Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фиаско рынка это

Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования

Рыночная экономика является эффективной моделью хозяйствования с точки зрения рационального распределения ресурсов. Это на сегодняшний день лучшая модель хозяйствования, имеющаяся у человечества.

Стремление к удовлетворению собственных потребностей у домашних хозяйств (потребителей), к максимизации прибыли у фирм приводит к увеличению эффективности функционирования всей экономики в целом.

Тем не менее, рыночная экономика в чистом виде не является идеальной. Существуют некоторые аспекты, которые невозможно решить в рамках рыночной экономики. И тогда на помощь приходит государство.

«Провалы» (фиаско) рынкаэто проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

Существует несколько типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

– несовершенная (ассиметричная) информация;

– отчисления на фундаментальную науку;

– социальная защита населения.

Проблема монополизации экономики связана с тем, что деятельность монополии имеет значительные негативные социально-экономические последствия.

Эта проблема решается государством с помощью антимонопольной политики, которая включает в себя комплекс мер, направленных на снижение этих последствий. К этим мерам относятся: принудительное разукрупнение монополии, контроль над ценовой политикой, использование налогового механизма и т. д. Тем не менее, все методы борьбы с монополией и ограничением ее деятельности посредством государственного и законодательного воздействия не являются однозначно эффективными. Поэтому зачастую остается единственный способ ограничения монополизации экономики – содействие развитию конкуренции. Именно поэтому государство должно разработать комплекс мер, содействующих развитию и стимулированию малого бизнеса.

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды третьих лиц, не учитываемые в ценах.

Защиту третьих лиц и учет их интересов должно на себя возлагать государство. Так, положительный внешний эффект может регулироваться посредством снижения налогов либо дополнительными субсидиями, а отрицательный внешний эффект – посредством увеличения налогов.

Общественное благо – товар или услуга, от потребления которых невозможно никого исключить. Другими словами, если некто покупает общественное благо, то остальные граждане автоматически пользуются этим благом. Примером чистого общественного блага может служить маяк. Если кто-то строит маяк и становится его владельцем, то флот этого человека сможет пользоваться услугами маяка. Ограничить доступ к услугам этого маяка другим судам не представляется возможным, так как владельцам этих судов наносят на карту новый маяк и пользуются им. К общественным благам также относят дороги, парки, городское освещение, общественный транспорт и многое другое. Очевидно, что предприниматель не будет оплачивать такое благо, потому что оно не окупится, так как заставить платить за него других попросту невозможно или же затруднительно. Поэтому общественные блага также должны оплачиваться государством.

Нестабильность рыночной экономики проявляется в том, что она развивается циклически. Поэтому в периоды экономических спадов уменьшается объем ВВП (валового внутреннего продукта), увеличивается безработица. С этими негативными проявлениями экономического спада и пытается бороться государство. На сегодняшний момент среди экономистов нет единого мнения по поводу того, является ли государственное вмешательство в экономику с целью ее стабилизации позитивным либо негативным. Тем не менее, уже одно существование государства подразумевает то, что в периоды острой социальной напряженности, связанной с экономическими кризисами, оно должно реагировать и снижать эту напряженность.

Регулирование рыночной экономики возможно посредством использования монетарной (кредитно-денежной), фискальной (налогово-бюджетной) и социальной политики.

Изменяя реальную денежную массу, налоги и государственные расходы, правительство может воздействовать на экономику, увеличивая ВВП, снижая рост цен и безработицу.

Поддержка фундаментальной (теоретической) науки не является целью рыночной экономики, так как с точки зрения рационального экономического человека вкладывать деньги в проекты, которые не приносят прибыли, неразумно. Тем не менее, без развития теоретической науки невозможно развитие НТП (научно-технического прогресса) высокими темпами, что будет снижать темпы экономического роста. В данном случае государство должно взять на себя функции финансирования фундаментальной науки.

Рыночная экономика эффективна благодаря механизму совершенной конкуренции, который в чистом виде подразумевает полный доступ и контроль информации. Однако рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки.

Неполнота информации у одной стороны рынка может привести к его фиаско. Часто эту ситуацию иллюстрируют примером рынка подержанных автомобилей существует два типа автомобилей, где действует два их типа: условно хорошего качества и условно плохого. По внешнему виду сложно определить качество подержанного автомобиля. И даже в случае его технического обследования существует вероятность того, что покупатель купит автомобиль более низкого качества. Если бы продавцы, которые знают о качестве своих автомобилей, продавали бы автомобили на двух рынках – высокого и низкого качества, то на каждом рынке установилась бы своя цена. Однако в случае с несовершенной информацией продавцы низкокачественных автомобилей постараются продавать их как высококачественные. В этом случае покупатели, которые будут приобретать автомобили, столкнуться с высокой вероятностью приобретения автомобиля низкого качества. Соответственно, страхуясь от недоброкачественных продавцов, потребитель будет назначать цену за любой автомобиль на уровне минимальной, т. е. низкого качества. В этой ситуации продавцы автомобилей хорошего качества вынуждены уйти с рынка, так как цена на их автомобили явно занижена. На рынке останутся только продавцы низкокачественных автомобилей, т. е. автомобили низкого качества вытеснят автомобили высокого качества.

Безусловно, эта ситуация неэффективна, поскольку существуют желающие продавать и желающие покупать высококачественные товары, но взаимовыгодная торговля между ними невозможна.

Аналогичная ситуация может возникнуть при асимметричной информации в пользу покупателя. Например, на рынке услуг по медицинскому страхованию существует условно два типа людей – с сильным и слабым здоровьем. Естественно, что стоимость страховки для людей с сильным здоровьем должна быть меньше, чем для людей со слабым здоровьем. Однако если страховая компания не обладает информацией о здоровье своих клиентов, то люди со слабым здоровьем, выдавая себя за здоровых людей, будут способствовать повышению цен на услуги страхования. Соответственно, спрос на услуги страхования со стороны здоровых людей снизится, и часть покупателей услуг с более крепким здоровьем будет вытеснена с рынка.

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства, направленных на защиту населения от негативных проявлений рыночной экономики, включающих безработицу, рост цен и т. п.

Основными направлениями проведения социальной политики являются:

– выплаты различных пособий по инвалидности, безработице, по уходу за ребенком, малоимущим и т. д.;

Читать еще:  Емкость товарного рынка это

– льготы различным категориям населения (бесплатный проезд в общественном транспорте, снижение стоимости лекарств, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. д.);

– защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

– политика социального страхования жизни, здоровья и имущества;

– установление минимальной заработной платы для работающих;

– государственное регулирование занятости, связанное с переквалификацией рабочей силы, льготными кредитами при создании рабочих мест и т. д.;

– развитие бесплатного образования, здравоохранения, охрана окружающей среды.

Таким образом, несмотря на то, что рыночная экономика является эффективной экономикой, существует ряд аспектов, с которыми рыночная экономика не справляется. Это позволяет говорить о фиаско рынка. В связи с этим государство должно брать на себя функции по регулированию экономики и поддержки рынка от провалов.

Тем не менее, нужно помнить, что государственное воздействие на экономику зачастую является неэффективным. Так, например, желание увеличить выпуск общественных благ, снизить последствия от отрицательных внешних эффектов, осуществлять сильную социальную защиту населения приводит к необходимости увеличения налогов в государстве. Это, в свою очередь, снижает стимулы у экономических субъектов эффективно развиваться, повышает цены на продукцию, увеличивает долю теневой экономики.

Поэтому государство должно определять минимальные и максимально допустимые границы своего вмешательства в экономику.

Эти границы зависят от многих факторов, включающих особенности этапа, на котором находится государство в своем развитии, менталитет общества, сформировавшиеся традиции и обычаи, отношение к правительству и многое другое. Именно поэтому существует различие по уровню государственного вмешательства в экономику между различными странами

ФИАСКО РЫНКА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

студент юридического факультета кафедры таможенного дела и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Ульяновского государственного университета

Аннотация. B статье изучаются вопросы эффективного и справедливого использования ресурсов страны в осуществление рыночных механизмов. Так же проведем анализ основных функций государства, так как каждое фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства. Охарактеризуем минимальную и максимальную границу вмешательства государства в социально-экономическую жизнь.

Ключевые слова: фиаско, рынок, провалы, функции государства, общественное благо, монополизация, дифференциация районов, границы государственного вмешательства.

Рыночный механизм не способен обеспечивать оптимальность развития экономики, устойчивое равновесие совокупного спроса и предложения и нуждается в государственном регулировании, во избежание серьёзных провалов и затяжных кризисов.

При необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «крахов») рынка. Согласно теории рыночного фиаско, государство является неким «менеджером», роль которого заключается в корректировки подобных провалов.

Разновидности фиаско рынка:

  1. игнорирование рынком проблемы внешних эффектов (положительных и отрицательных экстерналий);
  2. незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ (и квазиобщественных);
  3. избыточная монополизация производства;
  4. макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция;
  5. социальная несправедливость (расслоение общества на богатых и бедных);
  6. большая дифференциация регионов страны;
  7. невозможность структурной перестройки национальной экономики.

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов.

Рынок не может отобразить в цене полный эффект производства или потребления конкретных товаров. В связи с этим возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Именно поэтому государству приходится нейтрализовать воздействия внешних эффектов в производстве и потреблении (защита от негативных экологических последствий).

Незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ.

Неэффективность рынка проявляется при решении задач по предоставлению общественных благ, например: услуг образования, здравоохранения, армии. Эта задача возлагается на государство, так как оно должно помогать уменьшать негативные проявления рынка законами об охране труда, о защите прав потребителей, о страховании банковских депозитов, антимонопольным законодательством и др. Но рынок заинтересован в производстве частных благ (неделимы и доступны лишь индивидуальным лицам), которые опираются на принцип исключения, т.е., кто заплатил, тот и получает продукт.

Избыточная монополизация производства

Рыночный механизм не гарантирует функционирования структуры совершенной конкуренции без попыток экономических стратегий установить монопольную власть и ограничивать добросовестную конкурентную борьбу. Отрицательное воздействие на развитие экономики оказывают ежегодные «плановые» скачки цен на продукцию естественных монополий, не гарантированные улучшением качества производимой продукции и модернизацией производства. В данном варианте государству целесообразно защищать конкуренцию и проводить антимонопольное регулирование экономики, которое включает в себя экономическое, правовое, психологическое воздействие на все виды деятельности, обеспечивая защиту потребителей. Демонополизация экономики заключается:

  • в снижении барьеров для вложения в любую отрасль чужих фирм;
  • если же не произошло слияние и монополист производит 33% общеотраслевого объема, то происходит дробление на несколько мелких фирм;
  • правительственный контроль за ценами; запрет на необоснованное завышение цен; изъятие товаров с рынка и др.

Макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция.

Одной из важнейших проблем (фиаско) рынка является цикличность развития экономики, которая осуществляется через фазы подъёма, кризиса, депрессии, оживления и вновь подъёма, представленной в долгосрочном периоде, в движении от подъёма к подъёму через фазы кризиса и рецессий. Рынок не может гарантировать устойчивого поступательного роста экономики в национальном масштабе. Периодические колебания деловой активности, связанные со спадами и высокой безработицей, или, напротив переизбытком экономики и инфляцией, оборачиваются для общества высокими социально-экономическими потерями. Это вызывает необходимость проведения государством стабилизации экономического цикла (политики, направленной на достижение одновременно полной занятости и стабильного уровня цен).

Социальная несправедливость

«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений заключается в том, что рынок «не видит» социальных проблем. Доходы населения, формирующиеся на рынке, не всегда решают социальные задачи. И такое распределение является несправедливым в смысле человеческих факторов, это порождает большую дифференциацию населения по уровню доходов населения. Бедняки, которые получают мало, платят последние деньги на налоги в государственный бюджет, а олигархи, имеющие большие активы, даже не замечают финансового обременения. Тем самым государство должно сближать богатых и бедных с помощью прогрессивного налогообложения, ценового регулирования, установления прожиточного минимума и заработной платы, механизма трансфертных платежей и тд. Но в России никогда не введут прогрессивную шкалу налогообложения из-за того, что люди недостаточно образованы и не понимают, что хорошая жизнь зависит от выплаты высоких налогов, а не от развития теневого сектора, где налоги не идут вообще в государственный бюджет.

Большая дифференциация регионов страны

Обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости является необходимым с целью сближения субъектов Российской Федерации. В слаборазвитых регионах условия заработка и вложений ниже, чем в богатых. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с этим уменьшается капиталовложения со стороны государства, частных предприятий и физических лиц. Именно поэтому государство должно сглаживать чрезмерное расслоение различных регионов страны по уровню социально-экономического развития, по показателям бюджетной обеспеченности и благосостоянию населения при помощи создания фондов регионального развития, формированию экономико-правовых регуляторов, создающих благоприятный инвестиционный климат в регионах, государственных целевых кредитов и гарантий для инвесторов и т.д.

Читать еще:  Метод рынка капитала пример

Невозможность структурной перестройки национальной экономики.

Подъем в экономике прочно связан с переменами в отраслевой структуре.

Но рыночный механизм, обеспечивающий через механизм цен, переориентацию из менее прибыльных отраслей в более результативные, тем самым, не осуществляет прорыв в области научно-технического прогресса .Основным инструментом реализации данной политики является предоставление дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций. Так же можно заметить, что Россия многие годы сидит на «сырьевой игле», выкачивая и отправляя все недра за рубеж. России имеется большой резерв для превращения ресурсных преимуществ в конкурентные преимущества, но для этого часть вывозимых сырьевых ресурсов следует замкнуть на внутреннюю глубокую переработку и расширить их предложение на внутреннем рынке. Необходимо переходить с добывающей промышленности на обрабатывающую, вследствие чего появятся и новые рабочие места, и произойдет развитие собственной экономики, и ликвидируется голландская болезнь.

В свою очередь, существуют минимально-необходимые и максимально-допустимые границы государственного вмешательства. К минимальной относят регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды, именно без этих функций экономика попросту распадается. К максимальной же относят устранение провалов рынка. Необходимо придерживаться средней отметки, но стремиться к максимальной, так как существует множество проблем, которые не возможно решить без вмешательств со стороны государства, например сильное расслоение общества на бедных и богатых, проявление голландской болезни, скачкообразные циклы экономики, большое количество монополистов, не смотря на то, что их пытаются «прижать» разными способами.

Таким образом, рассмотренные выше виды фиаско рынка – это экономическая основа для обоснования государственного вмешательства. Государство в идеале является институтом, дополняющим и корректирующим рыночный механизм, который компенсирует все недостатки и исполняет функции, которые относятся к его прерогативе. Государство и рынок дополняют друг друга, реализуя свои функции в тех областях, в которых наиболее эффективно реализуются их механизмы.

Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования

Рыночная экономика является эффективной моделью хозяйствования с точки зрения рационального распределения ресурсов. Это на сегодняшний день лучшая модель хозяйствования, имеющаяся у человечества.

Стремление к удовлетворению собственных потребностей у домашних хозяйств (потребителей), к максимизации прибыли у фирм приводит к увеличению эффективности функционирования всей экономики в целом.

Тем не менее, рыночная экономика в чистом виде не является идеальной. Существуют некоторые аспекты, которые невозможно решить в рамках рыночной экономики. И тогда на помощь приходит государство.

«Провалы» (фиаско) рынкаэто проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

Существует несколько типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

– несовершенная (ассиметричная) информация;

– отчисления на фундаментальную науку;

– социальная защита населения.

Проблема монополизации экономики связана с тем, что деятельность монополии имеет значительные негативные социально-экономические последствия.

Эта проблема решается государством с помощью антимонопольной политики, которая включает в себя комплекс мер, направленных на снижение этих последствий. К этим мерам относятся: принудительное разукрупнение монополии, контроль над ценовой политикой, использование налогового механизма и т. д. Тем не менее, все методы борьбы с монополией и ограничением ее деятельности посредством государственного и законодательного воздействия не являются однозначно эффективными. Поэтому зачастую остается единственный способ ограничения монополизации экономики – содействие развитию конкуренции. Именно поэтому государство должно разработать комплекс мер, содействующих развитию и стимулированию малого бизнеса.

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды третьих лиц, не учитываемые в ценах.

Защиту третьих лиц и учет их интересов должно на себя возлагать государство. Так, положительный внешний эффект может регулироваться посредством снижения налогов либо дополнительными субсидиями, а отрицательный внешний эффект – посредством увеличения налогов.

Общественное благо – товар или услуга, от потребления которых невозможно никого исключить. Другими словами, если некто покупает общественное благо, то остальные граждане автоматически пользуются этим благом. Примером чистого общественного блага может служить маяк. Если кто-то строит маяк и становится его владельцем, то флот этого человека сможет пользоваться услугами маяка. Ограничить доступ к услугам этого маяка другим судам не представляется возможным, так как владельцам этих судов наносят на карту новый маяк и пользуются им. К общественным благам также относят дороги, парки, городское освещение, общественный транспорт и многое другое. Очевидно, что предприниматель не будет оплачивать такое благо, потому что оно не окупится, так как заставить платить за него других попросту невозможно или же затруднительно. Поэтому общественные блага также должны оплачиваться государством.

Нестабильность рыночной экономики проявляется в том, что она развивается циклически. Поэтому в периоды экономических спадов уменьшается объем ВВП (валового внутреннего продукта), увеличивается безработица. С этими негативными проявлениями экономического спада и пытается бороться государство. На сегодняшний момент среди экономистов нет единого мнения по поводу того, является ли государственное вмешательство в экономику с целью ее стабилизации позитивным либо негативным. Тем не менее, уже одно существование государства подразумевает то, что в периоды острой социальной напряженности, связанной с экономическими кризисами, оно должно реагировать и снижать эту напряженность.

Регулирование рыночной экономики возможно посредством использования монетарной (кредитно-денежной), фискальной (налогово-бюджетной) и социальной политики.

Изменяя реальную денежную массу, налоги и государственные расходы, правительство может воздействовать на экономику, увеличивая ВВП, снижая рост цен и безработицу.

Поддержка фундаментальной (теоретической) науки не является целью рыночной экономики, так как с точки зрения рационального экономического человека вкладывать деньги в проекты, которые не приносят прибыли, неразумно. Тем не менее, без развития теоретической науки невозможно развитие НТП (научно-технического прогресса) высокими темпами, что будет снижать темпы экономического роста. В данном случае государство должно взять на себя функции финансирования фундаментальной науки.

Рыночная экономика эффективна благодаря механизму совершенной конкуренции, который в чистом виде подразумевает полный доступ и контроль информации. Однако рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки.

Читать еще:  Равновесие на рынке капитальных активов

Неполнота информации у одной стороны рынка может привести к его фиаско. Часто эту ситуацию иллюстрируют примером рынка подержанных автомобилей существует два типа автомобилей, где действует два их типа: условно хорошего качества и условно плохого. По внешнему виду сложно определить качество подержанного автомобиля. И даже в случае его технического обследования существует вероятность того, что покупатель купит автомобиль более низкого качества. Если бы продавцы, которые знают о качестве своих автомобилей, продавали бы автомобили на двух рынках – высокого и низкого качества, то на каждом рынке установилась бы своя цена. Однако в случае с несовершенной информацией продавцы низкокачественных автомобилей постараются продавать их как высококачественные. В этом случае покупатели, которые будут приобретать автомобили, столкнуться с высокой вероятностью приобретения автомобиля низкого качества. Соответственно, страхуясь от недоброкачественных продавцов, потребитель будет назначать цену за любой автомобиль на уровне минимальной, т. е. низкого качества. В этой ситуации продавцы автомобилей хорошего качества вынуждены уйти с рынка, так как цена на их автомобили явно занижена. На рынке останутся только продавцы низкокачественных автомобилей, т. е. автомобили низкого качества вытеснят автомобили высокого качества.

Безусловно, эта ситуация неэффективна, поскольку существуют желающие продавать и желающие покупать высококачественные товары, но взаимовыгодная торговля между ними невозможна.

Аналогичная ситуация может возникнуть при асимметричной информации в пользу покупателя. Например, на рынке услуг по медицинскому страхованию существует условно два типа людей – с сильным и слабым здоровьем. Естественно, что стоимость страховки для людей с сильным здоровьем должна быть меньше, чем для людей со слабым здоровьем. Однако если страховая компания не обладает информацией о здоровье своих клиентов, то люди со слабым здоровьем, выдавая себя за здоровых людей, будут способствовать повышению цен на услуги страхования. Соответственно, спрос на услуги страхования со стороны здоровых людей снизится, и часть покупателей услуг с более крепким здоровьем будет вытеснена с рынка.

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства, направленных на защиту населения от негативных проявлений рыночной экономики, включающих безработицу, рост цен и т. п.

Основными направлениями проведения социальной политики являются:

– выплаты различных пособий по инвалидности, безработице, по уходу за ребенком, малоимущим и т. д.;

– льготы различным категориям населения (бесплатный проезд в общественном транспорте, снижение стоимости лекарств, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. д.);

– защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

– политика социального страхования жизни, здоровья и имущества;

– установление минимальной заработной платы для работающих;

– государственное регулирование занятости, связанное с переквалификацией рабочей силы, льготными кредитами при создании рабочих мест и т. д.;

– развитие бесплатного образования, здравоохранения, охрана окружающей среды.

Таким образом, несмотря на то, что рыночная экономика является эффективной экономикой, существует ряд аспектов, с которыми рыночная экономика не справляется. Это позволяет говорить о фиаско рынка. В связи с этим государство должно брать на себя функции по регулированию экономики и поддержки рынка от провалов.

Тем не менее, нужно помнить, что государственное воздействие на экономику зачастую является неэффективным. Так, например, желание увеличить выпуск общественных благ, снизить последствия от отрицательных внешних эффектов, осуществлять сильную социальную защиту населения приводит к необходимости увеличения налогов в государстве. Это, в свою очередь, снижает стимулы у экономических субъектов эффективно развиваться, повышает цены на продукцию, увеличивает долю теневой экономики.

Поэтому государство должно определять минимальные и максимально допустимые границы своего вмешательства в экономику.

Эти границы зависят от многих факторов, включающих особенности этапа, на котором находится государство в своем развитии, менталитет общества, сформировавшиеся традиции и обычаи, отношение к правительству и многое другое. Именно поэтому существует различие по уровню государственного вмешательства в экономику между различными странами

Глава 13. Провалы рынка

В главе «Функционирование рынка» мы говорили о том, что рыночная экономика с наличием конкурентного ценообразования и множеством рынков в отсутствие «сил трения» (то есть при определённых предпосылках об идеальных рынках) приводит к эффективному распределению ресурсов в экономике. Мы также говорили, что критерием эффективности является распределение благ и ресурсов в соответствии с предельными издержками на их производство. То есть распределение ресурсов оказывается эффективным, когда цены равны предельным издержкам.

Однако рыночный механизм не всегда приводит к эффективному распределению ресурсов, даже в отсутствие «сил трения». Ситуации, когда рынок не обеспечивает эффективное распределение ресурсов, называются «провалы рынка» или «фиаско рынка» (англ. market failures) . В этих случаях государство может улучшить результаты деятельности рынка, вмешиваясь в работу рыночного механизма. Одним из рыночных провалов является монопольная (или монопсоническая) власть, мы рассмотрели этот провал достаточно подробно в предыдущих главах.

Другие два провала рынка — это внешние эффекты и отсутствие стимулов для производства общественных благ.

Провалы (фиаско) рынка:

  1. Рыночная власть (монополия или монопсония)
  2. Внешние эффекты
  3. Общественные блага

13.1 Внешние эффекты

13.2 Общественные блага

Краткое повторение

Задачи к главе

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

Остается около 10 мест на учебный сезон 19/20

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

  • Лекция «За что были получены Нобелевские премии по экономике»
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)
  • Пример видео-разбора тура олимпиады
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика — Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель — победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий — будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector