Китай рынок рф
Треть крупных компаний России захотели выйти на рынок Китая
32% руководителей крупных компаний в России признали, что потенциально рассматривают выход на азиатские рынки, в том числе в Китай, как основное направление роста на горизонте трех лет. Об этом свидетельствуют результаты исследования консалтинговых компаний EM и Stanton Chase, с которыми ознакомился РБК.
В интервью участвовали 18 респондентов — исполнительных и неисполнительных директоров таких компаний, как АФК «Система», «Уралкалий», Petropavlovsk, Unipro, группа ЛСР. Исследование проводилось в июне—августе.
Санкции пугают меньше, чем силовики
Руководители компаний в интервью выражали обеспокоенность участившимися случаями использования политических связей и сфабрикованных уголовных дел для разрешения коммерческих споров в России. Угроза затрагивает все без исключения отрасли и вызывает отток успешных предпринимателей.
- Свыше половины (56%) предпринимателей считают, что российская законодательная и правоприменительная практика представляет риск для их бизнеса.
Страх попасть под суд превосходит опасения ужесточения санкций. Хотя подавляющее большинство опрошенных (81%) заявили о значительном негативном эффекте от санкций, бизнесмены заверили, что адаптировались к «новой реальности».
Разворот на Восток
Внешние ограничения подтолкнули Россию к сближению с Китаем:
- 32% опрошенных руководителей бизнеса считают, что в ближайшие три года могут рассматривать выход в Китай и на другие азиатские рынки как основное направление роста;
- 27% уверены, что самый большой потенциал для роста компании представляет российский рынок;
- 14% видят драйвером роста выход на рынки Европы;
- лишь 9% рассматривают в качестве точек роста для своего бизнеса Северную и Латинскую Америку, а также Ближний Восток.
Примерами сотрудничества России и Китая стали трубопровод «Сила Сибири» (реализуют «Газпром» и китайская CNPC, одним из звеньев его технологической цепочки будет Амурский газоперерабатывающий завод, строительством которого управляет принадлежащий СИБУРу НИПИГАЗ), совместное предприятие в сфере электронной коммерции Mail.Ru и Alibaba, развитие технологии 5G МТС и Huawei, инвестиции CNPC и Фонда Шелкового пути в проект НОВАТЭКа по сжиженному природному газу «Ямал СПГ».
Однако сотрудничество России и Китая развивается не так быстро, как ожидал бизнес. Выгоду из российско-китайской дружбы в основном извлекают государственные и квазигосударственные компании, указывают респонденты.
Разворот на Восток как экономическая модель, а не политический лозунг, не удался, уверен профессор Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов. В структуре российского экспорта в Китай лидируют энергоресурсы. Хотя Китай для России — крупнейший торговый партнер, доля России в общем импорте Китая составляет примерно 2%, отметил эксперт.
В 2018 году российский экспорт в Китай превысил импорт впервые с 2006 года. По итогам года товарооборот двух стран составил рекордные $108 млрд.
Без серьезной подготовки большинству российских бизнесменов не продержаться на китайском рынке. Не стоит принимать политические лозунги как приглашение к бизнесу. «Необходимо четко различать: дружба в политике автоматически не открывает преференции в бизнесе. Придется самим прокладывать дорогу», — подчеркивает Маслов.
Это иллюзия, что китайский рынок ждет российские компании. «В Китае очень высокая конкуренция — на одну нишу претендуют десятки и сотни компаний, а российские предприниматели не привыкли работать в таких условиях», — констатировал эксперт.
К чему стоит готовиться
Экономика Китая базируется на очень сложных законах, и часто новички, сами того не понимая, нарушают законы, предупредил Маслов. Если бизнес все же не пугают риск и огромная конкуренция, перед выходом в Китай следует изучить особенности менталитета для грамотной коммуникации. «Нужно уметь различать намеки, которые дают китайские бизнесмены. Не стоит воспринимать элементарную вежливость как согласие и намерение подписать контракт», — предупредил Маслов.
Большинство протоколов о намерениях с китайцами не приводят к договорам. «Несмотря на обилие меморандумов и заявлений о сотрудничестве, поток реальных иностранных инвестиций кажется скудным», — отмечается в исследовании EM и Stanton Chase. Поэтому большинство опрошенных предпринимателей видят Китай скорее в роли потребителя и конкурента, чем источника инвестиций.
Особенно предпринимателям рекомендуют позаботится о защите коммерчески чувствительной информации и торговых марок, при необходимости получить патент. Отечественные производители продуктов уже столкнулись с тем, что не смогли зарегистрировать собственные бренды в Китае, потому что их присвоили местные предприниматели, сообщал Минсельхоз. Китайскую систему ведения бизнеса можно охарактеризовать как «выталкивающую». «Китайские партнеры хотят заполучить ваши технологии и знания, чтобы потом работать самостоятельно», — предупредил эксперт.
Что не так с российским e-commerce. Пять китайских уроков
Российский рынок e-commerce растет впечатляющими темпами: в 2018 году он увеличился на 59%. Это самые высокие темпы роста с 2010 года. Но до того, чтобы занять значимую долю на рынке, российскому e-commerce еще далеко. Сейчас это 5,3% в общем обороте розничной торговли, тогда как в Китае этот показатель составляет 22,3%.
Китай сегодня — самый развитый рынок электронной торговли: в мировом обороте e-commerce доля Китая составила $1,5 трлн из $2,4 трлн. Российский рынок в десятки раз меньше, однако сравнивать их все же имеет смысл: эти два рынка растут похожими темпами, хотя в Китае период бурного роста (от 49 до 70% в год) прошел раньше — еще в 2012 году. Кроме того, китайские и российские пользователи во многом похожи. Например, китайцы и россияне более консервативны, чем американские и европейские пользователи. В чем же отстает российский рынок онлайн-торговли, и чему стоит поучиться у китайских игроков?
Далеко за горизонтом: ощущение безопасности у пользователя
Чем больше товаров, тем сложнее клиенту разбираться в них. В России лишь у малой доли интернет-магазинов есть продвинутый поиск, детальные фотографии и удобные инструменты для сбора оценок и отзывов. А именно это создает чувство безопасности у покупателя, что влияет на его решение о покупке.
Тем временем на Aliexpress есть рейтинги, оценки, большие фотографии с разных ракурсов и удобная система открытия споров и обращений в сервисную поддержку. Это стандартный функционал для большинства китайских онлайн-магазинов, который появился, поскольку на большом рынке неизбежны поддельные и некачественные товары. Репутация, которую магазины нарабатывают этими инструментами, ценится настолько высоко, что если магазин закрылся, его витрину могут выкупить: ценность потребительского доверия очень велика.
В России институт репутации особого значения не имеет — покупателей часто не оповещают о закрытии или заморозке магазина. При этом именно доверие могло бы повлиять на клиентскую лояльность и качественно изменить российский рынок интернет-торговли. Однако для этого надо серьезно вкладываться в соответствующие инструменты.
В зачаточном состоянии: персонализация и подбор
В России сложно персонализировать интернет-магазин под себя. Чаще всего можно только отсортировать результаты поиска по цене. А на самом деле многие функции могли бы удержать пользователя и спровоцировать рост продаж: личные подборки и персональная навигация по сайту (например, всегда скрывать определенные категории в меню), и т. д.
Сейчас препятствие подобному сервису — это не только отсталость магазинов, но и непродвинутость интернет-пользователей. Им будет сложно научиться пользоваться подобным функционалом, так как проникновение технологий в России невысокое. Даже проникновение интернета — только 75% (при китайском показатели почти в 100%). Такую проблему интернет-магазины вряд ли смогут решить самостоятельно, нужен комплексный подход.
В Китае широко применяют искусственный интеллект, который очень точно рекомендует покупателю, что еще приобрести. Он задействует умные алгоритмы, а не просто предлагает аналогичные товары. Например, искусственный интеллект сам собирает образы: если клиент смотрит блузку, то ИИ проверяет, какие товары есть в наличии, и подбирает на основе анализа поведения других людей подходящие к этой блузке юбку и брюки. В отличие от России, в Китае развитие ИИ поддерживается на уровне государства и заявлено в качестве национального приоритета.
Большое отставание: логистика
Одна из главных проблем российского e-commerce — доставка, которая в России исчисляется днями. Несмотря на появление отдельных проектов с быстрой доставкой (вроде «Яндекс.Лавки») и значительное улучшение скорости доставки в сегменте доставки еды благодаря агрегаторам, борющимся за рынок («Яндекс.Еда» и Delivery Club), в целом логистика интернет-магазинов в России — это постоянные проблемы и низкое качество.
Все еще можно встретить такие обещания интернет-магазинов: «О точном времени доставки будет сообщено в день доставки до 12:00». Продвинутого отслеживания заказов нет: мало где можно увидеть, где находится курьер, и связаться с ним. Обычно клиенты получают трек-номер, которым сложно воспользоваться: придется перейти на сторонний ресурс и ввести номер.
В Китае заказы обычно доставляют в течение нескольких минут или часов благодаря очень качественной логистике. В приложении можно каждую минуту следить, где находится твой заказ. Основной фактор — дешевая рабочая сила, которая быстро выполняет все складские и курьерские задачи. Но есть и еще один фактор — развитое сверхскоростное железнодорожное сообщение. Здесь шанс дать толчок развитию онлайн-торговли у России есть — до 2030 года РЖД планирует построить несколько высокоскоростных магистралей (например, «Москва — Казань», которая повлияет на жизнь 100 млн человек на пути следования маршрута).
Уже на подходе: омниканальность
Омниканальность означает, что можно, к примеру, заказать товар на сайте, примерить его в магазине, а получить курьером. В России механизм омниканальности только начал внедряться. «Перекресток» и «Вкусвилл» сейчас создают подобные сервисы, некоторые бренды в индустрии моды (в основном зарубежные) предоставляют подобную услугу. Но в целом интернет-магазины очень негибки. При этом 72% онлайн-покупателей ценят опыт «внутри магазина» и называют его важнейшим для покупки.
В Китае пользователи активно пользуются омниканальностью. Практически в любом месте можно купить товар онлайн, а потом вернуть его в физической точке или отдать курьеру.
Начало революции: платежи по QR-кодам
Еще одна важная технология, которая соединит интернет-торговлю с розничной — оплата по QR-кодам, которую ЦБ начинает тестировать: она позволяет покупателям проще оплачивать товары, а продавцам — экономить на эквайринге и терминалах. Система должна развиться до повсеместного распространения QR-кодов, как это произошло в Китае.
Благодаря этому инструменту в КНР практически стерлась разница между онлайном и оффлайном, — точнее, изменились их функции. В магазине можно отсканировать QR-код и перейти страницу, где видна вся информация о продукте, похожие и комплементарные товары. Более того, можно сразу оформить заказ и доставку. В магазины люди ходят, чтобы проверить товар, а иногда и просто прогуляться.