Основные виды провалов рынка
Провалы рынка. Роль государства в преодолении провалов рынка
«Провалы» (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов в рыночной экономике. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополия (подробно тема 6); несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты и общественные блага.
Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации — ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.
Под внешним эффектом (экстерналии) подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.
Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления (потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления) и несоперничество в потреблении (при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других). К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой — их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.
Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.
Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.
Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Прежде всего, должна быть обеспечена защита прав собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества.
Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.
Политика поддержания доходов.
Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.
Пресечение асимметричной информации.
Мы уже говорили о понятии асимметричности информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.
Минимизация трансакционнных издержек.
В принципе, принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров — некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий.Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.
Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.
Производство общественных товаров.
Рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров — так называемых общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много и их мы будем рассматривать далее. Все общественные блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует определенные сферы из бюджетных средств. В основном, источник финансирования — налоги. Причем, как правило, отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.
Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.
Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.
Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Основные виды провалов рынка
«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
· несовершенная (асимметричная) информация;
· производство общественных благ.
1. Наличие монополий,
прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.
Это вызывает необходимость:
— гос вмешательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,
— гос регулирования и контроля цен, объема производства и качества соответствующих экономических благ.
Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоохранительных органов.
Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Примером может служить городской водопровод. Подвести к домам и квартирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водопроводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов города. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.
2. Другой вид провалов рынка — информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ.
3. Внешние и внутренние эффекты
3.1. внешние эффекты, или экстерналии — издержки (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.
Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.
Например, когда предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений.
Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.
Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся отрицательными внешними эффектами.
При этом выбор оптимальной формы вмешательства определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные варианты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.
В случае отрицательных внешних эффектов, например загрязнения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производителями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образования, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для потребителей.
3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сторон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести экономический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь основой контрактного права.
4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.
Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага — вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:
— чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная оборона),
— смешанные общественные блага (клубные, социально значимые и квазиобщественные блага), которые рынок может производить, но в недостаточном количестве. Источником их производства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (социально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях естественной монополии).
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы
Провалы рынка
Провалы рынка – это такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать не оптимальное, или нежелательное для общества экономические решения, т.е. когда рыночные механизмы направляют деятельность фирм или независимых предпринимателей в выгодное субъективно для них направление, но не оптимальное для всего общества.
Важно. Такие решения – это не результат ошибок субъектов рынка или посторонних причин, а результат действий самого рынка.
Обычно выделяют следующие провалы рынка:
1.тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монополистического контроля над рынками. Конкурентная среда может привести к образованию олигополий или монополий. Рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих монополизации рынка. Отсюда возникает потребность в антимонопольном законодательстве и регулировании.
2. неравномерность распространения информации в экономической среде. Продавец обладает значительно большим информацией о своем продукте, чем покупатель. Такое явление получило название – ассиметричность информации. Затраты для получения информации доступны не всем участникам рынка. Эти затраты являются одним из главных видов транзакционных издержек. Признание затратности передачи и получения информации это одно из главных отличий современной экономической теории от неоклассических доктрин. Величина прибыли зависит не только от ресурсных …
На общественные блага не действует принцип исключительности, т.е. потребление блага одним из членов общества не уменьшает способность других пользоваться этим благом.
Сам рынок не в состоянии . поскольку очень сложно измерить полезность, получаемую каждым членом общества при потреблении общественного блага. Соответственно невозможно определить сколько должен платить каждый за пользование общественным благом. Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов…. Рынок нейтральный и распределяем блага .
Новые доходы ..результатом
Для рыночной системы характерна тенденция, концентрация богатства на одном полюсе… не противоречит принципам рынка, если оно происходит
5.Особое место занимает неспособность рынка …Экстерналиии- это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц ..Экстерналии не являются результатом видом деятельности тех,
(че то пропустили)
Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в госуправленческой или производственной структуры
Основные экономические функции государства:
1. Производство общественных благ.
2. Регулирование деятельности естественных монополий – это сфера экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются с ростом объема предложения товаров и услуг, т.е. чем больше производится товаров, тем ниже издержки производства единицы продукции и соответственно цена.
В США гос-во контролирует цены на эти продукции.
Самые распространенные цены.
Налоговое выравнивание доходов.
Поддержание макроэкономической стабильности – деятельность государства направленная на ликвидацию инфляции, безработицы, экономического кризиса.
Экономический цикл – подъем, пик, падение, кризис, топтание
Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов используемых производственных ресурсов на основе уже существующей технологии. Через экстенсивный тип экономического роста прошли практически все государства, в частности, в период индустриализации, когда создавались основы современной экономики.
Интенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов, выпускаемой продукции, предполагает увеличение продукции за счет улучшения использования существующих ресурсов уже имеющихся ресурсов. Можно сказать что экстенсивный тип делает упор на количественные факторы, а интенсивный тип на качественные факторы.
Совершенствование технологии предполагает повышение производительности труда, ресурса и энергосбережения. Строго говоря, на практике не существует чисто экстенсивного или чисто интенсивного типа экономического роста. В реальной жизни существует тесное взаимодействие различный факторов, в частности, более корректно будет говорить о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типе экономического роста.
