Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке
Вопрос №3. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Способы злоупотреблений доминирующим положением:
1) прямое или косвенное навязывание несправедливых закупочных или продажных цен, а также других неприемлемых условий (обязательств);
2) ограничение производственного, рыночного или технического развития, ущемляющее интересы потребителей;
3) заключение контрактов, в соотв. с которыми на одного из участников соглашения налагаются обязательства, не относящиеся к предмету данного договора;
4) применение неравнозначных условий в отношении идентичных сделок, что ставит одного из участников соглашения в невыгодное положение по сравнению с конкурентами.
а) Завышенное ценообразование, т.е. это завышение цен, при котором риск потери покупателей минимален (при отсутствии для них какой-либо иной альтернативы данному товару).
б) заниженное ценообразование. Такое поведение называется «грабительским ценообразованием». При выявлении «грабительского ценообразования» основными являются два вопроса: ниже какого уровня цену можно считать «грабительской» и какова возможность дальнейшего возмещения убытков, понесенных вследствие такого ценообразования.
в) ценовые скидки. Предоставление скидок на свои товары со стороны доминирующего предприятия может быть расценено как злоупотребление в случаях, если:
1) скидки искусственно занижают цену.
2) скидки устанавливаются с целью «закрепления» потребителей, побуждая их приобретать продукцию или пользоваться услугами данного производителя.
2. Дискриминация. Дискриминация возникает, когда предприятие вводит различные условия для покупателей, находящихся в одинаковом положении. Дискриминация возникает и в том случае, когда эквивалентные сделки заключаются в неравных условиях.
3. Отказ в поставке товаров. Цель подобных отказов – установить контроль на релевантном торговом рынке. Подобный тип поведения приводит к устранению конкурентов с рынка, такие действия являются антиконкурентными.
4. Вертикальные ограничения. Ситуации, при которых фирма, действующая на одной стадии технологической цепочки (продавец-производитель), налагает на поведение другой фирмы (покупателя) целый комплекс ограничительных положений и лишает ее свободы выбора. Выделяют следующие виды вертикальных ограничений, квалифицированных как злоупотребление:
1) Навязывание принудительного ассортимента. Считается злоупотреблением, когда доминирующее предприятие, поставляя необходимую его партнеру продукцию, навязывает своим потребителям еще и другие товары. Таким образом, предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке, сбывает товар, который не пользуется соответствующим спросом по каким-либо причинам.
2) Обязательства по эксклюзивной поставке. Это ситуация, когда субъект рынка обязуется (по собственному желанию или нет) закупать продукцию исключительно у предприятия, занимающего доминирующим положением. Таким образом, вводится запрет со стороны производителя закупать товар у непосредственных конкурентов, что создает условия ограничения доступа на рынок конкурирующих товаров.
3) «Английские» условия договора. Во многих соглашениях значится, что предприятие, заключившее договор на приобретение продукции, в случае смены партнера должно оповестить своего нынешнего партнера обо всех условиях нового договора, чтобы последний мог приспособить свои цены. Такие условия называются «английскими» и считаются незаконными, если их вводит предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке.
4) Ограничение возможностей партнера по ведению поставок на другой территории. Дистрибьюторские соглашения предполагают ограничения в предоставлении прав торгово-посредническим предприятиям на осуществление торговой деятельности в пределах установленной территории. Результаты таких соглашений могут быть как позитивными, влияющие на эффективный сбыт, так и негативные, сокращающие конкурентное поле производителей и торговых организаций.
Виды злоупотреблениё (ст 10 ФЗ «О защите конкуренции»)
-Установление или поддержание монопольно высокой/ монопольно низкой цены товара.
-Изъятие товаров из обращения, повлекшее повышение цен
-Навязывание контрагенту невыгодных условий договора
-Экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товаров при имеющемся на них спросе и заказах, при возможности производства.
-Экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями, заказчиками при наличии возможности производства или поставок.
-Экономически или технологически необоснованное установление различных цен, тарифов на один и тот же товар.
-Установление фин организацией необоснованно высокой или низкой цены фин услуги
-Создание дискриминационных условий
-Создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
-нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.
Закон о защите конкуренции № 135-ФЗ предусматривает ограничение монополистических действий предприятий и организаций. Хозяйствующий субъект, который занимает на рынке каких-либо товаров или услуг доминирующее положение, не должен им злоупотреблять. Использование этой преимущественной позиции приводит к тому, что другие организации и предприятия не могут с ним конкурировать. За злоупотребление доминирующим положением виновного субъекта могут привлечь к ответственности и взыскать значительный штраф.
Устанавливают доминирование на основании размера доли, которую субъект занимает на рынке определенного товара или услуги. Если она составляет меньше 35%, положение не признают доминирующим. Однако для предприятий электроэнергетики и связи сделаны исключения. Для них доля на рынке для признания положения доминирующим должна составлять 20 и 25% соответственно.
Виды нарушений
К злоупотреблениям могут привести как действие, так и бездействие хозяйствующего субъекта. В результате нарушений ограничивается или полностью устраняется конкуренция, ущемляются интересы других участников рынка и потребителей. В ст. 10 Закона № 135-ФЗ обозначен перечень ситуаций, когда субъект злоупотребляет доминирующим положением:
- Устанавливает монопольно высокую или низкую цену на товар или услугу. Для определения монопольности цены используют 2 метода: сопоставимых рынков и затратный. В первом случае исследуют область распространения аналогичных товаров или услуг, и сравнивают их стоимость. Если средняя цена на рынке намного больше либо меньше установленной доминирующим субъектом, то налицо признаки ее монопольности. При обращении к затратному способу оценивают расходы на производство продукции, полученную прибыль и их долю в себестоимости продукции или услуги.
- Изымает товар из обращения, в результате чего создается дефицит, и цена на него повышается. Либо необоснованно прекращает или сокращает производство продукции.
- Создает дискриминационные условия для остальных участников на рынке. К ним относятся такие требования, которые ставят одних производителей в неравное положение по отношению к другим в вопросах производства, реализации и потребления товара.
- Ограничивает доступ на рынок для определенных продавцов или покупателей товаров и услуг, тем самым создавая препятствия нормальной конкуренции.
- Навязывает контрагентам заведомо невыгодные условия договора, без причины уклоняется или отказывается заключать договор.
- Нарушает порядок ценообразования, который установлен нормативными актами.
Положения Закона о защите конкуренции не относятся к субъектам естественных монополий.
Ответственность за злоупотребление
За нарушение хозяйствующим субъектом антимонопольного Закона предусмотрена административная ответственность. Ст. 14. 31 КоАП устанавливает наказание за следующие виды противоправных действий:
- При злоупотреблении доминирующей позицией, которое приводит к ущемлению интересов других лиц, но при этом не ограничивает или не устраняет конкуренцию, штраф составляет до 20 тыс. рублей с должностного лица, до 1 млн. рублей с организации.
- Если допущенное нарушение устраняет или ограничивает конкуренцию между участниками рынка, с должностного лица могут взыскать штраф до 50 тыс. рублей либо дисквалифицировать на срок до 3 лет. Для юридического лица размер выплаты составит от 1/100 до 15/100 суммы от реализации товара, в результате продажи которого совершено правонарушение.
За совершение данного преступления виновному назначают:
- штраф до 500 тыс. рублей;
- до 3 лет принудительных работ либо лишения свободы. К этому наказанию могут добавить запрет занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью на срок до 1 года.
Читайте:Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака
Крупным ущербом в данном случае следует считать сумму свыше 10 млн., особо крупным – более 100 млн. рублей.
В случае, когда преступление совершено с использованием служебного положения или привело к повреждению либо уничтожению чужого имущества, или причинило особо крупный ущерб, виновным грозит согласно ч. 2 ст. 178:
- до 5 лет принудительных работ;
- либо до 6 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. рублей и одновременным запретом занимать руководящие должности на срок до 3 лет.
Если соучастник сообщит о преступлении добровольно, будет помогать в его раскрытии и возместит ущерб и причиненный вред, то от уголовной ответственности его освободят.
Следит за соблюдением Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба и ее региональные подразделения. Она наделена полномочиями привлекать виновных к административной ответственности и контролировать устранение нарушений.
Главной задачей антимонопольного законодательства РФ является поддержка добросовестной конкуренции. Любые действия, препятствующие свободным отношениям между участниками рыночных отношений, негативно сказываются на обращении товаров и услуг. Поэтому государство ограничивает и строго пресекает попытки хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, злоупотреблять своим преимуществом и создавать условия для того, чтобы ограничить или устранить конкуренцию.
Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
1. Данная статья введена в КоАП Законом N 45 от 09.04.07 и вступила в силу с 13.05.07. Объектом административного правонарушения предусмотренного в ст. 14.31 является отношения в области осуществления предпринимательской деятельности и недопустимость ограничения при этом конкуренции.
2. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный совершает:
1) злоупотребление своим доминирующим положением на товарном рынке (т.е. положением, которое дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, либо затруднять доступ на этот рынок. О том занимает ли виновный «доминирующим положением» необходимо судить исходя из ст. 5 Закона о конкуренции. Правительство РФ (постановлением от 09.06.07 N 359) утвердило Условия и Правила признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), а также (постановлением от 26.06.07 N 409) Условия и Правила признания доминирующим положение кредитной организации). Указанные «злоупотребления» могут выразиться в осуществлении монополистической деятельности, в установлении дискриминационных условий, в установлении монопольно высоких (низких) цен, в изъятии товаров из обращения и т.п. действий указанных в ст. 5, 10 Закона о конкуренции);
2) иные недопустимые (т.е. запрещенные Законом о конкуренции, другими нормативными правовыми актами в области антимонопольного законодательства) действия (например, установление необоснованно высоких цен, заключение «вертикальных соглашений») и т.д.).
Объективная сторона данного административного правонарушения:
а) до 22.08.09 было налицо лишь в той мере, в какой злоупотребление своим доминирующим положением и совершение иных недопустимых действий (упомянутых выше) не образуют состав уголовно наказуемого деяния (предусмотренного, например, ст. 178 УК «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», ст. 179 УК «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения», см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к УК РФ (для предпринимателей). Изд. 5. М. Экзамен. 2008. После вступления в силу (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 14.31 Законом N 160 от 17.07.09 она налицо лишь в той мере, в какой указанные действия не влекут ответственность по ст. 14.31.1 (см. комментарий к ней);
б) отличается от объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных в ст. 14.32 и ст. 14.33 (см. коммент. к ним).
Данное правонарушение может быть совершено только в форме действий. Оно считается оконченным с момента совершения. Однако наступление конкретного последствия (например, установления монопольно высокой цены) — является обязательным конструктивным элементом объективной стороны анализируемого правонарушения (как только такое последствие наступает — оно и считается оконченным).
3. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 14.31 являются ЮЛ (в т.ч. и некоммерческие организации) а также должностные лица. В практике возник вопрос: могут ли ИП признаваться субъектами данного правонарушения? Систематическое толкование ст. 14.31, с одной стороны и ст. 2.4 КоАП (о том, что в ряде случаев ИП приравниваются к должностным лицам), ст. 4 Закона о конкуренции (о том, что под «хозяйствующими субъектами» понимаются и ИП) позволяет утвердительно ответить на этот вопрос.
4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуются только наличием умысла: невозможно указанные выше действия совершить «по неосторожности».
5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 14.31 показывает, что:
1) за совершение данного правонарушения до 22.08.09 мог применяться только такой вид административного наказания как штраф. После 22.08.09 предусмотрена возможность применения к ДЛ такого наказания как дисквалификация. Оба наказания назначаются судьей (ст. 23.1 и коммент. к ней);
2) размер указанного в ст. 14.31 административного штрафа исчисляется исходя из размера суммы выручки виновного (на рынке которого совершено данное правонарушение) Эту выручку необходимо определять в соответствии с ст. 248 и 249 НК (см. их подробный анализ в книге Гуев А.Н. Постатейный комментарий к НК РФ. Т. 3. Изд. 4 Экзамен. 2005).
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Злоупотребление доминирующим положением на рынке
Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию «доминирующее положение» ХС.
Выделяют следующие обязательные элементы доминирующего положения: власть на рынке, возможность ограничивать конкуренцию при помощи этой власти и, как следствие, независимость от экономической среды в принятии решения.
Если же брать за основу ст. 5 Закона о защите конкуренции, в которой приводится определение доминирующего положения ХС, то следует выделить два основных критерия:
качественный и количественный.
Качественный критерий содержит указание на сущность поведения ХС на определенном рынке. Доминирующим положением признается положение ХС (группы лиц) или нескольких ХС (группы лиц) на рынке определенного вида товара, дающее такому ХС (группе лиц) или таким ХС (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других ХС, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим ХС.
Количественный критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую ХС должен занять, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке, устранять с рынка или затруднять доступ на него другим конкурентам.
Доминирующим положением признается положение ХС (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %, если только (при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией) не будет доказано, что несмотря на превышение указанной величины, положение ХС на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого ХС установлено антимонопольным органом исходя из его неизменной доли на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок;
3) доминирующим признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Не может быть признано доминирующим положение ХС (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %, за исключением указанных в законах случаях.
Закон о защите конкуренции предусматривает и коллективное (совместное) доминирование: совокупная доля не более чем трех ХС, доли каждого из которых больше долей других ХС на данном рынке, превышает 50 % либо совокупная доля не более чем пяти ХС, доли каждого из которых больше долей других ХС на данном рынке, превышает 70 %.
В обоих случаях речь не может идти о доминирующем положении, если доля хотя бы одного из указанных ХС составляет менее 8 %. Помимо этого для признания совместного доминирования необходимы еще и дополнительные критерии (ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
В Законе о защите конкуренции содержится перечень конкретных форм злоупотребления доминирующим положением на рынке, который является открытым (ст. 10). Данные формы представляют собой лишь типичные правонарушения, которые подразделяют на 2 группы: договорные и односторонние.
К договорным формам злоупотреблений доминирующим положением относятся следующие:
1) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3);
2) создание дискриминационных условий (п. 8);
3) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (п. 1);
4) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (п. 6);
5) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги (п. 7);
6) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10);
7) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или судебными актами (п. 5).
К формам односторонних злоупотреблений доминирующим положением отнесено:
1) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара (п. 2).
2) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или судебными актами (п. 4).
3) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим ХС (п. 9);
4) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (п. 11).
45. Соглашения (согласованные действия) и иные действия (бездействие) хозяйствующих субъектов как формы проявления монополистической деятельности
Антимонопольное законодательство выделяет следующие виды антиконкурентных соглашений (согласованных действий): горизонтальные (картельные); вертикальные; иные; неправомерная координация экономической (предпринимательской) деятельности.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Согласованные действия – действия ХС на товарном рынке, при отсутствии соглашения, удовлетворяющие в совокупности следующим условиям: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных ХС; действия заранее известны каждому из участвующих в них ХС в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; действия каждого из указанных ХС вызваны действиями иных ХС и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все ХС на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, например, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, изменение цен на товар на мировых товарных рынках (ст. 8 Закона о защите конкуренции).
В п. 2 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» от 30 июня 2008 г. № 30 указано, что о согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Субъектами горизонтального (картельного соглашения) являются ХС (группы лиц), которые выступают по отношению друг к другу как реальные или потенциальные конкуренты на рынке (причем и как продавцы товара и как приобретатели товара на рынке).
Картель используется для обозначения устойчивых союзов и соглашений, которые приводят или могут привести к следующим последствиям: установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращение или прекращение производства товаров; отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
Перечисленные составы правонарушений признаются абсолютно неправомерными, т.е. они являются «запрещенными per se» (запрещены «как таковые», запрещены безусловно). Это означает, что закон исключает возможность признания их правомерными и доказывания правонарушителем превышения положительного эффекта над негативными последствиями.
Основными видами горизонтальных соглашений являются ценовая картель, сговор на торгах; раздел клиентов и рынков.
Вертикальные соглашения – это соглашение между ХС, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции). ХС данного соглашения не являются конкурентами между собой (реальными или потенциальными), каждый из них осуществляет свою деятельность на различных рынках или занимает различные ниши в производстве и распределении (например, поставщики и покупатели).
Вертикальные соглашения запрещаются, если: они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара; такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар ХС, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя (ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
Допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения, не превышает двадцать процентов.
Законом о защите конкуренции установлено правило, в соответствии с которым физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности ХС, если такая координация приводит к любому из последствий, указанных в ч. 1-3 ст. 11 данного закона, которые не могут быть признаны допустимыми (ч. 5 ст. 11). Если же отсутствуют негативные последствия в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции, то координация экономической деятельности правомерна.
Под координацией экономической деятельности понимается согласование действий ХС третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких ХС и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий ХС. Не являются координацией экономической деятельности действия ХС, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений (п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.