Перечень фиаско рынка
Фиаско рынка и функции государства. Фиаско государства
Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.
Разновидности рыночного фиаско:
1. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные (общественные/квазиобщественные блага) и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.
Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Необходимо достижение равновесия. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии (налог Пигу). Корректирующий налог — это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами. В первом случае объем производства блага сокращается, во втором — увеличивается. В результате происходит перераспределение доходов через госбюджет. Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов:
— трудно точно исчислить величину издержек и выгод,
— корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ
Другой подход — теорема Роберта Коуза: наличие внешних эффектов не требует госвмешательства, если:
а) четко определены права собственности (в т.ч. на невещественные объекты — тишину, т.д.)
б) сформирован рынок прав на побочные эффекты
2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ (неделимых и неисключаемость воздействия) в достаточном объеме. Пример – маяк, национальная оборона, всеобщее образование, дорожная разметка, регулирование паводков.
Примеры общ.благ, к кот. может примениться принцип исключения: улица, пожарная охрана, МЧС
К категории квазиобщественных м.б. отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам – по причине высоких трансакционных издержек, связанных с их доведением до потребителей. Пример — страхование по старости или же на случай безработицы.
Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ:
а) сосредоточение производства этих благ на государственных предприятиях за счет средств бюджета;
б) выступление государства как посредника между потребителями и производителями общественных благ. При помощи определенного механизма налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ.
3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики: сокращение издержек для фирм, вступающих в монополизированную отрасль, повышение ожидаемой выручки (госзаказ, долгосрочные договора).
4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против инфляции, а также безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. направленной на достижение двух макроэкономических целей — полной занятости и стабильного уровня цен.
5. Рынок признает только один вариант распределения доходов, справедливым признается доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции. Такое распределение являетсянесправедливым в общечеловеческом смысле. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые не могут результативно участвовать в конкуренции (возраст, состояние здоровья и т.п.), правительство берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики через систему налогообложения, МРОТ, ценовое регулирование, трансферты.
6. Рыночный механизм не в силах самостоятельно обеспечить прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.
7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики.
8. Необходимость проведения экономической политики на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, т.е. рынок в лице отдельных фирм не способен выстраивать согласованную внешнеэкономическую политику.
Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование экстерналий, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения.
Верхней границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка.
Фиаско, изъян государства — правительственное вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также соответствие политики распределения принятым в данном обществе представлениям о справедливости.
1) Ограниченность доступной информации.
2) Неспособность полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор, — лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.
3) Несовершенство политического процесса — в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой — расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.
4) Ограниченность контроля над государственным аппаратом.
5) Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов.
6) Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам может привести к тому, что главным механизмом обогащения становится сам бюджетный процесс.
7) Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.).
8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров от участия в производстве продукции и услуг.
На практике редко встречаются идеальные решения. Варианты, предполагающие активное государственное вмешательство, помогают преодолевать изъяны рынка, но часто связаны с изъянами государства.
ФИАСКО РЫНКА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
студент юридического факультета кафедры таможенного дела и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Ульяновского государственного университета
Аннотация. B статье изучаются вопросы эффективного и справедливого использования ресурсов страны в осуществление рыночных механизмов. Так же проведем анализ основных функций государства, так как каждое фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства. Охарактеризуем минимальную и максимальную границу вмешательства государства в социально-экономическую жизнь.
Ключевые слова: фиаско, рынок, провалы, функции государства, общественное благо, монополизация, дифференциация районов, границы государственного вмешательства.
Рыночный механизм не способен обеспечивать оптимальность развития экономики, устойчивое равновесие совокупного спроса и предложения и нуждается в государственном регулировании, во избежание серьёзных провалов и затяжных кризисов.
При необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «крахов») рынка. Согласно теории рыночного фиаско, государство является неким «менеджером», роль которого заключается в корректировки подобных провалов.
Разновидности фиаско рынка:
- игнорирование рынком проблемы внешних эффектов (положительных и отрицательных экстерналий);
- незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ (и квазиобщественных);
- избыточная монополизация производства;
- макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция;
- социальная несправедливость (расслоение общества на богатых и бедных);
- большая дифференциация регионов страны;
- невозможность структурной перестройки национальной экономики.
Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов.
Рынок не может отобразить в цене полный эффект производства или потребления конкретных товаров. В связи с этим возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Именно поэтому государству приходится нейтрализовать воздействия внешних эффектов в производстве и потреблении (защита от негативных экологических последствий).
Незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ.
Неэффективность рынка проявляется при решении задач по предоставлению общественных благ, например: услуг образования, здравоохранения, армии. Эта задача возлагается на государство, так как оно должно помогать уменьшать негативные проявления рынка законами об охране труда, о защите прав потребителей, о страховании банковских депозитов, антимонопольным законодательством и др. Но рынок заинтересован в производстве частных благ (неделимы и доступны лишь индивидуальным лицам), которые опираются на принцип исключения, т.е., кто заплатил, тот и получает продукт.
Избыточная монополизация производства
Рыночный механизм не гарантирует функционирования структуры совершенной конкуренции без попыток экономических стратегий установить монопольную власть и ограничивать добросовестную конкурентную борьбу. Отрицательное воздействие на развитие экономики оказывают ежегодные «плановые» скачки цен на продукцию естественных монополий, не гарантированные улучшением качества производимой продукции и модернизацией производства. В данном варианте государству целесообразно защищать конкуренцию и проводить антимонопольное регулирование экономики, которое включает в себя экономическое, правовое, психологическое воздействие на все виды деятельности, обеспечивая защиту потребителей. Демонополизация экономики заключается:
- в снижении барьеров для вложения в любую отрасль чужих фирм;
- если же не произошло слияние и монополист производит 33% общеотраслевого объема, то происходит дробление на несколько мелких фирм;
- правительственный контроль за ценами; запрет на необоснованное завышение цен; изъятие товаров с рынка и др.
Макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция.
Одной из важнейших проблем (фиаско) рынка является цикличность развития экономики, которая осуществляется через фазы подъёма, кризиса, депрессии, оживления и вновь подъёма, представленной в долгосрочном периоде, в движении от подъёма к подъёму через фазы кризиса и рецессий. Рынок не может гарантировать устойчивого поступательного роста экономики в национальном масштабе. Периодические колебания деловой активности, связанные со спадами и высокой безработицей, или, напротив переизбытком экономики и инфляцией, оборачиваются для общества высокими социально-экономическими потерями. Это вызывает необходимость проведения государством стабилизации экономического цикла (политики, направленной на достижение одновременно полной занятости и стабильного уровня цен).
Социальная несправедливость
«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений заключается в том, что рынок «не видит» социальных проблем. Доходы населения, формирующиеся на рынке, не всегда решают социальные задачи. И такое распределение является несправедливым в смысле человеческих факторов, это порождает большую дифференциацию населения по уровню доходов населения. Бедняки, которые получают мало, платят последние деньги на налоги в государственный бюджет, а олигархи, имеющие большие активы, даже не замечают финансового обременения. Тем самым государство должно сближать богатых и бедных с помощью прогрессивного налогообложения, ценового регулирования, установления прожиточного минимума и заработной платы, механизма трансфертных платежей и тд. Но в России никогда не введут прогрессивную шкалу налогообложения из-за того, что люди недостаточно образованы и не понимают, что хорошая жизнь зависит от выплаты высоких налогов, а не от развития теневого сектора, где налоги не идут вообще в государственный бюджет.
Большая дифференциация регионов страны
Обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости является необходимым с целью сближения субъектов Российской Федерации. В слаборазвитых регионах условия заработка и вложений ниже, чем в богатых. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с этим уменьшается капиталовложения со стороны государства, частных предприятий и физических лиц. Именно поэтому государство должно сглаживать чрезмерное расслоение различных регионов страны по уровню социально-экономического развития, по показателям бюджетной обеспеченности и благосостоянию населения при помощи создания фондов регионального развития, формированию экономико-правовых регуляторов, создающих благоприятный инвестиционный климат в регионах, государственных целевых кредитов и гарантий для инвесторов и т.д.
Невозможность структурной перестройки национальной экономики.
Подъем в экономике прочно связан с переменами в отраслевой структуре.
Но рыночный механизм, обеспечивающий через механизм цен, переориентацию из менее прибыльных отраслей в более результативные, тем самым, не осуществляет прорыв в области научно-технического прогресса .Основным инструментом реализации данной политики является предоставление дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций. Так же можно заметить, что Россия многие годы сидит на «сырьевой игле», выкачивая и отправляя все недра за рубеж. России имеется большой резерв для превращения ресурсных преимуществ в конкурентные преимущества, но для этого часть вывозимых сырьевых ресурсов следует замкнуть на внутреннюю глубокую переработку и расширить их предложение на внутреннем рынке. Необходимо переходить с добывающей промышленности на обрабатывающую, вследствие чего появятся и новые рабочие места, и произойдет развитие собственной экономики, и ликвидируется голландская болезнь.
В свою очередь, существуют минимально-необходимые и максимально-допустимые границы государственного вмешательства. К минимальной относят регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды, именно без этих функций экономика попросту распадается. К максимальной же относят устранение провалов рынка. Необходимо придерживаться средней отметки, но стремиться к максимальной, так как существует множество проблем, которые не возможно решить без вмешательств со стороны государства, например сильное расслоение общества на бедных и богатых, проявление голландской болезни, скачкообразные циклы экономики, большое количество монополистов, не смотря на то, что их пытаются «прижать» разными способами.
Таким образом, рассмотренные выше виды фиаско рынка – это экономическая основа для обоснования государственного вмешательства. Государство в идеале является институтом, дополняющим и корректирующим рыночный механизм, который компенсирует все недостатки и исполняет функции, которые относятся к его прерогативе. Государство и рынок дополняют друг друга, реализуя свои функции в тех областях, в которых наиболее эффективно реализуются их механизмы.
Фиаско рынка и формы его проявления.
Фиаско рынка – это ситуация, когда рынок не способен выполнять одну или больше из своих функций.
Причины фиаско: 1)внешние эффекты – субъект хоз-ной деят-ти не возмещает самостоятельно вызванные им расходы или извлекает пользу из деят-ти третьих лиц без соответствующего возмещения расходов; 2)эффект неделимости возникает в результате существования товаров, которые явл-ся высоко сметными и мощность которых изменяется только большими прыжками (электрические станции, газовые, телефона); 3)ассиметричная инф-ция;4)адаптационные недостатки возникают тогда, когда процесс достижения равновесия на рынке явл-ся долговременным или не возможным вообще, и когда достигнутое равновесие оказывается нестабильным; 5)нерациональное поведение участников рынка не приносит им выгоду.
44.Фиаско гос-ва и формы его проявления.
Фиаско гос-ва – это случаи, когда гос-во не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Основные проблемы, связанные с несовершенством гос-го регулирования:1)возникновение дефекта и излишков; 2)недостаток рыночных стимулов; 3)недостаток инф-ции, необходимой для принятия эффективного решения; 4)несовершенство политического процесса; 5)бюрократия и неэффективность; 6)неспособность гос-ва абсолютно точно предусматривать и соответственно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых им решений; 7)изменение правительственной политики;8)отсутствие свободы выбора; 9)присутствие временных лагов в политических процессов.
Решение – минимизация вмешательства в развитие рыночного процесса, допуская при этом возможность корректировки, но в строго ограниченных пределах.
Типы «провалов» рынка: 1)неэффективное гос-во – в основе лежит несовершенство информированности политиков об общественных потребностях; 2)слабое гос-во – политики неспособны осуществлять контроль за обратной реакцией частного сектора; 3)неограниченное гос-во – связано с чрезмерно сильным вмешательством гос-ва в эк-ку, приводящему к ухудшению благосостояния, особенно если при этом наблюдаются элементы корупции или несовершенной информированности политиков.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8851 — | 8370 —
или читать все.
Разновидности рыночных фиаско
Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства:
1 Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.
2 Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.
3 Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.
4 Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей — полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.
5 Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство — через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., — берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.
6 Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста.
7 Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны — либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.
8 Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.