В Советском Союзе в большая часть его истории господствовал приемущественно экстенсивный. В период индустриализации в торговый оборот было вовлечено огромное количество ресурсо и трудовой силы за счет экономических ресурсов, за счет различных ресурсов и сельких жителей.
Как известно, Советский Союз обладал огромным количеством природных ресурсов и до определенного времени (примерно до начала 70х годов) большими ресурсами рабочей силы. Однако, начиная с этого периода все более острой становится проблема нехватки рабочей силы.
В развитых странах Запада начинается более( начиная со второй половины 20 века) начинается переход на преимущественно интенсивный тип экономического роста. Это выражалось в создании новых отраслей промышленности, таких как электронная, и переход на все более совершенные технологии. В массовом порядке происходила модернизация и реконструкция производства, в результате чего, практически при тех же объемах производственных ресурсах, прежде всего за счет производительности труда, происходило резкое увеличение производимой продукции.
В Советском Союзе много говорилось о необходимости такого же перехода от экстенсивного к интенсивному типу. Но на практике мы продолжали развиваться по экстенсивному пути. В результате начинается более увеличиваться отставание советской экономики (по качественным показателям) от Западной (производительность труда, материалоемкость, энергоемкость выпускаемой продукции).
Проведенные исследования в ведущих развитых странах показывают устойчивую тенденцию повышения указанных факторов в обеспечении экономических фактов. Таким образом в современной России задача масштабной модернизации в числе прочих призвана решить проблему перехода на качественно новый тип экономического роста.
Экономическая интеграция предполагает тесное взаимодействие и переплетение национальных экономик в результате чего возникает единый воспроизводственный процесс, т.е. участвующие в нем национальные экономики создают единый многонациональный хозяйственный комплекс.
На сегодняшний день наиболее ярким примером региональной экономической интеграции является Евросоюз, в который входят 27 стран ( в его рамках действует еврозона, куда входит 17 стран). Официальным началом создания Евросоюза считается подписание римского договора в 1957 году в Риме. Его подписали Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). У каждой из этих 6ти стран уже длительное время были тесно связаны между собой, взаимодополняли друг-друга.
Причины краха рыночной экономики. Плановая экономическая система характеризуется прежде всего монопольной ролью государства во всех экономических вопросах. Государство – собственник всех экономических ресурсов. Распределяет их, определяет ассортимент и объем, выпускаемой продукции. Устанавливает цены и заработную плату для всех участников производства. Все хозяйствующие субъекты в условиях плановой экономике строго подчиняются указаниям из центра. Такая система как и все остальное имеет свои плюсы и минусы. К «+» плановой экономике относится:
1. Возможность концентрации необходимых ресурсов в кратчайшие сроки для реализации крупнейших проектов. Пример: Возникла задача создать ядерное оружие – выделяются деньги и дальше все решается и так со всеми сложнейшими задачами.
2. Способность решать сложнейшие социальные проблемы (создание бесплатного здравоохранения, отсутствие безработицы)
Недостатки плановой экономики:
1. Отсутствие эффективной системы мотивации для большинства участников экономического процесса. (уравнительное распределение)
2. Отсутствие конкуренции
3. Неэффективное использование, имеющихся ресурсов
Основные достижения плановой экономики в Советском Союзе:
1. Создана одна из самых мощных в мире экономических систем, не уступавшая США
2. Были решены основные социальные проблемы
3. Выдающиеся результаты были достигнуты в развитие фундаментальной науки и исследования космического пространства.
По мере развития плановой экономики и выходы ее на новый уровень в 70х годах начали проявляться негативные тенденции. В частности переходе от энтенсивного к интенсивному ходу развития. В итоге советская экономика в 70х годах начинает входить в период застоя. Руководство страны подчеркивало необходимость перехода на новое качество экономического роста, однако, на практике этого не наблюдается.В 70ые годы советский союз начинает испытывать недостаток рабочей силы для продолжения экстенсивного роста поскольку основной ее источник (сельское население) был практически исчерпан. Кроме того в 70ые годы советский союз столкнулся с неблагоприятными тенденциями на мировом нефтяном рынке (Нефть подскочила в цене в 4 раза, мы получали доход, а США оказали давление на Саудовскую арабию). В 80ые годы советская экономике испытала негативное воздействие следующих факторов:
1. Ввод войск в Афганистан, что потребовало огромных бюджетных расходов
2. Ликвидация последствий чернобольской аварии
3. Непродуманная антиалкогольная компания Горбачева, что привело к массовому сокращению бюджетных доходов
4. Развертывание программы СОИ (Звездные войны) и необходимость ответа на неё Рейгана.
В этих условиях в советском обществе все чаще возникает вопрос: Почему наша страна, добившаяся общепризнанных выдающихся успехов в фундаментальной науки в создании системы образования и здравоохранения, не может обеспечить столь же высокий уровень жизни для своих граждан, который уже достигли в Западно-Европейских странах. И постепенно общество приходит к выводу о необходимости смены экономической системы
Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 1451 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет