Как государство влияет на рынок - Как обезопасить себя в кризис?
Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как государство влияет на рынок

Государственное воздействие на рынок

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы. Считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.). Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги — основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары Одна из основных проблем — справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности 0налогообложения — отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

— пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

— регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

— прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).

Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ.

Государственное предпринимательство . Осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т. д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наукам и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики — строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное воздействие на рынок

Воздействие государства на рынок осуществляется тремя способами:

— налогами и субсидиями;

— контролированием количества благ.

Рассмотрим наиболее распространенный – первый способ, который не изменяет условия функционирования рынка, например, поштучный (акцизный) налог, уплачиваемый продавцом « » (рис. 10). Введение поштучного налога приводит к сдвигу первоначальной кривой предложения « » влево вверх на « ». Равновесная точка « » переместится в положение « », при этом на рынке установится новое равновесие, при котором объем предложения уменьшится с « » до « », а цена блага повысится с « » до « ».

Рис 6 Распределение налога между продавцом и покупателем блага.

Величина расходов покупателей составит « », доходов продавца « », налоговых поступлений государству « ». При этом часть налога – площадь « » платят покупатели, а другую часть – площадь « » платит продавец.

Аналогичные результаты получатся при введении налога на покупателей. В этом случае на величину « » сдвинется вниз кривая спроса « », а распределение налоговой нагрузки будет таким же. Субсидии покупателям и продавцам можно рассматривать как отрицательные налоги.

Другим способом является государственное регулирование цен, но оно уже сильнее воздействует на рыночный механизм. Рассмотрим введение государством максимальной верхней границы цены « » (G – government – правительство) ниже цены равновесия для защиты бедных домохозяйств. Введение такого «потолка» цен приводит не только к дефициту , но и к превращению его в хронический т.к. кривая предложения S искусственно отсекается до точки (см. рис. 11).

Рис. 7 Установление «потолка» цен и возникновение «теневой» экономики.

Покупатели такого социально регулируемого блага сталкиваются с его распределением не ценовыми методами (карточки, очереди т.д.), поэтому равновесие в точки неустойчиво. В пределах цены потребители готовы заплатить за сэкономленное время.

Производители тоже не довольные низкой государственной ценой начнут нелегальное (illegal) производства и подкуп государственных чиновников, так возникает коррупция и теневая экономика (черный рынок). На графике рис. 11 это означает поворот кривой предложения вокруг точки из положения S в положение .

Пересечение линии предложения с кривой спроса D в точке определит равновесную цену и равновесный объем продаж блага на черном рынке (например, рынке лекарств современной России).

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 344 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.) . Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.

Читать еще:  Функцию меры стоимости деньги полноценные металлические

Налогообложение. Налоги — основной источник бюджетных средств. Подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

Современная ситуация:

Составлен список приоритетных предприятий,которые могут рассчитывать на поддержку гос-ва (среди них ММК). Т.к. безработица растет и будет расти, то хотят увеличить размер пособий, гос-во будет помогать семьям переезжать в другие места, где еще есть работа. Сильно пострадала металлургическая и нефтяная отрасли.

№10. Инфляция и система антиинфляционных мер.

Инфляция(от латинского – вздутие денежной массы) — кризисное состояние (заболевание) денежной системы. Это обесценивание денег, снижение покупательской способности, проявляющаяся в устойчивом росте общего уровня цен.

Инфляция спроса. В результате дисбаланса между денежной и товарной массой совокупный спрос увеличивает совокупное предложение, а следов-но рост общего уровня цен. Это м.б. вызвано: 1) ростом денежной массы у населения. 2) ростом гос-ых расходов. 3) милитаризация эк-ки. 4) кредитно-денежная экспансия. 5) денежной эмиссией.

Инфляция спроса представляет монитористский подход, по которому считается, что цена определяется количеством денег в обращении: P = f(M), где Р- цена, f-функция, М-деньги. В этом случае для снижения инфляции требуется уменьшить кол-во денег в обращении. В этом случае проводится следующая политика: повышается ставка %, ограничивается кредитная экспансия, сокращаются гос. расходы.

Инфляция предложения (издержек). Рост цен в эк-ке обусловлен ростом издержек произ-ва. Это м.б. вызвано: 1) ростом цен на ресурсы. 2) ростом з/п. 3) налогооблажением. 4) монополизацией рынка. 5) снижение производительности труда, сокращение предложения товаров и услуг в отсутствие стимулов; появление новых потребностей человека. Согласно Кейнсу цена представляет соотношение прироста з/п и производительности труда: P = (K*W)/A, где Р- цена, W- з/п, К- доля з/п в издержках производства, А-производительность труда. Если (K*W)>А, то инфляция.

Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 г. определил английский экономист А. Филлипс. В соответствии с его концепцией, инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу (короткий период).

Рис. 25.2. Кривая А.Филлипса

Так, например, если правительство рассматривает уровень безработицы как очень высокий, то с целью увеличения занятости проводит политику, стимулирующую AD. Необходимость удовлетворения возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U2 (рис. 25.2).

При этом цена возрастает до Р2, т.е. увеличивается инфляция. Если правительство проводит антиинфляционную политику цены снижаются до Р3, а безработица – до U3. Если инфляция продолжается более длительное время (свыше 5 лет), она может расти, несмотря на высокий уровень безработицы.

Виды инфляции (с точки зрения проявления): открытую инфляцию – имеет место в рыночной эк-ке и развивается по спирали «доходы и цены»; подавленная– скрытая форма инфляции, проявляющаяся в снижении качества продукции, изменение структуры ассортимента, увеличения дефицита в экономике, рост очередей, харак-на для административной эк-кт, проявляется в виде товарного дефицита.

типы инфляции: 1) Ползучая (умеренная), когда цены растут менее, чем на 10% в год, 2) Галопирующая инфляция (от 10 до 200% в год) — Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. 3) гиперинфляция (более 200% в год) — ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой выражает четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она становится практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и рычаги управления не действуют.

Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен, который измеряет соотношение между ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (потребительской корзиной) в текущем и базовом периодах .

Индекс цен в данном периоде = цена потребительской корзины в данном периоде / цена корзины в базовом. (*100%)

Темп инфляции: (индекс цен потреб. корзины отчетного года – индекс цен потр. корзины базисного года)/ индекс потреб. корзины базисного года * 100 %

Правило «семьдесят» показывает, через сколько лет уровень инфляции увеличится в 2 раза.

= 70 / Индекс инфляции, где — кол-во лет, необходимых для удвоения существующего уровня инфляции.

Последствияинфляции:

Невысокие темпы инфляции способствуют оживлению эк-ки, росту прибыли, будет способствовать бллагоприятной рыночной коньюктуре.

Высокая инф-ция приводит: — к обесцениванию сбережений населения, — усилению социальной напряженности, — к утрате стимулов к накоплению, — усилению диспропорций в развитии эк-ки, — замедлению обновления произ-ва, — искажению структуры потребительского спроса, — падению курса национальной валюты, — увеличение стабильности иностранной валюты.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Бурлакова М.В. Способы воздействия государства на рынок / М.В. Бурлакова, М.Н. Гигаури // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 11-13.

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОК

М.В. Бурлакова , студент

М.Н. Гигаури , студент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г . Владивосток)

Аннотация. Государства могут быть самыми влиятельными фигурами в финансовом мире. Также государство оказывает огромное влияние на рынок с помощью таких немал о важных инструментов регулирования, как процентная ставка и денежная политика. Рег у лируя процентные ставки, государство может сделать деньги для капитальных вложений или кредитов более или менее доступными. Этот контроль также оказывает косвенное влияние на инфляцию и безработицу.

Ключевые слова: государство, политика, инфляция, процентная ставка, п равовое рег у лирование .

Читать еще:  Состав рынка капиталов

Денежн ая политика

Из всех видов эффективных способов воздействия в арсенале государства самым мощным на сегодняшний день является д е нежная политика . К сожалению, данный способ также самый спорный. Государст во , исходя из политики налогообложения м о жет вести некоторы й контроль ( например , взыскательного характера) для перемещ е ния капитала между инвестициями путем предоставления преференциального режима или льготного и благоприятного налогового статуса . М униципальные государственные облигации от этого только в выи грыше . В целом, многие государства склонны идти на большие, радикальные перемены путем и з менения ландшафта денежного рынка.

Государства являются единственными органами, которые могут легально созд а вать свои соответствующие валюты. Им это во многом может сходить с рук, и даже в том, что государства могут « раздува ть » свою валюту. Э то отражается в виде кра т косрочного экономичес кого импульс а. Так, компании берут более высокую плату за свою продукцию . Т акже этот импульс сп о собствует снижению стоимости государс т венных облигаций, выпущенных в « разд у той » валюте и находящихся в собственн о сти инвесторов.

Завышенные деньги дают многим почу в ствовать себя хорошо на некоторое время, особенно инвесторам, которые видят в этом корпоративные прибыли и взлет цен на а к ции, но при долгосрочном воздействии да н ное явление способствует лишь падению стоимости по всем направлениям. Сбереж е ния теряют в себестоимости, что несет н е поправимые потери для вкладчиков и пок у пателей облигаций. Для должников, наоб о рот, это хорошая новость, так как им прих о дится меньше платить, чтобы погасить до л ги – опять же, это вредит тем людям, кот о рые купили ценные бумаги банков, дела ю щих упор на взимание долгов. Это делает заимствования более заманчивыми, но пр о центные ставки в ближайшее время могут взлететь так , что лишат займы всякой пр и влекательности.

П роцентн ая ставк а

Процентные ставки являются еще одним популярным «оружием», несмотря на то, что они часто используются для против о действия инфляции. Все потому, что пр о центные ставки могут стимулировать эк о номику отдельно от инфляции. Снижение процентной ставки через Центральный банк, в п ротивоположность её повышению, стимулирует компании и частные лица все больше осуществлять займы и, следов а тельно, совершать больше покупок. К сож а лению, это приводит к надуванию эконом и ческого пузыря, где, в отличие от постепе н ного снижения стоимости вследствие и н фляции, огромные суммы капитала подве р жены разрушению, из-за чего государство решает поступить нижеприведённым обр а зом.

«Спасательный круг» или о казание финансовой помощи

США является хорошим примером стр а ны, которая активно оказывает финансовую помощь . Не секрет, что после финансового кризиса в 2008-2010 годах правительство США активно оказывало финансовую п о мощь по спасению многих отраслей экон о мики, которые оказались в сложной ситу а ции. По правде говоря, этот факт был изве с тен еще до вышеупомянутого кризиса. Кр е дитный кризис 1989 года и обесценивание вкладов были пугающе похожи на сценарий спасения банков 2008 года. Помимо этого, в истории США бывали случаи, когда прав и тельство способствовало сохранени ю неф и нансовых компаний, таких как «Chrysler» (1980), «Penn Central Railroad» (1970) и «Lockheed» (1971). В отличие от прямых инвестиций в рамках программы « Troubled Asset Relief » (TARP), эти «выкупы» пришли в виде кредитных гарантий.

Финансовая помощь государства может искажать рынок изменив правила, чтобы помочь плохо управляемым компаниям в ы жить в условиях кризис а . Часто случается так , что оказание финансовой помощи м о жет навредить акционерам «спасаемой» компании, в том числе и ее кредиторам. При нормальных рыночных условиях данные фирмы предпочли бы выйти из бизнеса, а свои активы могли бы продать более эффе к тивным компаниям, чтобы расплатиться по счетам с кредиторами, и если возможно, то и с держателями акций. К счастью госуда р ство использует свою мощь, чтобы защ и тить наиболее системно значимые отрасли, к примеру, банки, страховые компании, авиакомпании и производителей автомоб и лей.

Правовое регулирование и налогоо б ложение

Деловой мир редко жалуется на предо с тавление «спасательных кругов» и преф е ренциального режима для определенных отраслей промышленности, возможно, п о тому, что многие компании полны надежды заполучить их сами. Когда же речь заходят о законе и налогах, многие предпринимат е ли начинают выражать недовольство, и это не с проста. Потому что никакие субсидии и таможенные тарифы не смогут возместить то, что будет «отнято» за счет правового и налогового у регулирования.

Ли Якокка был генеральным директором «Chrysler» когда получал от государства свой первый «спасательный круг». В своей книге « Якокка : Автобиография», Якокка упоминает о высоких затрат ах, связанных с постоянно увеличивающимся количеством новых закон ов о безопасности. Данный факт послужил в качестве одной из главных причин «Chrysler» о необходимости пол у чения государственной финансовой пом о щи. Данную тенденцию можно увидеть во многих отраслях промышленности. Из-за увеличения контроля в плане правового урегулирования со стороны государства м а лые поставщики вытесняются с рынка крупными компаниями, для которых треб о вания не столь ощутимы, в силу их ма с штабности.

Высокие налоги на прибыль от доходов корпораций также имеют не самый благ о приятный эффект, например, что они могут являться серьезным препятствием для ра з вития многих зарубежных компаний и, сл е довательно, делать экономику конкретной страны малопривлекательной . Благодаря этому, многие государства с менее требов а тельной налоговой системой могут перем а нивать компании и предприятия (это отн о ситься к более мобильным сферам прои з водства) у своих стран-соседей.

С помощью правового регулирования, установления таможенных тарифов или же «печатного станка» государства могут н а правлять «ударную волну» по всему миру, разорять компании и даже целые отрасли. По этой причине многие инвесторы счит а ют , что законодательная система какой-либо страны представляет собой риск , как один из самых важных фактор ов при оценке рынка этой страны . В зависимости от того, как государство примет во внимание вопр о сы о регулировании рынка на деле покажет эффективность данной страны , и при н е удачной стратегии есть риск потерять гр о мадные ин вестиции.

1. Нассим Таллеб « Одураченные случайностью. Скрытая роль шанса на рынках и в жи з ни».

Читать еще:  Рынок производителей пример

2. Джесси Ливермор «Торговля Акциями. Классическая формула тайминга , управления капиталом и эмоциями».

3. Владимир Твардовский , Сергей Парши ков «Секреты биржевой торговли» .

4. Дидье Сорнетте «Как предсказывать крахи финансовых рынков. Критические события в сложных финансовых системах».

WAYS OF STATE INFLUENCE ON THE MARKET

M.V. Burlakova , student

M.N. Gigauri , student

Far Eastern federal university

Abstract. Governments can be the most influential figures in the financial world. Also, the state has a huge impact on the market with the help of such important regulatory tools such as interest rate and monetary policy. By adjusting the interest rates, the government can make money for cap i tal investments or loans more or less accessible. This control also has an indirect impact on infl a tion and unemployment.

Keywords: government, policy, inflation, interest rates, l egal regulation.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

ОТВЕТ

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, ценадля покупателей повысится с Р — до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР — . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP — , а взнос покупателей – P + ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р — будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР1; а взнос продавцов – P1CBP — . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P1(рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р — , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QЕ. В первом случае будет продано Q?q единиц блага, во втором – Q?s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector