Издержки налогообложения субъектов рынка
Экономические субъекты рыночной экономики
К субъектам принято относить основные действующие лица при принятии решений, либо лица, осуществляющие деятельность. К объекту относим то, на что направлены действия субъектов с целью изменения их состояния.
Субъекты рыночной экономики – понятие
Рыночной называют такую модель экономического развития, которой присущи свобода частной собственности, конкуренция между производителями, свободный доступ для входа в отрасль, децентрализация и отсутствие монополии государства как главного регулятора. Субъекты рыночной экономики (СРЭ) осуществляют экономическую деятельность, планируют и организовывают процесс производства и принимают решения.
К субъектам относят:
Домохозяйства как субъект рыночной экономики
Данный субъект предполагает объединение физических лиц, проживающих вместе и совместно принимающих бюджет и решения о его формировании. Данному СРЭ присущи следующие признаки:
- принятие общих решений субъектов, вне зависимости от количества входящих в него членов;
- каждый из данных субъектов наделен определенными ресурсами и самостоятельно ими распоряжается: продает, потребляет;
- целью деятельности данного субъекта не является получение дохода. Каждое домохозяйство имеет перечень своих потребностей и имеет в распоряжении ресурсы, а цель его – распорядиться этим так, чтобы максимально полезно использовать ресурсы для закрытия своих потребностей.
Организация как субъект рыночной экономики
Любая организация существует с целью получения максимального дохода в рыночной экономике. Организация занимается производством продукции, которую затем реализует, и разница между издержками производства и стоимостью, по которой реализован товар, и является доходом организации. В своей деятельности организация использует ресурсы, представленные домохозяйствами.
За счет платы за ресурс домохозяйство удовлетворяет свои потребности. Организации же после покупки ресурсов производят товар, который реализуется для потребителя. Причем, домохозяйство и является уже потребителем готового продукта. А организация за счет полученного дохода покупает дополнительное количество ресурса.
Совокупность действий субъектов организовывает денежный поток. При построении денежного потока, исходим из того, что все СРЭ действуют рационально, то есть их действия направлены на получение наилучшего результата с учетом действующих ограничений.
Государство как субъект рыночной экономики
В рыночной модели экономического развития государству представлена особая роль: оно не выступает жестким регулятором и ценообразователем, как при административной модели. Оно обеспечивает контрольную функцию с помощью действий государственных органов управления. Также государство может выступать краткосрочно регулятором в случае резкой дестабилизации экономической системы при колебаниях рынка.
Государство ответственно за общественно полезные блага, сферы и отрасли, неприбыльные для частного бизнеса.
На государство возлагаются такие функции, как:
- обеспечение правового поля для функционирования всех субъектов в экономической системе;
- эмиссия денежных средств;
- проведение налоговой и фискальной политики;
- создание антимонопольного законодательства, контроль за деятельностью монополий;
- общественно полезные блага: доступность, производство;
- внешнеэкономическая политика;
- обеспечение безопасной среды функционирования всех субъектов.
Согласно теоретической модели рыночной экономики, для того, чтобы государство не выступало регулятором, следует:
- Законодательно выделить, закрепить и обеспечить четкое соблюдение, контроль за неприкосновенностью права собственности.
- При четком выделении права собственности отказов рынка не возникает ни в каких областях.
- Первоочередное значение следует придавать транзакционным издержкам.
- Вмешательство государства имеет смысл, только если ожидаемая польза от вмешательства будет больше понесенных затрат.
Также данная модель четко выделяет общественные блага, за которые субъект не платит напрямую, но все равно потребляет: безопасность, госуправление и прочие. При этом, для покрытия издержек на их создание, существует система налогообложения.
Воздействие налога на субъектов рынка
ВЫВОД. Административное установление цен выше или ниже равновесной цены приводит к экономическим потерям общества (продается меньше товара, чем хотели бы продавцы, или покупается меньше, чем хотели бы приобрести покупатели).
Равновесная цена — инструмент распределения ресурсов.
Последствия установления неравновесных цен
Автоматическое формирование равновесной цены способствует перераспределению ресурсов и других экономических благ из отраслей с низкими ценами в отрасли с более высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют о редкости благ, о стремлении к более рациональной их использованию, о необходимости расширения их производства. В конечном счете в экономике происходит уравновешивание цен, благодаря чему имеет место эффективное распределений экономических благ, при котором редкие блага не рассчитываются впустую.
Люди не всегда считают, что рыночные (равновесные) цены оптимальны . Поэтому иногда государство, преследуя те или иные социальные цели, может идти на установление максимальных («цена поддержки») или минимальных («цена пола») цен, по которым производителям надлежит продавать свою продукцию. Однако административное установление цен и контроль за ними нарушают функционирование рыночного механизма, и в результате общество несет потери. Так, в случае установления рыночных цен выше равновесных образуется излишек товара: установленная цена не позволяет поставщика», продать все, что они хотели, и эта ситуация называется избыточным предложением. В случае установления цен ниже равновесных спрос на товар превышает предложение и на рынке складывается ситуация дефицита: покупатели не могут купить то количество товара, которое они желали бы при текущей цене. В конечном счете им приходится простаивать в длинных очередях, тратить время на поиски товара, что ведет к росту альтернативных издержек и фактически увеличивает цену покупаемого товара.
Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие налогов, которые устанавливаются для производителей товаров. Существует огромное число таких налогов: на фонд заработке платы, на прибыль, на добавленную стоимость, на продукцию с оборота и т. д.
Анализ воздействия налога на равновесие достаточно прост. Рассматривается экономическое равновесие до и после изменения в налогообложении, а полученные различия позволяют определить характер влияния налога. Становится видно, чей доход и на сколько вырос или упал, что случилось с ценами и уровне производства на рынках тех или иных товаров.
Рассмотрим влияние на рыночное равновесие потов налогов.К этой группе относится, в частности, акцизный (рис. 4-2).
Пусть первоначальное положение на рынке какого-то характеризуется взаимодействием кривой спроса D и к предложения S, формирующих равновесную цену РЕ и равновесный объем QЕ. Допустим, что правительство вводит налоги на данный товар в сумме T руб., на каждую его единицу.
|
|
|
|
![]() |
|
|
P
![]() |
|
|
|
|
![]() |
Рис. 4-2.Изменение рыночного равновесия под влиянием потоварного налога
Введение налога вызовет параллельный сдвиг кривой предложения S вверх на величину Т. Это произойдет вследствие того, что ранее производители согласны были предложить QЕ количество товара при цене РЕ, теперь же они согласятся предложить то же количество товара в том случае, если цена будет на Tруб., выше прежней РЕ.
В результате производителям достанется выручка от прежней цены РЕ, а излишек продажной цены, равный величине налога Т, пойдет государству. Так произойдет с каждой точкой кривой предложения S, поэтому вся она сместится вверх в положение S.. Заметим при этом, что налог не изменяет количество, которое покупатели желают приобрести при любой данной Цене, и это, следовательно, не сдвигает кривую ^.
Новое состояние рынка характеризуется величинами Q1, P1, P2.
На графике видно, что объем Q1 меньше прежнего QЕ, цена P1, которую платит покупатель, окажется выше первоначальной равновесной цены РЕ, цена Р2, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Разница между ценами Р1 и Р2 достается государству в виде налога.
ВЫВОД. В результате введения потоварного налога сокращается объем как производства, так и потребления. Кроме того, покупатели платят более высокую цену, а продавцу получают более низкую по сравнению с первоначальной равновесной ценой. Это означает, что налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов.
4. Эффективность рынков: излишек потребителя и излишек производителя
Мы выяснили, что как административное установление цен, ч и налоговое регул
ирование рынка приводят к общественным потерям и ухудшают экономическое благосостояние потребив лей и продавцов. Теперь рассмотрим результаты свободная рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрею» общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами Мерой такой выгоды служат понятия излишка потребителя, излишка производителя, введенные в экономическую теории английским экономистом А. Маршаллом.
На рис. 4-3 изображена модель частичного рыночного равновесия, сложившегося на рынке конкретного товара, например велосипедов.
Предположим, что равновесная цена РЕ равна 100 долл., равновесный объем — 5 единиц. Из кривой цены спроса видно, что при цене 180 долл. объем спроса составит 1 единицу. Это означает, что один из покупателей имеет такой доход, который позволяет ему заплатить за велосипед 180 долл. С точки зрения микроэкономики данная сумма — его цена спроса. Она свидетельствует о том, что этот покупатель ради приобретения велосипеда за 180 долл. согласен пожертвовать другими товаром на такую же сумму. Однако на самом деле он отдает за велосипед только 100 долл., т. е. жертвует другими товарами ли эту сумму. В результате чистая выгода, или излишек, получаемый потребителем от покупки велосипеда за 100 долл., сое (180-100) = 80 долл.
Далее мы видим, что при цене 160 долл. за велосипед объем спроса составит 2 единицы. Следовательно, какой-то другой потребитель готов уплатить за велосипед 160 долл. (это его цена спроса), но фактически он купит товар по его рыночной цене 100 долл. Следовательно, его излишек составит (160 — 100) = 60 долл.
Для третьего потребителя излишек составит 40 долл., для четвертого — 20 долл. Пятый же потребитель выходит на рынок с ценой спроса 100 долл., которая совпадает с рыночной ценой, поэтому он не получает никакого излишка. Заметим, что при этом он ничего и не теряет.
ВЫВОД. Общий излишек, получаемый всеми пятью покупателями, составит: 80 + 60 + 40 + 20 + 0 = 200 долл. Графически величина этого излишка равна площади заштрихованной ступенчатой фигуры. Очевидно, что при большом числе покупателей и при большом объеме продаж величина излишка будет совпадать с площадью треугольника АРЕЕ.
Излишек потребителя — это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся равновесия.
![]() |
|
|
Р,
|
долл.
![]() |
|
20
0 1 2 3 4 5 Q,ед.
Рис. 4-4. Излишек производителя
Рассмотрим понятие «излишек производителя» (рис. 4-4).
На рис. 4-4 изображена кривая предложения 5, которая показывает, что один производитель согласен продать велосипед по 20 долл., два производителя — по 40 долл., три — по 60 дол; четыре — по 80 долл. Фактически же все пять велосипедов будут проданы по 100 долл. каждый. Общий излишек производителелей составит:
(100 — 20) + (100 — 40) + (100 — 60) + (100 — 80) + (100 — 100) = = 80 + 60 + 40 + 20 + 0 = 200 долл.
Графически величина этого излишка равна площади заштрихованной ступенчатой фигуры ВРЕЕ.
ВЫВОД. Излишек, получаемый производителями, представляет собой разницу между рыночной ценой, которую он получили за свой товар, и теми ценами, по которым он готовы были продать свой товар.
Сумма излишков потребителей и производителей, изображенная на рис. 4-5 в виде двух треугольников, характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия. Она иллюстрирует важное экономическое явление: цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовать свои действия и прийти к компромиссу. На рынке совокупность индивидуальных решений продавцов и покупателей получает признание. При этом условия торговли корректируются до тех пор, пока эта совокупность не станет внутренне согласованной, т. е. пока спрос не будет уравновешен предложением. А главное — конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обеих сторон рыночного отношения.
|
P
Излишек потребителей
![]() ![]() |
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 4-5. Общественная выгода от рыночного равновесия
Таким образом, благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали больше и дороже, чем готовы были. Результат такого процесса оценивается в экономической теории понятием «эффективность по Парето», получившим название по имени итальянского экономиста В. Парето(1848—1923).Считается, что точка равновесия на конкурентном рынке эффективна по Парето, поскольку при иных условиях становится возможным улучшение благосостояния одних участников обмена без ущерба для других.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9248 — | 7445 —
или читать все.
Издержки налогообложения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:52, реферат
Краткое описание
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государственными и местными органами власти с предприятий, предпринимателей, населения (с физических и юридических лиц). Различные виды налогов и методы их исчисления составляют налоговую систему. Правительство каждой страны законодательно устанавливает какие, в каком размере и в какой форме налоги взимаются с физических и юридических лиц.
Содержание работы
1.Введение
2.Функции налогообложения
3.Способы взимания налогов
4.Состав единой системы налогообложения в РФ
5.Система принципов налогообложения
6.Заключение
7.Список используемой литературы
Содержимое работы — 1 файл
Издержки налогообложения.doc
Министерство образования и науки
механики и оптики».
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: «Издержки налогообложения»
Выполнила: Макарова Ксения Эдуардовна (группа 1080)
Проверила: Гарайбех Юлия Александровна
Санкт Петербург 2009
- Введение
- Функции налогообложения
- Способы взимания налогов
- Состав единой системы налогообложения в РФ
- Система принципов налогообложения
- Заключение
- Список используемой литературы
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государственными и местными органами власти с предприятий, предпринимателей, населения (с физических и юридических лиц).
Различные виды налогов и методы их исчисления составляют налоговую систему. Правительство каждой страны законодательно устанавливает какие, в каком размере и в какой форме налоги взимаются с физических и юридических лиц.
1) объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению;
2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога — т.е. доход, из которого выплачивается налог;
4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Величина налога зависит от суммы, облагаемой налогом, и налоговой ставки, то есть процента, который составляет налог в облагаемой сумме. Налоговая ставка может не зависеть от облагаемой суммы или изменяться в зависимости от этой суммы. Если налоговая ставка растет, то налог называют прогрессивным, если не растет – пропорциональным. В ряде случаев законодательные органы или правительство принимают решение об освобождении определенных категорий людей, предприятий, отдельных видов деятельности от налогов или об уменьшении налоговых ставок. Такое налогообложение принято называть льготным.
В практике налогообложения используются следующие формы льгот:
- Налоговый кредит. Это вычет из суммы рассчитанного налога. Например, в Украине при расчете налога на прибыль предприятия из суммы рассчитанного налога вычитается сумма налога, уплаченного предприятием при выплате дивидендов.
- Необлагаемый налогом минимум доходов. Чаще всего применяется при налогообложении личных доходов, когда из суммы валовых доходов граждан вычитается законодательно установленная сумма, которая не облагается налогом. Таким образом защищаются интересы граждан с низкими доходами.
- Исключения из объектов налогообложения. Чаще всего это часть дохода, прибыли или других объектов налогообложения, направленных на цели, в реализации которых заинтересовано государство. Например, законодательство некоторых стран разрешает исключать из облагаемого налогом дохода расходы предприятий на природоохранные мероприятия.
- Освобождение отдельных плательщиков от уплаты налога. Поскольку освобождение от налогообложения равноценно выплатам из бюджета, то государство таким образом повышает реальные доходы отдельных субъектов. Например, согласно законодательству Украины, от всех видов налогов освобождаются инвалиды ВОВ.
- Снижение налоговых ставок. Например, в Украине по сниженной ставке облагается налогом прибыль, полученная от продажи инновационного продукта собственного производства.
- Ускоренная амортизация основных средств. Поскольку амортизационные отчисления вычитаются и валового дохода при определении прибыли до налогообложения, то ускоренные темпы амортизационных списаний позволяют уменьшить налоги предприятий. Особенно это важно в условиях высоких темпов инфляции.
Налоговые льготы позволяют создавать налоговую систему, которая бы в большей степени выполняла регулирующую функцию. Но сейчас большинство ученых придерживаются той точки зрения, что налоговое бремя лучше уменьшать за счет общего снижения налоговых ставок, а не специальных льгот, так как последние создают неравные условия для конкуренции. Особенно нежелательными считаются личные льготы.
Налоги взимаются не только с целью пополнить казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров. Такая политика правительства называется налоговой.
В целом налоговая система представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой – не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой системой ряда принципов( 1 Затраты Государства на реализацию налогообложения должны быть настолько малы, насколько это возможно; 2 Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки; 3 Уплата налогов не должна ущемлять экономическую активность налогоплательщика).
Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.
1. Фискальная функция налогообложения
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
2. Распределительная (социальная) функция налогообложения
Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними». Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
3. Регулирующая функция налогообложения
Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Состоит из 3 подфункций: Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов; Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики; Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.
4. Контрольная функция налогообложения
Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.
5. Поощрительная функция налогообложения
данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.
Способы взимания налогов:
- Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
- На основе Декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
- У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сyммy налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Сyществyют два вида налоговой системы: частичная и глобальная. В частичной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных частей могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Состав единой системы налогообложения в РФ:
Введенная с 1 января 1992 года новая налоговая система Российской Федерации включает 4 группы налогов:
1. Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;
2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
4. Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.
К общегосударственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся: 1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы. 3. Подоходный налог с банков. 4. Подоходный налог со страховой деятельности. 5. Налог с биржевой деятельности. 6. Налог на операции с ценными бумагами. 7. Таможенная пошлина. 8. Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий. 9. Подоходный налог с физических лиц. 10. Налоги и платежи за использование природных ресурсов. 11. Налоги на транспортные средства. 12. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.
К республиканским налогам и налогам национально- государственным и административно- территориальных образований относятся: 1. Налог на имущество предприятий. 2. Лесной доход. 3. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.
К местным налогам и сборам относятся: 1. Налог на имущество физических лиц. 2. Земельный налог. 3. Сбор за право торговли. 4. Налог на рекламу (до 5% от стоимости yслyг по рекламе) 5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. 6. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками. 7. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. 8. Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0.1% от суммы сделки) и др.
Система принципов налогообложения:
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: