Фрахтовый рынок это
Мировой фрахтовый рынок
Продукция морского транспорта продается и покупается на фрахтовом рынке. Под мировым фрахтовым рынком (рынком тоннажа) понимается рынок морской транспортной продукции. На мировом фрахтовом рынке, с одной стороны, выступают покупатели фрахтователи тоннажа, или грузовладельцы, с другой — судовладельцы, или перевозчики. Особенность этого рынка заключается в том, что грузоотправители и грузополучатели одновременно выступают как продавцы и покупатели товаров (либо заменяют таковых, если речь идет, например, об агентах), а перевозчики, таким образом, служат тем промежуточным звеном между покупателем и продавцом, без которых сама сделка купли-продажи не может быть осуществлена. Объёмы международной торговли в последние полтора десятилетия показывает стабильный рост. Мировой экспорт за это время увеличился в два с половиной раза. Теми же темпами росли показатели мирового импорта. Фрахтовый рынок принято профессионально рассматривать как рынок тоннажа, подразделяя его на рынок сухогрузных судов и рынок танкерного тоннажа. Эта характеристика исходит из типа (тоннажа) судов, что зависит от перевозимых грузов. Вслед за основным делением фрахтовые рынки далее подразделяются по более конкретным типам судов и их размерам. Соответственно принято различать фрахтовый рынок танкеров, сухогрузных судов традиционного типа, обычных танкеров, танкеров-газовозов и т.д. Деление рынка по товарам различает фрахтовый рынок нефти, фрахтовый рынок зерна, сжиженных газов и другие. Деление судоходства по типам сообщений (линейное, трамповое) различает фрахтовые рынки рейсового тоннажа, рынок арендованного тоннажа (тайм — чартера) и другие. В свою очередь тайм-чартер включает суда, фрахтуемые в кратко-, средне — и долгосрочный тайм-чартер. В зависимости от характера собственности на суда и условий конкуренции фрахтовый рынок делится на закрытый и открытый.
Однако из сферы фрахтового рынка выпадают так называемые «закрытые рынки», к которым относятся каботажные перевозки. Законодательство практически всех стран исключает каботажные перевозки из сферы международного обмена, выводя тем самым значительную часть морского судоходства за пределы международного судоходства и, следовательно, за пределы фрахтового рынка. Эти перевозки обычно закрепляются за национальным флотом. Помимо «закрытого рынка» существуют преимущества, которыми национальный флот пользуется во внешнеторговых перевозках, когда часть грузов национального внешнеторгового оборота законодательно или иным легальным порядком закрепляется за национальным флотом. Таким образом, та часть мирового судоходства, относящаяся к международным перевозкам, которая подпадает под ограничительное действие национального законодательства, также уходит из сферы фрахтового рынка. Торгово-промышленное судоходство, осуществляемое транснациональными и прочими крупными компаниями, является по своей географии международным, однако, будучи своего рода внутрифирменным транспортом, не продает свои услуги через фрахтовый рынок, хотя рассчитывается по рыночным ставкам, заимствованным с фрахтового рынка.
Подводя итог примерам изъятиям из сферы мирового фрахтового рынка, можно заметить, что «закрытые рынки» — это не что иное, как особые части мирового судоходства, которые в силу тех или иных причин — экономических, правовых, национальных, международных — организационно обособлены от мирового фрахтового рынка, т.е. не реализуют через него свою продукцию. Очевидно, что они не могут считаться рынками в действительном смысле этого слова. Тем не менее, несмотря на обособленность, можно в ряде случаев заметить связи между закрытыми секторами мирового судоходства и мировым фрахтовым рынком. Связь эта выражается в том, что флот в той мере, в какой он не используется в закрытых областях, поступает на фрахтовый рынок и пополняет объем мирового предложения тоннажа. Кроме того, в областях закрытого судоходства при перевозках грузов в международном сообщении национальный флот нередко в различных формах использует рыночные ставки в качестве основы для формирования собственных ставок тарифов на перевозки грузов. Открытый рынок включает сделки на фрахтование или перевозку по трамповым и линейным судам общего пользования. На этом рынке сделки открыты для конкурентов.
Следующий структурный аспект фрахтового рынка — пространственный.
Мировой рынок делится на следующие сектора:
Североевропейская секция. Включает страны Северной Европы, начиная от северной части России до Португалии, т.е. все порты европейской Северной Атлантики, Белого и. Баренцева морей. Северного и Балтийского морей и Бискайского залива. Это одна из крупнейших секций мирового фрахтового рынка.
Средиземноморская секция. Охватывает страны, расположенные по берегам Средиземного, Черного и Красного морей от Португалии и Касабланки в Атлантике до Адена.
Североамериканская секция. Включает порты США и Канады на Атлантическом побережье, порты на Великих озерах и рек Святого Лаврентия, Мексиканского залива и стран Центральной Америки в Карибском море.
Южноамериканская секция. Охватывает все страны Южной Америки на Атлантическом побережье и в Карибском море.
Тихоокеанские секции (Северной и Южной Америки) соответственно включают все страны Северной, Центральной и Южной Америки на Тихоокеанском побережье.
Индийская секция. Охватывает страны Азии в Тихом океане, в Персидском и Бенгальском заливах (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Пакистан, Индия и Бирма).
Дальневосточная секция. Включает страны Азии в Тихом океане от Камчатки до Малайзии, включая Индонезию, Филиппины и страны Новой Гвинеи.
Австралийская секция включает в себя Новую Зеландию и Океанию.
Африканская секция. Включает порты Западной, Южной и Восточной Африки. В секциях, где возникает нехватка тоннажа, ставки фрахта поднимаются, там, где ощущается избыток судов фрахты понижаются. Для полного понимания фрахтового рынка необходимо остановиться на конъюнктуре фрахтового рынка. Под конъюнктурой фрахтового рынка принято понимать его состояние, которое характеризуется высотой фрахтовых ставок и их динамикой.
Фрахтовые ставки на тоннаж колеблются вокруг цены производства, в отдельные периоды они резко отклоняются от неё. Влияния оказывают значительные несовпадения между предложением и спросом, что является изменением хозяйственной конъюнктуры, складывающихся под воздействием длительных или кратковременных циклических и нециклических факторов. Имеет значение также активность рынка, под которой понимается количество заключаемых сделок. Рост активности нередко бывает предвестником оживления рынка и роста ставок фрахта. Чтобы уверенно ориентироваться в конъюнктуре рынка, правильно оценивать его состояние и тенденцию необходимо ставки рассортировывать по направлениям перевозок, по видам грузов, по их партионности, по условиям сделок. Рассортированные таким образом ставки следует построить в правильные временные ряды. Такой классификации поддаются только ставки фрахта на стабильных грузопотоках с устоявшимися условиями сделок и с использованием судов стандартных размеров.
В качестве обобщенных показателей конъюнктуры фрахтового рынка используются: фрахтовые индексы.
Для формирования индекса в зависимости от широты географического охвата выбираются наиболее представительные и стабильные грузопотоки. Каждому грузопотоку в зависимости от объема перевозок присваивается статистический вес. Далее по ряду соображений выбирается базисный период, с которым в дальнейшем будут сравниваться все последующие показания. В каждом грузопотоке выбирается размерная мода, т.е. наиболее представительная партионность. Все сделки, подобранные по указанным признакам усредняются и образуют базисные ставки по каждому грузопотоку. Для выведения месячных показателей по каждому грузопотоку ежемесячно рассчитываются усреднённые ставки, которые соотносятся в процентном отношении со ставкой базисного периода, что даёт месячные субиндексы. В результате получается среднемесячная базисная ставка, характеризующая уровень ставок в сфере, представленной индексом.
Таким образом, мировой фрахтовый рынок образуется тремя основными подсистемами, имеющими глобальный характер: рынок трампового сухогрузного тоннажа, рынок танкерного тоннажа и рынок линейного тоннажа. Связи между подсистемами сухогрузной трамповой и танкерной по линии рынка совершенно очевидны и непосредственны. Что касается подсистемы линейного тоннажа, то ее специфические, рыночные связи с остальными подсистемами имеют менее очевидный и более опосредствованный характер, причем в последнее время, в связи с всеобъемлющей контейнеризацией в сфере линейных перевозок, становится все более заметной тенденция к большей автономии рынка линейного тоннажа, тенденция к образованию собственной обособленной системы.
Каждая из указанных подсистем в свою очередь имеет в своей структуре многочисленные подсистемы, разделенные между собой границами техническими, экономическими и географическими. Все подсистемы — большие и малые — в большей или меньшей мере взаимодействуют между собой, в результате чего складывается тенденция к выравниванию ставок фрахта во всех подсистемах, тенденция к формированию среднемирового уровня фрахтов, которая является характерной чертой функционирования единого мирового фрахтового рынка.
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
ФРАХТОВЫЙ PЫHOK (англ, freight market), сфера междунар. торговли услугами морского транспорта по перемещению грузов и пассажиров. Эти услуги выступают в различных формах организации перевозок: трампов ые (перевозки грузов судовыми партиями без заранее фиксированных расписаний работы судов), линейные (перевозки грузов мелкими партиями при работе судов по расписанию), пассажирские перевозки (см. Морские линии).
Каждому виду перевозок соответствует свой Ф. р. В зависимости от вида судов, предоставляющих услуги по перемещению грузов, Ф. р. трампового тоннажа разделяется на Ф. р. сухогрузного, нефтеналивного, рефрижераторного тоннажа, газовозов и др. Кроме того, Ф. р. трампового тоннажа подразделяется на отдельные географические секции — р-ны отгрузки осн. массовых грузов: северо-атлантич., южноамер., тихоокеанскую и др. Отд. части и секции Ф. р. отличаются специфическими условиями торговли, однако они тесно взаимосвязаны, образуя в целом единый мировой Ф. р.
На мировом Ф. р. большая часть сделок совершается на фрахтовых биржах. Долгое время для океанского тоннажа центральным Ф. р. был Лондон; это соответствовало доминирующей роли англ, торгового флота в мировом судоходстве. Котировки Лондонской биржи были решающими для остальных местных Ф. р. С кон. 20-х — нач. 30-х гг. 20 в. рост коммерч. флотов США, Норвегии, Греции, Японии, Германии, Италии и др. стран привёл к усилению роли нац. Ф. р. этих стран и к освобождению их от монополии Лондона. В сер. 70-х гг. усилилась роль нац. Ф. р., особенно в Осло (Норвегия), где заключается много сделок на наливные суда, в Пирее и Генуе для Ф. р. Средиземного м., в Нью-Йорке -для фрахтования судов по перевозке угля и зерна и т. п. Однако значение Лондонской фрахтовой биржи по-прежнему велико.
СССР активно участвует в междунар. торговле трансп. услугами на мировом Ф. р. За 1961-70 объём фрахтовых операций возрос примерно в 7 раз. До нач. 60-х гг. СССР в основном фрахтовал суда капиталистич. судовладельцев для перевозки грузов сов. внешней торговли. Быстрый рост мор. торгового флота позволил Сов. Союзу уже в сер. 60-х гг. выступить на мировом Ф. р. в качестве экспортёра трансп. услуг, а в кон. 60-х гг.-войти в число крупнейших судовладельч. держав мира, осуществляющих перевозки грузов на всех осн. мировых торг, путях.
Большой удельный вес в экспорте услуг мор. транспорта СССР занимают перевозки внешнеторг. грузов др. социалистич. стран. С развитием фрахтовых операций по взаимному предоставлению тоннажа и грузов между странами — членами СЭВ к нач. 70-х гг. сформировался мировой социалистич. Ф. р., на к-ром, в отличие от мирового капиталистич. Ф. р., где господствуют законы анархии произ-ва и обмена с резкими колебаниями конъюнктуры, конкуренцией, всё большее развитие получает система планомерного развития перевозок и фрахтования, способствующая утверждению стабильных и долгосрочных отношений (см. также статьи Внешняя торговля. Мировой капиталистический рынок, Мировой социалистический рынок). Лит. см. при ст. Фрахтование.
Смотреть что такое ФРАХТОВЫЙ РЫНОК в других словарях:
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
(англ. freight market) сфера международной торговли услугами морского транспорта (См. Морской транспорт) по перемещению грузов и пассажиров. Эти. смотреть
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
сфера обращения транспортных услуг, оказываемых трамповыми судами. Объем Фрахтового рынка определяется всей совокупностью фрахт, сделок, а конъюнктура — главным образом отношением между предложением услуг (т. е. предложением судов) и спросом на них (т.е. предложением груза). Современный Фрахтовый рынок приобрел характер постоянно действующего биржевого рынка и является частью мирового товарного рынка. Особенностью Фрахтового рынка является его деление на географические секции, части океанского бассейна внутри главнейших направлений мировой торговли. Каждая из секций своим уровнем ставок оказывает влияние на мировой Фрахтовый ранок в целом и находится в свою очередь под его воздействием. Крупные брокерские фирмы публикуют периодические обзоры мировых Фрахтовых рынков. Периодически бюллетени и обзоры в СССР издает всесоюзное объединение Совфрахт. Быстрый рост торгового флота социалистических стран приводит к тому, что он перевозит грузы не только своих стран, но и др. соц. стран в рамках СЭВ. Существует, т. о., социалистический Фрахтовый рынок, взаимоотношения участников которого строятся на основе полного равноправия, уважения суверенитета и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищ, сотрудничества. Социалистический Фрахтовый рынок не изолирован от капиталистического и взаимодействует с ним. Социалистические страны осуществляют не только перевозки грузов из порта и в порты своих стран, они выступают как фрахтователи судов капиталистических стран и предлагают свой морской транспорт на капиталистическом Фрахтовом рынке. смотреть
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
— рынок, на котором совершаются сделки по фрахтованию и отфрахтованию тоннажа. Денежным выражением услуг на Ф.р. является цена перевозки, которая имеет две формы: фрахтовой ставки и тарифа. Фрахтовые ставки применяются в трамповом судоходстве (то есть при перевозке грузов в любом направлении) и представляют собой цену, которая устанавливается при заключении каждого отдельного договора по соглашению сторон (фрахтователя и фрахтовщика) и действительна только для этих партнеров и на период данной сделки. Тарифы — система цен перевозки, действующая в линейном судоходстве (то есть при рейсах неопределенной линии). Она разрабатывается линейной компанией как общественным перевозчиком в одностороннем порядке и публикуется. Существует открытый Ф.р., где цена морской перевозки имеет характер мировой цены, свободно складывающейся под влиянием колебаний спроса и предложения. В последние годы на его долю приходится не более 10-15% объема международных морских перевозок. Остальное количество грузов перевозится на т.н. закрытых Ф.р. флотом, принадлежащим крупным торгово-промышленным компаниям, либо тоннажем, огражденным от воздействий открытого рынка специальными государственными актами и т.п.
. смотреть
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
рынок, на котором совершаются сделки по фрахтованию и отфрахтованию тоннажа. Денежным выражением услуг на Ф.р. является цена перевозки, которая имеет две формы: фрахтовой ставки и тарифа. Фрахтовые ставки применяются в трамповом судоходстве (то есть при перевозке грузов в любом направлении) и представляют собой цену, которая устанавливается при заключении каждого отдельного договора по соглашению сторон (фрахтователя и фрахтовщика) и действительна только для этих партнеров и на период данной сделки. Тарифы система цен перевозки, действующая в линейном судоходстве (то есть при рейсах неопределенной линии). Она разрабатывается линейной компанией как общественным перевозчиком в одностороннем порядке и публикуется. Существует открытый Ф.р., где цена морской перевозки имеет характер мировой цены, свободно складывающейся под влиянием колебаний спроса и предложения. В последние годы на его долю приходится не более 10-15% объема международных морских перевозок. Остальное количество грузов перевозится на т.н. закрытых Ф.р. флотом, принадлежащим крупным торгово-промышленным компаниям, либо тоннажем, огражденным от воздействий открытого рынка специальными государственными актами и т.п. смотреть
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
Фрахтовый рынок Фрахтовый рынок — сфера обращения транспортных услуг в области торгового мореплавания, оказываемых трамповым тоннажем. По-английски: . смотреть
Фрахтовый рынок
(англ. freight market)
сфера международной торговли услугами морского транспорта (См. Морской транспорт) по перемещению грузов и пассажиров. Эти услуги выступают в различных формах организации перевозок: трамповые (перевозки грузов судовыми партиями без заранее фиксированных расписаний работы судов), линейные (перевозки грузов мелкими партиями при работе судов по расписанию), пассажирские перевозки (см. Морские линии).
Каждому виду перевозок соответствует свой Ф. р. В зависимости от вида судов, предоставляющих услуги по перемещению грузов, Ф. р. трампового тоннажа разделяется на Ф. р. сухогрузного, нефтеналивного, рефрижераторного тоннажа, газовозов и др. Кроме того, Ф. р. трампового тоннажа подразделяется на отдельные географические секции — районы отгрузки основных массовых грузов: североатлантическую, южноамериканскую, тихоокеанскую и др. Отдельные части и секции Ф. р. отличаются специфическими условиями торговли однако они тесно взаимосвязаны, образуя в целом единый мировой Ф. р.
На мировом Ф. р. большая часть сделок совершается на фрахтовых Биржах. Долгое время для океанского тоннажа центральным Ф. р. был Лондон; это соответствовало доминирующей роли английского торгового флота в мировом судоходстве. Котировки Лондонской биржи были решающими для остальных местных Ф. р. с конца 20-х — начала 30-х гг. 20 в. рост коммерческих флотов США, Норвегии, Греции, Японии Германии, Италии и др. стран привёл к усилению роли национального Ф. р. этих стран и к освобождению их от монополии Лондона. В середине 70-х гг. усилилась роль национального Ф. р., особенно в Осло (Норвегия) где заключается много сделок на наливные суда, в Пирее и Генуе для Ф. р. Средиземного моря, в Нью-Йорке — для фрахтования судов по перевозке угля и зерна и т.п. Однако значение Лондонской фрахтовой биржи по-прежнему велико.
СССР активно участвует в международной торговле транспортными услугами на мировом Ф. р. За 1961—70 объём фрахтовых операций возрос примерно в 7 раз. До начала 60-х гг. СССР в основном фрахтовал суда капиталистических судовладельцев для перевозки грузов сов. внешней торговли. Быстрый рост морской торгового флота позволил Сов. Союзу уже в середине 60-х гг. выступить на мировом Ф. р. в качестве экспортера транспортных услуг, а в конце 60-х гг. — войти в число крупнейших судовладельческих держав мира, осуществляющих перевозки грузов на всех основных мировых торговых путях.
Большой удельный вес в экспорте услуг морского транспорта СССР занимают перевозки внешнеторговых грузов др. социалистических стран. С развитием фрахтовых операций по взаимному предоставлению тоннажа и грузов между странами — членами СЭВ к началу 70-х гг. сформировался мировой социалистический Ф. р., на котором в отличие от мирового капиталистического Ф. р., где господствуют законы анархии производства и обмена с резкими колебаниями конъюнктуры, конкуренцией, всё большее развитие получает система планомерного развития перевозок и фрахтования, способствующая утверждению стабильных и долгосрочных отношений (см. также статьи Внешняя торговля, Мировой капиталистический рынок, Мировой социалистический рынок).
Мировой фрахтовый рынок
В зависимости от перевозимых грузов мировой фрахтовый рынок, или рынок морских перевозок, делится на нефтеналивной, сухогрузный и линейный фрахтовые рынки.
Данные о состоянии и перспективах движения цен нa морскую перевозку нефти публикуют практически все крупные журналы, освещающие проблемы мировой торговли нефтью.
Сухогрузный фрахтовый рынок — это рынок тоннажа для перевозки массовых сухих грузов, и в первую очередь железной руды, коксующихся и энергетических углей, зерновых, бокситов, глинозема и фосфатов, на которые приходится более 60% международных перевозок сухих грузов.
На этом рынке отмечается рост «прочих» сухих грузов, к которым относят лесные грузы; сельскохозяйственную продукцию (рис, соевая мука, масло, семена, сахар, тапиока), удобрения и сырье для се получения, исключая фосфаты; руды и минералы (главным образом никелевая, хромовая и марганцевая, поваренная соль, гипс); металлургическое сырье и полуфабрикаты, а также некоторые готовые изделия, в первую очередь цемент и кокс. Большинство перечисленных товаров имеют схожие транспортные признаки, в большей степени взаимозаменяемы относительно требовании, предъявляемых к тоннажу, и образуют основу, на которой формируется рынок услуг сухогрузного флота.
Линейное судоходство — это форма транспортного обслуживания международной торговли главным образом готовыми изделиями и полуфабрикатами на направлениях перевозок с устойчивыми грузопотоками, предусматривающая организацию движения закрепленных за линией судов по расписанию с оплатой но заранее объявленному тарифу.
Международное линейное судоходство находится под контролем линейных конференций, представляющих собой объединение судовладельцев, монополизировавших перевозки грузов на конкретных направлениях. В линии, обслуживающие заграничные перевозки, подразделяются на односторонние, совместные и конференциальные.
В торговом мореплавании применяются следующие виды фрахтования судов:
— фрахтование на условиях рейсового чартера (Voyage charter). Подразделяется на (1) фрахтование на один рейс (single voyage), т.е. соглашение, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевезти обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения.
2. Фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages), или разновидность фрахтования на условиях рейсового чартера, применяется при перевозках больших количеств однородного груза в одном и том же направлении одним и тем же судном.
3. Фрахтование по генеральному контракту (general contract), т. е. соглашение, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода времени перевезти обусловленное количество груза;
— фрахтование на условиях тайм-чартер (time-charter), которое в зависимости от способа определения продолжительности аренды судна делится на обычный тайм-чартер и круговые рейсы;
— фрахтование на условиях бербоут-чартер или димайз-чартер, т. е. аренда судна без экипажа (bareboat charter or demise charter).
Тарифы на линейные перевозки публикуются в периодической специализированной печати, там же появляются сообщения о предполагаемых повышениях или понижениях уровня тарифов линейных конференций.
В случае если в специальной литературе отсутствуют данные по ценам перевозки отдельных грузов, динамику движения фрахтовых ставок можно проследить по фрахтовым индексам на нефтеналивной, сухогрузный и линейный тоннаж, публикуемым различными морскими организациями.
Организациям, осуществляющим внешнеторговую деятельность, целесообразно иметь специальное досье с наиболее представительными индексами за ряд лет для характеристики уровня цен морской перевозки не только на данный момент, но и динамики их изменений за определенный период. При этом необходимо иметь в виду, что фрахтовые индексы дают усредненную картину рынка, как говорят специалисты по морскому транспорту, «идею рынка», тогда как по отдельным, специфическим товарам и на отдельных направлениях динамика движения ставок может быть иной. Например, при общей понижательной тенденции фрахтовых индексов цены морской перевозки, т. е. фрахтовые ставки на транспортировку, предположим, сахара или пиломатериалов, могут повышаться. Кроме того, имеются специализированные фрахтовые рынки, развивающиеся по своим специфическим законам. Это рынок рефрижераторного тоннажа, зависящий от фактора сезонности, довольно ограниченный рынок перевозок сжиженного газа и т. п.