируются на фондовой бирже, а дополнительно к ним она производит эмиссию привилегированных акций или облигаций.

    Вторичная эмиссия. Предполагает повторное размещение различных ценных бумаг определенной компанией. По методу размещения выпуск может осуществляться с помощью подписки, распределения и конвертации. Познакомимся с ними ближе.

    Подписка. В соответствии с ней заключается соглашение по купле-продаже, по этой схеме производится размещение бумаг. Она бывает закрытой и открытой. В первом случае купить ценные бумаги могут только определенный круг инвесторов, который устанавливается заранее. При открытой подписке сделать покупку может каждый, при этом организуется широкая публичная огласка намерений.

    Распределение. Размещение бумаг осуществляется среди определенного круга лиц, при этом не происходит подписание договора. Этот метод актуален лишь для акций, он не предназначен для эмиссии облигаций. Распределение может использоваться при формировании АО, а также при проведении бонусной эмиссии.

    Конвертация. Она предполагает размещение вида ценных бумаг, при этом они не продаются, а обмениваются на ранее оговоренных условиях.

    Если говорить о размещении облигаций, то для них используются лишь два метода: конвертация и подписка. А вот акции могут распределяться среди участников АО, конвертации и подписки.

    Основные этапы обращения ценных бумаг и акций могут включать ценные бумаги, которые выпущены в бездокументарной и документарной форме. Они могут выпускаться с указанием имени владельца, а также быть на предъявителя.

    Особенности принятия решения о выпуске ценных бумаг

    Эмиссия облигаций производится при соответствующем решении исполнительного органа компании либо ее советом директоров. В случае с акциями оно принимается в ходе общего собрания акционеров. Оно не просто должно быть озвучено – создается особый документ, в нем содержатся такие данные:

  • тип выпускаемой бумаги: для облигаций это серия, для акций – категория и разновидность;
  • форма эмиссии бумаги;
  • права владельца, которому будет принадлежать бумага;
  • номинальная цена облигаций и акций;
  • численность бумаг, которые выпускаются;
  • форма хранения;
  • порядок размещения.

    Если говорить о привилегиях, то регистрация эмиссии ценных бумаг позволяет их предоставлять лишь акционерам этого АО, в собственности которых имеются голосующие акции. Стоимость таких бумаг может быть на 10 процентов ниже в сравнении с рыночной ценой, по которой покупают остальные лица и компании.

    Эмитент ценных бумаг уполномочен установить ограничения в отношении численности акций либо их номинальной стоимости. Также они могут касаться продажи лиц, не выступающих резидентами своей страны и не прошедших регистрацию в ней.

    При проведении закрытой подписки в решении об эмиссии сообщаются критерии инвесторов, которые могут совершать покупку ценных бумаг.

    Проведение госрегистрации

    Все виды ценных бумаг при эмиссии должны в обязательном порядке проходить госрегистрацию. При ее прохождении утверждается следующее:

  • решение об эмиссии;
  • проспект ценных бумаг, если в нем есть потребность;
  • бланки ценных бумаг при их эмиссии в документарном виде.

    Российское законодательство устанавливает сроки, на протяжении которых эмитент обязан представить бумаги на прохождение регистрации. Обычно они составляют 3 месяца с момента утверждения решения об эмиссии. Срок может ограничиваться месяцем в таких случаях:

  • эмиссия облигаций либо конвертируемых акций ОАО;
  • госрегистрация эмитента в роли юридического лица в тех случаях, когда акции распределяются между учредителями. После проведения своей регистрации компания должна провести регистрацию ценных бумаг.

    На законодательном уровне устанавливаются документы, требуемые оформить для госрегистрации, также определяются основания, которые могут служить для отказа. После их подачи в регистрирующий орган у него остается 30 дней на то, чтобы произвести регистрацию либо принять обоснованное решение об отказе в проведении госрегистрации. Негативное решение может быть принято в том случае, если эмитент нарушил требования законодательства в отношении эмиссии ценных бумаг, сформирование неполного пакета документов для госрегистрации, сообщение о себе ложных данных, а также неуплата налогов, которые связаны с эмиссией.

    Читать еще:  Сущность рынка его виды и структура

    Эмиссия ценных бумаг

    Процедура эмиссии ценных бумаг:

    1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

    2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

    3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;

    4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

    5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

    2. Порядок присвоения выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров и порядок их аннулирования устанавливаются Банком России.

    3. При учреждении акционерного общества размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций — одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Особенности процедуры эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, определяются Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

    4. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

    5. Процедура эмиссии ценных бумаг может сопровождаться, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг. В случае, если процедура эмиссии ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, он может быть зарегистрирован впоследствии.

    Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

    1) заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг,

    2) анкета эмитента,

    3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента,

    4) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг,

    5) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием, в случае если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

    6) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, с указанием, в случае если решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его утверждение;

    7) копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

    8) документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, с указанием единицы измерения, в которой произведен такой расчет. Указанный документ должен быть составлен по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, за последний завершенный отчетный период, состоящий из 3, 6, 9 или 12 месяцев отчетного года, предшествующий дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, и подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям;

    9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению ПравительстваРоссийской Федерации);

    10) опись представленных документов,

    11) иные документы, предусмотренные Стандартами.

    Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляются:

    1) проспект ценных бумаг. Требования к форме проспекта ценных бумаг и составу включаемых в него сведений устанавливаются в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

    2) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым утвержден проспект ценных бумаг, с указанием, в случае если проспект ценных бумаг утвержден коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его утверждение;

    3) копия уведомления регистрирующего органа о соответствии (несоответствии) документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации в случае, если документы, необходимые для осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, представлялись эмитентом в регистрирующий орган для их предварительного рассмотрения;

    4) справка эмитента об устранении всех несоответствий требованиям законодательства Российской Федерации, выявленных регистрирующим органом по результатам предварительного рассмотрения представленных эмитентом документов, в случае, если по результатам предварительного рассмотрения документов, необходимых для осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, регистрирующим органом было принято решение об их несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации. Указанная справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента.

    Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии с настоящими Стандартами для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением решения о выпуске (дополнительном выпуске) и проспекта ценных бумаг, представляемых в трех экземплярах.

    413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Свободы, 20, оф. 201
    410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, 51

    Эмиссия ценных бумаг

    Эмиссия, или выпуск на рынок, ценных бумаг предполагает четыре этапа.

    1. Принятие решения о размещении ценных бумаг. Эмиссия государственных ценных бумаг находится в компетенции соответствующего государственного или муниципального органа. Государственные заимствования проводятся только в рамках существующего бюджета. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.

    2. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг в соответствующей организации, контролирующей рынок. В России это Федеральная служба по финансовым рынкам.

    3. Размещение эмиссионных ценных бумаг.

    4. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

    В России эмиссия ценных бумаг регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года. Выпуск государственных ценных бумаг дополнительно определяет закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» № 136-ФЗ от 29 июля 1998 года.

    Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими. Во-первых, это формирование начального капитала акционерного общества при его создании. Во-вторых, внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг. В-третьих, реорганизация или преобразование самой организации. В-четвертых, изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами. И последнее — самое важное – привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.

    Для обозначения видов выпусков акций в последние годы в российской практике часто используются термины, привнесенные из английского языка. Сегодня способы размещения ценных бумаг принято классифицировать так.

    Первичное размещение – начальное размещение акций среди инвесторов.

    IPO (initial public offering) – публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.

    SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании.

    Вторичное – размещение дополнительных выпусков.

    Follow-on (доразмещение) – размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.

    Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.

    Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом. Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, – это андеррайтер, а тот, кто размещает, — эмитент.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector