Основные отраслевые рынки - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные отраслевые рынки

Понятие отрасли. Отрасль и рынок.

Истоки формирования отраслей народного хозяйства

Экономика любого государства имеет сложный динамичный характер, охватывающий большой круг процессов….

Отрасль – это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.

Отрасль – выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по принципу единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг. Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.

Чем больше совпадение признаков, характеризующих отрасль, тем она «чище». В статистике «чистой» называется отрасль, в рамках которой сосредоточены предприятия наиболее однородной по экономическому предназначению продукции. Если же признаки экономического назначения продукции расширяются, то их организационное единство характеризуется термином «крупная отрасль». Совокупность крупных отраслей образует отраслевые комплексы или комплексные отрасли.

Совокупность «чистых» и крупных комплексных отраслей образуют отраслевую структуру народного хозяйства. Управление отраслевой структурой народного хозяйства должно обеспечиваться государством в целях сбережения ресурсов от нерационального использования, повышения степени удовлетворения потребностей населения, повышения выгоды изготовителя от производства продуктов труда и выгоды потребителя от использования этих продуктов.

Рынок – это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена и передаче прав собственности.

Отраслевой рынок – это предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующих друг с другом в сфере реализации этих продуктов.

Различие между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых технологий. Понятие отрасли значительно шире понятия рынка. Например, отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа.

— рынок рабочей силы;

— рынок средств производства;

— рынок духовных благ.

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размер фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии.

Читать еще:  Деловой рынок рф

Термины, используемые для обозначения разных типов строения рынка, образованы из слов греческого происхождения, характеризующих принадлежность субъекта к одной из двух сторон рынка:

— продавцам или покупателям – poleo (продаю) и psoneo (покупаю);

— и их численность – mono (один), oli-gos (несколько) и poly (много).

Комбинируя их по парно, можно получить наиболее общую и простую классификацию типов строения рынка.

Наиболее распространенный критерий – число участников рынка.

Ключевые характеристики рынка, определяющие тип рыночной структуры – это:

— число продавцов и распределение их рыночных долей (уровень концентрации);

— эластичность спроса и предложения;

— условия вхождения на рынок и ухода с него;

— информативность и мобильность рыночных агентов;

— природа продукта и производственного процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11340 — | 7602 — или читать все.

Отраслевые рынки и их субъекты хозяйствования

Ранее отрасль и отраслевая структура рассматривались как производители материальных благ. В рыночных условиях отрасль может рассматриваться как объект предложения товаров в соответствии со спросом, вот почему стало расхожим понятие «структура отраслевого рынка».

Рыночное пространство складывается из взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью специализированных рынков. Специализированный рынок — это место встречи продавца и покупателя товаров и/или услуг определенной отрасли (вида деятельности) или их совокупности [6] . Каждый рынок в силу отраслевой принадлежности товара имеет определенную специфику и свой механизм установления цен, свои барьеры входа и выхода фирм (отраслей) и свои предельные размеры по количеству товаров (услуг).

На рис. 3.1 в самом общем виде приведены отраслевые рынки, из которых складывается рыночное пространство.

Именно это рыночное пространство определяет структуру отраслевого производства по всем основным направлениям. Поэтому предпринимателям необходимо знать отраслевую организацию рынков, особенности ее поведения, чтобы своевременно выявлять механизм действия рыночной власти и соответственно корректировать действия субъектов хозяйствования в производстве, определять эластичность воздействия рыночных механизмов как с положительных, так и с отрицательных сторон.

Идентификация отраслевого рынка зависит от многих факторов. Необходимо уточнить, что рынок объединен характером удовлетворяемых потребностей покупателей, т.е. спросом, а отрасль —

Читать еще:  Внутренний китайский рынок

Рис. 3.1. Структура отраслевого рыночного производства

характером производимых товаров и услуг и, соответственно, предложением товаров и услуг на рынке.

Иногда при идентификации отраслевого рынка его характеризуют с позиций продажи такой номенклатуры продуктов труда, при которой возможна успешная конкуренция взаимозамещаемых продуктов труда, выпускаемых разными фирмами.

Идентификация рынка зависит от целей анализа и способов определения его границ. Выделяют продуктовые, географические и временные границы отраслевого рынка.

Продуктовые границы отраслевого рынка определяются путем анализа изменения выручки от изменения цены товара. Так, если цена товара возрастает, то и выручка, как правило, растет, отсюда логично сделать вывод о том, что рынок ограничен только этим товаром. Если же выручка сократилась, то логичен вывод о том, что на рынке существует близкий заменитель этого товара. Таким образом динамика выручки и прибыли предприятий-производи- телей при длительном росте цены указывает границы отраслевого рынка. Этот критерий осуществляется на принципе показателя прямой ценовой эластичности.

Задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получить разные данные о масштабах одного и того же отраслевого рынка (рис. 3.2).

Анализ корреляционных зависимостей в течение длительного времени позволяет определить круг фирм конкретной отрасли, производящих товары для соответствующего рынка.

Кроме того, круг предприятий, действующих на отраслевом рынке. поовеояется с помощью показателей специализации и охвата:

* показатель специализации характеризует долю объема продаж товара в общем объеме реализации, произведенной предприятиями данной отрасли;

* показатель охвата — это доля объема продаж товара предприятиями, отнесенных к данной отрасли, к общему объему реализации товара.

Показатели специализации и концентрации позволяют сопоставить размеры фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация. К основным показателям, характеризующим размер фирмы относительного размера рынка, относятся:

* доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

* доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;

* доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

Читать еще:  Единый европейский рынок

* доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке. Географические границы отраслевого рынка определяются

принадлежностью разных рынков к определенной территории, на которой имеются одинаковые условия конкуренции, типовые таможенные правила, однородные транспортные издержки и несущественные и (или) существенные местные (национальные) предпочтения.

Временные границы отраслевого рынка определяются способностью фирм обеспечить устойчивый спрос на выпускаемую ими продукцию на протяжении заданного (планового) периода времени. Для этого осуществляются проработка товара, его реклама и продвижение на рынок (сегментирование и позиционирование), рыночное ценообразование и грамотная логистика.

C учетом отраслевой идентификации рынка и по другим признакам, определяемым рыночными субъектами (институциональными агентами), происходит классификация отраслевых рынков, необходимая для принятия соответствующих решений (рис. 3.3).

Рыночная организация экономической деятельности предполагает существование трех групп рыночных институциональных субъектов: домохозяйств, бизнеса и государства.

Домохозяйства (домашние хозяйства) представляют собой институциональные субъекты, владеющие, распоряжающиеся и

Рис. 3.3. Основные признаки классификации видов отраслевых рынков

пользующиеся имуществом либо единолично (хозяином), либо со строго ограниченным кругом лиц, объединенных общим местом жительства и общим бюджетом.

Институты бизнеса (предприятия, организации, фирмы, корпорации) представляют собой сферу предпринимательства, где главным интересом является доход (прибыль) от хозяйственной деятельности.

Государство устанавливает правила ведения хозяйства и осуществляет функции, которые не могут выполнять другие субъекты (централизация власти, функционирование системы безопасности и осуществление федеральных и региональных экономических и социальных программ). При несостоятельности отдельных товарных рынков государство прямым (национализация и приватизация) или косвенным (трансфертная политика, налоговые и другие льготы) методом вмешивается в деятельность отраслей на благо всего народного хозяйства.

Все другие институты, взаимодействуя друг с другом, образуют единое рыночное пространство. Так, домохозяйства взаимодействуют с фирмами путем участия в рынках труда, предлагая рабочую силу, на рынках продуктов труда — предлагая продукцию (излишки) домашнего производства, покупая изделия для домашнего хозяйства. Доходы домашнего хозяйства и имущества облагаются налогами, таким образом они вступают в отношения с государством.

Так же строятся отношения у фирм с домашними хозяйствами и с государственными органами.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector