Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фз о рынке цб действующая редакция

Вопрос 10. Закон РФ «О рынке ценных бумаг». Общая характеристика.

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. N 39-ФЗ — первый российский закон о ценных бумагах.

В данном Законе даются основные определения ценных бумаг, а также указываются их виды.

В Законе содержатся понятия и признаки эмиссионной ценной бумаги, акции и облигации. Определяются такие виды ценных бумаг, как именные эмиссионные ценные бумаги, ценные бумаги на предъявителя, документарные и бездокументарные формы эмиссионных ценных бумаг.

В настоящем Законе также даются понятия выпуска и дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В настоящем Законе определен широкий круг лиц — субъектов отношений в сфере эмиссии, размещения, обращения ценных бумаг. К таковым относятся эмитенты, владельцы ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, финансовые консультанты на рынке ценных бумаг, добросовестные приобретатели ценных бумаг.

В Законе установлен запрет на деятельность участников рынка без лицензии, на выпуск и обращение суррогатов ценных бумаг, почти целый раздел посвящен ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах.

Один из принципов, закрепленных в Законе — сочетание вертикально-властного государственного регулирования с саморегулированием. Саморегулируемые организации (СРО) получают блок полномочий и законный статус, а единая государственная политика на фондовом рынке обеспечивается концентрацией полномочий в этой сфере в одном органе — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), при этом ряд функций сохраняется за Банком России (банковские операции с ценными бумагами). Комиссия подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, и этот факт свидетельствует о той значимости, которая придается фондовому рынку в экономике.

В Законе положено начало установлению ответственности за использование служебной информации, а также выделена информация на РЦБ как система отношений. В этом направлении важно то, что теперь каждый эмитент обязан публиковать сведения о фактах своей деятельности, способных влиять на курс его ценных бумаг.

Таким образом, Закон вносит упорядоченность и стабильность на рынке, без которых его интенсивное и качественное развитие практически невозможно.

Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также определяет особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Выделяются две группы правоотношений. В первую группу входят правоотношения, связанные с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг. Нормы Закона не распространяются на иные ценные бумаги, поэтому сфера действия Закона несколько уже, чем кажется на первый взгляд из его названия.

Вторая группа правоотношений, регулируемых данным Законом, находится в рамках деятельности профессиональных участников РЦБ. Требования, установленные Законом также распространяются на всех участников независимо от типа ценных бумаг, с которыми они работают. Даже если эмитент и владелец эмиссионных ценных бумаг не являются профессиональными участниками рынка, для них в Законе установлен ряд требований (раскрытие информации о ценных бумагах, например). Одновременно они подпадают под действие Закона, поскольку вступают в отношения «по поводу» эмиссионных ценных бумаг. Субъектный состав, таким образом, расширяется и охватывает не только профессиональных участников РЦБ.

Законом определяется вид профессиональной деятельности и на основание этого дается определение понятия «профессиональный участник» как субъекта, осуществляющего этот вид деятельности. Фактически устанавливается правовая база под виды деятельности, реально сложившиеся на фондовом рынке. Всего выделено семь видов деятельности: брокерская, дилерская, депозитарная, по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по организации торговли. Такой вид деятельности, как консультационная деятельность, в Законе отсутствует.

В Законе допускается совмещение разных видов деятельности на РЦБ, за исключением двух случаев: деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг является исключительной и совмещать ее с другими видами профессиональной деятельности на РЦБ нельзя; организатор торговли — фондовая биржа может заниматься дополнительно лишь двумя видами деятельности: депозитарной и клиринговой.

Дополнительные ограничения на совмещение видов деятельности могут быть установлены Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель и имеющее соответствующую лицензию, может осуществлять три вида деятельности: брокерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, а также деятельность по организации торговли (кроме фондовой биржи). Юридическое лицо вправе заниматься любым видом профессиональной деятельности с учетом ограничений по совмещению. ценный бумага рынок законодательство

Насколько Закон станет действительно работающим, зависит от того, как будет проходить процесс принятия документов, как регламентирующих процедурные вопросы, так и устанавливающих конкретные санкции. Для регулирования ответственности участников рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах Закон традиционно прямых санкций за его нарушение не устанавливает, нормы в подавляющем большинстве случаев являются бланкетными, в которых происходит отсылка к гражданскому, административному, уголовному законодательству. Учитывая российскую практику правопримерения, а также неповоротливость судебной системы, вряд ли можно предположить, что схема, предлагаемая в Законе, будет работать.

Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. №185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №185-ФЗ) внесены существенные, в некоторых случаях концептуальные, изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон). Изменения во многом учли опыт практики применения прежних редакций закона и затронули все его основные разделы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Последние изменения в ФЗ «О рынке ценных бумаг» в 2020 году + актуальная редакция закона

15 августа 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели. Переход отечественной экономики от госплана к рынку стал основой для внедрения многих, до этого не известных стране хозяйственных институтов. Появилась потребность в нормах, регулирующих товарно-денежные отношения при свободной торговле и частной собственности.

Одним из неотъемлемых элементов новой системы хозяйствования стал рынок ценных бумаг (РЦБ).

Принятие в 1996 г. ФЗ о рынке ценных бумаг ознаменовало наступление нового периода не только в экономике, но и в жизни каждого гражданина страны. Рассмотрю основные положения данного закона и наиболее важные, вступившие в силу изменения.

Коротко о законе

ФЗ «О рынке ценных бумаг» или 39 ФЗ был принят 22 апреля 1996 г. Это первая в истории современной России норма права, содержащая понятия основных видов ценных бумаг, а также определяющая правила их эмиссии и обращения.

Кроме этого, именно здесь вводятся понятия профессионального участника рынка ценных бумаг, финансового консультанта, брокерской организации и дилингового центра. Особое внимание в тексте нормы уделено характеристике общественных отношений, возникающих на этом рынке, субъектов этих отношений и их ответственности за неправомерные деяния.

Важными являются запреты, устанавливаемые законом на безлицензионную деятельность на рынке ценных бумаг, нарушения самого нормативного акта, создание/оборот суррогатов ценных бумаг, использование служебных возможностей с целью собственной выгоды.

В целом данный акт стал гарантом порядка и стабильности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации.

Последние изменения в Федеральном Законе

С начальной редакции закона прошло более 20 лет. За это время вышло более 27 новых редакционных версий, основанных на принятии более чем 70 норм, в той или иной мере затрагивающих и изменяющих правоотношения на рынке ценных бумаг.

Рассмотрю последние вступившие в силу изменения.

21 декабря 2018 г. были введены в действие принятые ранее в 397 ФЗ от 20.12.2017 г. изменения в ФЗ «О РЦБ», касающиеся главным образом профессиональных участников. Теперь к данной категории также отнесены и инвестиционные советники (консультанты).

Под инвестиционным консультированием законодатель понимает сервис в виде индивидуальных консультации и рекомендаций по заключению сделок купли/продажи ценных бумаг. Такая деятельность теперь производится на основании заключения договора.

Статус инвестиционного советника смогут приобрести юр. лица и ИП ― члены саморегулируемой организации. Банком России будет вестись единый реестр данных субъектов.

На законодательном уровне теперь четко определена форма оказания такой услуги. Клиент, заключивший с советником договор, получает в результате индивидуальную инвестиционную рекомендацию. Она имеет строго установленную Банком РФ форму и может предоставляться как в письменной форме, так и посредством компьютерных программ, через интернет и аналоги. Программы для передачи таких рекомендаций также должны быть аккредитованы Банком России.

Изменения от 21.12.2018 г. вводят определенные требования и к поведению клиента советника. Так, он должен перед использованием услуги сформировать свой персональный инвестиционный профиль, состоящий из следующей информации:

  • желаемая доходность от операций на РЦБ;
  • предполагаемый инвестиционный период;
  • размер допустимых для клиента убытков, при проведении операций.

В случае предоставления клиентом недостоверных данных советник освобождается от ответственности за предоставление некачественной услуги.

Если же клиент вовсе отказался предоставлять инвестиционному советнику такие данные, последний не вправе оказывать услугу.

Краткий обзор основных изменений в части эмиссии ценных бумаг

Как выше было сказано, в 2018 г. были приняты значительные изменения ФЗ «О РЦБ» в части эмиссии ценных бумаг и сопутствующих этой процессов.

Рассмотрю кратко основные новеллы, вносимые в законодательство изменениями от 24.01.2018 г.

Ключевые вопросы, затронутые законопроектом

Прежде всего, следует обратить внимание, что законодатель решил передать частично полномочия Банка России специализированным участникам РЦБ. В частности — теперь регистрацией будут заниматься депозитарии, регистраторы и сами биржи.

В нововведениях также предпринята попытка упростить эмиссию. В частности — для отдельных видов активов отменены частично корпоративные процедуры, увеличены полномочия, касающиеся выпуска различных категорий облигаций, введен электронный документооборот, обозначена возможность подписать эмиссионные документы на праве представительства и доверенности.

Также претерпели изменение основные подходы раскрытия информации. Теперь речь идет о принципе пропорционального регулирования для эмитентов. Теоретически это должно облегчить и удешевить процедуру предоставления данных малыми компаниями, сделать более прозрачными крупные корпорации.

В итоге изменения позволили существенно сократить число случаев, когда перед выпуском необходима регистрация проспекта.

Общие вопросы

Среди общих вопросов, затронутых изменениями, следует выделить устранение разделения ЦБ на документарные/бездокументарные, именные/на предъявителя.

Поэтому из ФЗ было изъято понятие сертификата, который свидетельствовал о праве владения эмиссионными ценными бумагами. Теперь данное право владения будет закрепляться записями на лицевых счетах в реестре, по счетам депо у депозитариев.

Изменениями предполагается введение в употребление термина «регистрирующей организации» и исключение оборота «присвоение выпуску идентификационного номера». Так, процесс регистрации выпуска Банком РФ будет именоваться «государственной регистрацией», а иным регистратором — «регистрация».

К особенностям регистрации на рынке ценных бумаг «по-новому» следует отнести:

  • регистрация будет осуществляться на основании заключения соответствующего соглашения с регистратором;
  • регистратор наделен правом создавать иные документы и регистрационные формы, вводить дополнительные основания отказа в регистрации;
  • регистратор наделяется правом отказывать в регистрации без объявления причин;
  • если отказано в регистрации регистратором эмитент вправе обратиться в гос. органы для регистрации.

Эмиссия акций

Преобразования в данной отрасли регулирования затронули не только ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., но и ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.

Эмиссия облигаций

Что же касается облигаций, законодателем устраняется обязанность утвердить решение о выпуске, остается только обязанность подписания.

Устранен дубль в условиях эмиссии, что присутствовали в решениях по выпуску и в проспекте.

Также отменено требование к предельным срокам по размещению, которые ранее составляли 12 месяцев с момента регистрации выпуска. Однако если по размещению таких облигаций имеется проспект, то осуществить выпуск необходимо в период до 1 года со дня регистрации проспекта, в ином случае придется регистрировать новый проспект.

Как уже было отмечено, в 2018 году стал возможным для всех компаний без исключения выпуск облигаций, не имеющих срока погашения.

Для повышения безопасности их оборота вводятся в действие нижеприведенные условия работы:

  • данный вид облигаций неконвертируемый;
  • их выпуск подлежит исключительно государственной регистрации;
  • владельцы подобных облигаций не имеют права требовать досрочного погашения;
  • при банкротстве требования владельцев бессрочных облигаций подлежат удовлетворению в последнюю очередь;
  • к эмитенту данных облигаций предъявляются более строгие требования надежности.

Раскрытие информации

Изменения по вопросам предоставления информационных данных коснулись и ст. 30 ФЗ «О РЦБ», а именно пересмотрен сам порядок их раскрытия информации. Вводится несколько требований к форме раскрытия информации:

  • проспект ценных бумаг;
  • бухгалтерская отчетность;
  • отчет эмитента;
  • сообщения о существенных фактах.

При этом нововведения освободили ипотечных агентов и специализированные общества от обязанности предоставления информации в виде финансовой отчетности.

Проспект ценных бумаг

Новеллы коснулись и части пунктов проспекта ценных бумаг. Из содержания исключена информация об алгоритме размещения ценных бумаг. Обновились в большую сторону условия, когда существует возможность выпуска вообще создания проспекта.

Снято ограничение в пятьсот участников подписки, увеличены лимиты средств, что привлекаются эмитентом при размещении, расширены объемы фондов, которые имеет возможность привлечь эмитент, занимаясь размещением на рынке ценных бумаг.

Сообщения о существенных фактах

В связи со справедливо приведенной законодателем статистикой, что вся раскрываемая эмитентом информация о существенных фактах, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг, это всего 1% от всех событий, было принято решение об исключении перечня фактов, которые необходимо отражать как существенные.

Вместо утратившего легитимность перечня, характер такой информации теперь будет устанавливаться Банком России.

Вступление в силу

Несмотря на принятие 27 декабря 2018 г. закона, вносящего рассмотренные изменения, большинство его положений приобретут свою законную силу только 1 января 2020 г.

У участников рынка ценных бумаг будет время для приведения своей деятельности и документации в соответствие новым требованиям.

Где можно посмотреть актуальную версию

Достаточно старым, но проверенным источником, где всегда будет размещена последняя редакция любого закона (и о рынке ценных бумаг — в том числе), являются государственные издания «Собрание законодательства РФ», «Российская газета», «Парламентская газета».

В то же время современные технологии могут значительно облегчить поиск любого актуального законодательства. Сегодня очень популярны справочно-правовые системы (СПС).

При наличии подключения к интернету с помощью СПС можно за секунды отыскать любое актуальное законодательство со сведениями о внесенных изменениях и с предстоящим принятием поправок в ФЗ о рынке ценных бумаг.

Самыми крупными правовыми базами в русскоязычной сети являются:

  • официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
  • Консультант Плюс (www.consultant.ru);
  • Гарант (www.garant.ru).

Используя ниже размещенную ссылку, возможно ознакомиться с действующей версией ФЗ-39 «О РЦБ» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/).

Заключение

В последнее время можно отметить повышенную активность законодателя в направлении регулирования рынка ценных бумаг.

С одной стороны, частые изменения правил размещения ценных бумаг на рынке усложняют работу всех участников. С другой — нельзя не отметить характер последних вносимых поправок. В перспективе они упростят работу субъектам рыночных отношений в данной отрасли, а также обеспечат нормализацию бизнес-процессов в условиях наложения на эмитентов зарубежных санкций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector