Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

Глава 1. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

Глава 1. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

1.1. Процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента (далее — ценные бумаги), если иное не предусмотрено настоящим Положением, включает в себя следующие этапы:

принятие решения о размещении ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее — решение о размещении ценных бумаг);

утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

размещение ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У пункт 1.2 изложен в новой редакции

1.2. Ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев:

размещения акций при учреждении акционерного общества;

размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

размещения путем открытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 1 статьи 27.5-2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее — биржевые облигации);

размещения путем закрытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные подпунктами 3 — 5 пункта 1 статьи 27.5-2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее — коммерческие облигации);

размещения российских депозитарных расписок, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 5.1 статьи 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У в пункт 1.3 внесены изменения

1.3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, а в случае размещения ценных бумаг путем подписки должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества — эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн. рублей;

сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает четырех млрд. рублей;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее четырех млн. рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в случае государственной регистрации отдельного выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, если проспект облигаций зарегистрирован одновременно с государственной регистрацией программы облигаций.

1.4. В случае если государственная регистрация двух или более выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг одного эмитента осуществляется одновременно, в отношении ценных бумаг таких выпусков (дополнительных выпусков) может быть подготовлен один проспект ценных бумаг.

1.5. В случае если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Информация об изменениях:

Пункт 1.6 изменен с 16 сентября 2017 г. — Указание Банка России от 3 августа 2017 г. N 4477-У

1.6. В случае когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в Банк России (далее — регистрирующий орган), какой-либо документ (документы), такой документ представляется (такие документы предоставляются) в регистрирующий орган на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Положением, тексты документов представляются в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа.

1.7. В случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в регистрирующий орган копию какого-либо документа, он вправе вместо копии представить в регистрирующий орган оригинал такого документа.

Информация об изменениях:

1.9. Документы, предусмотренные настоящим Положением, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронной форме (в форме электронных документов), подписанные (подписанных) электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390). Указанные документы в электронной форме (электронные документы) признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.10

1.10. Сроки, установленные настоящим Положением, исчисляются со дня, следующего за днем поступления в регистрирующий орган соответствующих документов, а если указанные сроки установлены настоящим Положением для выдачи (направления) уведомлений по результатам рассмотрения поступивших в регистрирующий орган документов — со дня, следующего за днем принятия регистрирующим органом соответствующего решения по результатам рассмотрения таких документов. В случае если последний день срока, установленного настоящим Положением, приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.11

1.11. В случае, когда в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за совершение регистрирующим органом юридически значимого действия, и у регистрирующего органа отсутствуют достоверные сведения об уплате заявителем (эмитентом) указанной государственной пошлины в установленном порядке, представленные заявителем (эмитентом) документы оставляются без рассмотрения. В этом случае регистрирующий орган обязан в течение семи рабочих дней с даты получения представленных заявителем (эмитентом) документов направить ему уведомление с указанием на необходимость представления документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, а течение сроков, установленных настоящим Положением для рассмотрения представленных заявителем (эмитентом) документов, приостанавливается до даты получения регистрирующим органом достоверных сведений об уплате государственной пошлины в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.12

1.12. Использование печати на документах, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, является обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если сведения о наличии печати содержатся в уставе (учредительном документе) соответствующего юридического лица.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 28 октября 2016 г. N 4171-У глава 1 дополнена пунктом 1.13

1.13. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление копии протокола (выписки из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества, и указанный документ не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) порядка подтверждения решения (решений), принятого (принятых) общим собранием участников хозяйственного общества, и состава лиц, присутствовавших при его (их) принятии, вместе с таким документом должна представляться справка, содержащая сведения о соблюдении указанного порядка (иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка). При этом сведения о соблюдении указанного порядка должны включать в себя наименование регистратора, осуществлявшего функции счетной комиссии, или фамилию, имя, отчество (при наличии последнего) и наименование должности нотариуса, удостоверившего принятое решение (принятые решения), а если решения, принятые общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, подтверждены другим способом — указание такого способа.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 28 октября 2016 г. N 4171-У глава 1 дополнена пунктом 1.14

1.14. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа (в том числе копии протокола (выписки из протокола) общего собрания владельцев облигаций), подтверждающего получение в установленном порядке согласия владельцев облигаций, и указанное согласие владельцев облигаций не может быть получено в связи с тем, что ни один владелец облигаций не обладает правом голоса по соответствующему вопросу, вместо указанного документа должна представляться справка, содержащая соответствующие объяснения.

Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг;

Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг установлены Законом о рынке ценных бумаг и представляют собой четкий и последовательный алгоритм действий эмитента по выпуску эмиссионных ценных бумаг на первичный рынок (где заключаются сделки по приобретению ценных бумаг первыми покупателями).

Согласно указанному закону процедура эмиссии в общем виде состоит из следующих этапов [1] :

· принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

· утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

· государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

· размещение эмиссионных ценных бумаг;

· государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Это наиболее распространенная последовательность этапов эмиссии, которая подтверждает установленную законодателем императивную норму о том, что ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены.

Однако существует несколько случаев отступления от традиционной последовательности этапов процедуры эмиссии ценных бумаг, предусмотренных законодательством.

Первичная эмиссия при учреждении акционерного общества или его реорганизации (кроме реорганизации в форме присоединения) содержит следующую последовательность ее этапов:

· принятие решения о размещении акций – принятие решения об учреждении акционерного общества единственным учредителем или заключение договора о создании акционерного общества несколькими учредителями;

· размещение акций – государственная регистрация акционерного общества;

· утверждение решения о выпуске акций;

· одновременная государственная регистрация выпуска акций и отчета об итогах их выпуска.

Процедура эмиссии биржевых облигаций по усмотрению их эмитента может быть сокращена до трех этапов:

· принятие решения о размещении биржевых облигаций;

· утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций;

· размещение биржевых облигаций.

В случае эмиссии биржевых облигаций этап регистрации выпуска ценных бумаг фактически заменяется допуском фондовой биржи этих бумаг к торгам, при этом фондовой бирже фактически делегируются регулирующие функции государственного регистрирующего органа.

Процедура эмиссии ценных бумаг, размещаемых посредством открытой подписки с участием андеррайтера (брокера, оказывающего услуги по размещению ценных бумаг эмитента), и включенных фондовой биржей в котировальный список, выглядит следующим образом:

· принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

· утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумагах;

· государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

· размещение эмиссионных ценных бумаг;

· представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Процедура эмиссии российских депозитарных расписок (далее – РДР) также представляет собой искажение традиционной последовательности этапов эмиссии и включает в себя следующие этапы:

· утверждение решения о выпуске РДР уполномоченным органом их эмитента – депозитария;

· государственная регистрация выпуска РДР;

При эмиссии РДР отсутствует необходимость принимать решение о размещении и регистрировать отчет об итогах размещения, т.к. РДР начинают обращаться на рынке сразу после государственной регистрации их выпуска и их оплаты. При этом дополнительный выпуск российских депозитарных расписок не подлежит государственной регистрации и осуществляется путем внесения изменений в решение о выпуске российских депозитарных расписок в части увеличения максимального количества российских депозитарных расписок выпуска, которое может одновременно находиться в обращении.

На этапе государственной регистрации осуществляется фактически официальная фиксация обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг (требования не распространяются на российские депозитарные расписки). Права, предоставляемые владельцам эмиссионных ценных бумаг, определяются решением об их выпуске. Размещение ценных бумаг осуществляется в порядке и на условиях, установленных зарегистрированным решением о выпуске ценных бумаг.

Решение о выпуске ценных бумаг в части ограничения объема прав, предоставляемых владельцам ценных бумаг, не может быть изменено после этапа государственной регистрации выпуска.

Однако действующим российским законодательством в исключительных случаях, вызванных необходимостью защиты интересов и прав владельцев или возможных приобретателей ценных бумаг, эмитенту предоставлена возможность после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и до окончания срока их размещения вносить в решение о выпуске ценных бумаг изменения/дополнения (например, в целях продления срока размещения ценных бумаг).

Действующим законодательством установлены запреты осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций [2] :

· до полной оплаты уставного капитала акционерного общества (за исключением выпуска акций при учреждении);

· до государственной регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков (дополнительных выпусков) акций и до внесения соответствующих изменений в устав;

· до государственной регистрации в уставе акционерного общества положений о номинальной стоимости и количестве объявленных акций соответствующих категорий (типов), а также о закрепляемых ими правах (в случае размещения дополнительных акций);

· если увеличение уставного капитала акционерного общества — эмитента осуществляется для покрытия понесенных им убытков.

Аналогичные запреты установлены в отношении государственной регистрации выпусков облигаций и опционов, основаниями для которых служат следующие случаи:

· до полной оплаты уставного капитала эмитента;

· до государственной регистрации в уставе акционерного общества — эмитента положений о номинальной стоимости, количестве, а также о правах по объявленным акциям соответствующих категорий (типов), право на приобретение которых предоставляют такие опционы или в которые конвертируются облигации (в случае размещения конвертируемых облигаций);

· если сумма номинальных стоимостей размещаемых облигаций выпуска в совокупности с суммой номинальных стоимостей всех непогашенных облигаций эмитента, превышает размер его уставного капитала и/или величину (размер) обеспечения, предоставленного ему третьими лицами.

Что такое эмиссия ценных бумаг: цели, правовое значение, этапы и выход компании на IPO

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Эмиссия – важнейший инструмент размещения ценных бумаг (ЦБ) на открытом рынке. Именно благодаря этому инструменту облигации и акции становятся доступны инвесторам. Сегодня я подробно расскажу про этапы эмиссии ценных бумаг, правовые основы этого процесса и т.д.

Что такое эмиссия ценных бумаг

Это законодательно обоснованная совокупность процедур, позволяющих разместить ЦБ на бирже или среди инвесторов за несколько этапов. Благодаря этому компании, заинтересованные в допфинансировании, могут привлечь деньги инвесторов на новые проекты и собственное развитие.

Основные инструменты IPO (допразмещения) – акции и облигации. В первом случае компания привлекает финансовые ресурсы за счет увеличения уставного капитала (размещая на рынке дополнительный объем ценных бумаг).

Во втором деньги привлекаются на заемных условиях. Компании выпускают облигации с условием их погашения к определенному сроку по номинальной цене. Пока облигации находятся в собственности инвестора, ему выплачиваются проценты (купонный доход).

Процесс допразмещения, как и обращение эмиссионных ценных бумаг, жестко регулируется законодательно и проходит по этапам. Соблюдение законодательных норм регулируется ФСФР (Федеральной службой по финансовым рынкам).

Цели эмиссии

  1. С его помощью изменяют номинал ЦБ, выпущенных в предыдущие периоды.
  2. Выпускают ценные бумаги с новыми параметрами.

Так как допразмезщение могут проводить только акционерные общества, компании, желающие привлечь деньги таким образом, должны поменять форму собственности на АО.

Правовое значение этапов эмиссии

  • Указание Банка России (БР) «О порядке присвоения и аннулирования…» от 13.10.2014 № 3417-У.
  • Специальное положение БР «О стандартах эмиссии…» от 11.08.2014 № 428-П и «О раскрытии информации…» от 30.12.2014 № 454-П.

Согласно этим актам, эмиссионные ценные бумаги должны соответствовать следующим критериям:

  1. Возникают посредством допвыпуска.
  2. Должны давать держателю определенный комплекс прав.
  3. Должны иметь одинаковый объем (ценность).

Этапы эмиссии

Процедура допразмещени состоит из следующих этапов:

  1. Эмитент принимает решение о размещении эмиссионных ЦБ, после чего утверждает решение о проведении IPO.
  2. После производится госрегистрация допвыпуска.
  3. Далее осуществляется IPO.
  4. В конце процедуры обязательна госрегистрация отчета, где описываются итоги выпуска.

Я перечислил важнейшие этапы, на самом деле их больше. Это может быть проведение необходимых корпоративных процедур (созыв общего собрания акционеров для принятия решения о размещении), раскрытие информации эмитентом и так далее.

Заключение

Эмиссия – проверенный временем инструмент привлечения дополнительного финансирования. Поэтому многие организации (особенно растущие), предпочитают не брать кредит в банке или привлекать дополнительные средства акционеров, а размещать акции и облигации.

Процедура, хотя и состоит из нескольких этапов, не вызовет особых сложностей, особенно при точном соблюдении законодательства РФ и открытости компании.

Эмиссия ценных бумаг и ее особенности

Эмиссия ценных бумаг – это выпуск в обращение акций, облигаций и иных разновидностей важных ценных бумаг. При этом все процедуры должны проходить в точном соответствии с законом. Эмитент ценных бумаг – это компания, которая проводит выпуск ценных бумаг.

Основная цель эмиссии государственных ценных бумаг заключается в привлечении компанией дополнительных финансовых средств. Если для этого используются акции, тогда увеличивается уставной капитал предприятия, в случае с облигациями – действуют условия займа. При этом все этапы контролируют государственные органы, которые регулируют рынок ценных бумаг.

К эмиссии могут прибегать, чтобы выпустить бумаги с новыми правами, изменить номинал акций, которые уже находятся в обращении, а также учредить акционерное общество.

Стандарты эмиссии ценных бумаг

На территории Российской Федерации действуют определенные правила эмиссии акций, дополнительных акций и облигаций. Также установлена процедура их подготовки. Стандарты эмиссии ценных бумаг – это документ, который регламентирует все описанные действия. Они позволяют регулировать выпуск акций АО при его регистрации, дополнительных бумаг, которые распределяются среди акционеров, а также дополнительные акции.

Также стандарты эмиссии ценных бумаг определяют правила выпуска облигаций, которые размещаются с помощью подписки, и бумаг, для размещения которых используется конвертация. Акции размещаются при учреждении АО среди его владельцев. Для этого используется подписка и конвертация.

Основные этапы эмиссии ценных бумаг

Если рассматривать обычный порядок выпуска ценных бумаг, то он включает такие этапы регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг:

  • Принимается решение о выпуске ценных бумаг.
  • Утверждается решение об эмиссии или дополнительной эмиссии ценных бумаг.
  • Государственная регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг.
  • Размещение ценных бумаг.
  • Госрегистрация отчета о результатах эмиссии.

    Процедуру эмиссии ценных бумаг лучше всего проводить в описанной выше последовательности. Если она будет нарушена, тогда создаются условия для признания эмиссии недобросовестной. В результате в госрегистрации ценных бумаг может быть принято решение об отказе.

    При регистрации эмиссии акций необходимо провести немало операций, а также оформить различную документацию. Она должна быть заполнена юридически правильно и не содержать ошибок. Лучше всего на этом этапе обратиться к специалистам, которые окажут квалифицированную помощь.

    Проспект эмиссии ценных бумаг банками и другими организациями призван раскрыть достоверные и полные сведения, которые послужат основанием для объективного принятия инвесторами решения об их покупке.

    Как организуется эмиссия

    Как правило, при проведении эмиссии привлекаются профессиональные участники фондового рынка или андеррайтеры. Они подписывают с эмитентом договор, после чего на их плечи ложится ряд обязательств, затрагивающих выпуск ценных бумаг и их размещение. За свои услуги андеррайтер получает определенную плату.

    Андеррайтер обслуживает всю процедуру выпуска ценных бумаг: обосновывает эмиссию, определяет параметры, подготавливает требуемые документы, регистрирует их в госорганах, производит размещение среди инвесторов (при этом могут привлекаться сторонние организации).

    Нередко андеррайтеры берут на себя определенные обязательства, которые связаны с размещением эмиссии. Они могут быть следующих видов:

  • Покупка всех ценных бумаг по установленной стоимости, после чего они размещаются по рыночной стоимости. Посредник принимает на себя все риски, если акции или иные бумаги не будут проданы.
  • Обязательства по покупке лишь недоразмещенной части (она может быть фактической и фиксированной), риски связаны лишь с этими бумагами.
  • Андеррайтер берет на себя все обязанности посредника: помогает при размещении выпуска, однако он не отвечает за недоразмещение бумаг. Этот риск в полном объеме ложиться на эмитента бумаг.

    Виды эмиссии ценных бумаг

    Существуют различные классификации эмиссии. Например, с позиции очередности она бывает первичной и вторичной.

    Первичная эмиссия. Она происходит, когда компания в первый раз выпускает собственные ценные бумаги или когда она производит эмиссию определенный ценной бумаги в первый раз. К примеру, предприятие в первый раз выпускает собственные акции либо облигации. К этому виду можно отнести ситуацию, когда обыкновенные акции котируются на фондовой бирже, а дополнительно к ним она производит эмиссию привилегированных акций или облигаций.

    Вторичная эмиссия. Предполагает повторное размещение различных ценных бумаг определенной компанией. По методу размещения выпуск может осуществляться с помощью подписки, распределения и конвертации. Познакомимся с ними ближе.

    Подписка. В соответствии с ней заключается соглашение по купле-продаже, по этой схеме производится размещение бумаг. Она бывает закрытой и открытой. В первом случае купить ценные бумаги могут только определенный круг инвесторов, который устанавливается заранее. При открытой подписке сделать покупку может каждый, при этом организуется широкая публичная огласка намерений.

    Распределение. Размещение бумаг осуществляется среди определенного круга лиц, при этом не происходит подписание договора. Этот метод актуален лишь для акций, он не предназначен для эмиссии облигаций. Распределение может использоваться при формировании АО, а также при проведении бонусной эмиссии.

    Конвертация. Она предполагает размещение вида ценных бумаг, при этом они не продаются, а обмениваются на ранее оговоренных условиях.

    Если говорить о размещении облигаций, то для них используются лишь два метода: конвертация и подписка. А вот акции могут распределяться среди участников АО, конвертации и подписки.

    Основные этапы обращения ценных бумаг и акций могут включать ценные бумаги, которые выпущены в бездокументарной и документарной форме. Они могут выпускаться с указанием имени владельца, а также быть на предъявителя.

    Особенности принятия решения о выпуске ценных бумаг

    Эмиссия облигаций производится при соответствующем решении исполнительного органа компании либо ее советом директоров. В случае с акциями оно принимается в ходе общего собрания акционеров. Оно не просто должно быть озвучено – создается особый документ, в нем содержатся такие данные:

  • тип выпускаемой бумаги: для облигаций это серия, для акций – категория и разновидность;
  • форма эмиссии бумаги;
  • права владельца, которому будет принадлежать бумага;
  • номинальная цена облигаций и акций;
  • численность бумаг, которые выпускаются;
  • форма хранения;
  • порядок размещения.

    Если говорить о привилегиях, то регистрация эмиссии ценных бумаг позволяет их предоставлять лишь акционерам этого АО, в собственности которых имеются голосующие акции. Стоимость таких бумаг может быть на 10 процентов ниже в сравнении с рыночной ценой, по которой покупают остальные лица и компании.

    Эмитент ценных бумаг уполномочен установить ограничения в отношении численности акций либо их номинальной стоимости. Также они могут касаться продажи лиц, не выступающих резидентами своей страны и не прошедших регистрацию в ней.

    При проведении закрытой подписки в решении об эмиссии сообщаются критерии инвесторов, которые могут совершать покупку ценных бумаг.

    Проведение госрегистрации

    Все виды ценных бумаг при эмиссии должны в обязательном порядке проходить госрегистрацию. При ее прохождении утверждается следующее:

  • решение об эмиссии;
  • проспект ценных бумаг, если в нем есть потребность;
  • бланки ценных бумаг при их эмиссии в документарном виде.

    Российское законодательство устанавливает сроки, на протяжении которых эмитент обязан представить бумаги на прохождение регистрации. Обычно они составляют 3 месяца с момента утверждения решения об эмиссии. Срок может ограничиваться месяцем в таких случаях:

  • эмиссия облигаций либо конвертируемых акций ОАО;
  • госрегистрация эмитента в роли юридического лица в тех случаях, когда акции распределяются между учредителями. После проведения своей регистрации компания должна провести регистрацию ценных бумаг.

    На законодательном уровне устанавливаются документы, требуемые оформить для госрегистрации, также определяются основания, которые могут служить для отказа. После их подачи в регистрирующий орган у него остается 30 дней на то, чтобы произвести регистрацию либо принять обоснованное решение об отказе в проведении госрегистрации. Негативное решение может быть принято в том случае, если эмитент нарушил требования законодательства в отношении эмиссии ценных бумаг, сформирование неполного пакета документов для госрегистрации, сообщение о себе ложных данных, а также неуплата налогов, которые связаны с эмиссией.

    Процедура эмиссии

    В зависимости от объема регистрируемых документов и раскрываемой информации, а также количества этапов процедуру эмиссии ценных бумаг можно условно разделить на общий и специальный порядок.

    Общий порядок касается осуществления эмиссии ценных бумаг без необходимости подготовки, а также регистрации проспекта ценных бумаг и включает в себя следующие этапы:

    — принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

    — утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

    — государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;

    — размещение эмиссионных ценных бумаг;

    — государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

    При документарном выпуске ценных бумаг процедура эмиссии дополняется еще одним этапом — изготовлением их сертификатов. Этот этап является факультативным, его наличие обусловлено документарной формой выпуска ценных бумаг.

    Специальный порядок процедуры эмиссии включает в себя необходимость регистрации проспекта ценных бумаг. При этом вышеупомянутая процедура дополняется подготовкой и регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

    Выпуск ценных бумаг сопровождается государственной регистрацией проспекта в обязательном или добровольном порядке. В связи с внесением изменений в Закон о рынке ценных бумаг*(767), изменился и подход к определению обязательных случаев регистрации проспекта. В прежней редакции закона были просто указаны отмеченные случаи. В частности к ним относились:

    а) размещения ценных бумаг путем открытой подписки;

    б) размещения ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, включая лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг.

    Теперь же использован иной подход. По умолчанию в ходе эмиссии всегда составляется проспект, однако из этого правила сделано несколько исключений*(768):

    1) размещение квалифицированным инвесторам*(769);

    2) размещение акционерам акций или ценных бумаг конвертируемых в акции*(770);

    3) ценные бумаги предлагаются лицам, число которых не превышает 150*(771);

    4) размещение ценных бумаг путем закрытой подписки*(772);

    5) сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков в течение одного года не превышает 200 млн. руб.;

    6) сумма привлекаемых эмитентом — кредитной организацией денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков в течение одного года не превышает 4 млрд. руб.;

    7) сумма денежных средств, вносимая в оплату ценных бумаг каждым из потенциальных приобретателей, составляет не менее 4 млн. руб.*(773)

    Проспект ценных бумаг может содержать две части: основную и дополнительную. При этом основная часть содержит информацию об эмитенте, в ней может и не упоминаться о планируемых к выпуску ценных бумагах. Соответственно, она может быть зарегистрирована отдельно от выпуска и второй части проспекта (в течение 30 дней). Регистрация дополнительной части проспекта осуществляется в течение 20 дней вместе с выпуском ценных бумаг и должна состояться не позднее одного года с момента регистрации основной части. Очевидно, что разделение проспекта на две части позволяет компаниям лучше подготовиться к процессу публичного размещения ценных бумаг, заранее объявить о своих намерениях и в то же время выбрать удобное с точки зрения привлечения инвестиций время для самого размещения.

    Что касается содержания проспекта ценных бумаг, то оно должно включать довольно подробную информацию об эмитенте. Как отмечено в законодательстве «информация должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг».

    Исходя из законодательства США, цель проспекта ценных бумаг — рассказать потенциальному покупателю то, что должен знать инвестор до покупки ценных бумаг для принятия решения. В то же время американские исследователи отмечают, что эту цель довольно сложно достичь. Во-первых, эмитенту может быть невыгодно излагать действительную обстановку дел в компании. Во-вторых, имеются сложности в изложении финансовых и экономических аспектов простым доступным языком. Кстати, именно поэтому SEC инициировала принятие поправок в действующую нормативную базу, установив для проспектов принцип «простого английского языка» («plain English»). В результате было установлено обязательное использование коротких предложений, не содержащих специфических предпринимательских и юридических терминов*(774).

    Целесообразно рассмотреть процедуру эмиссии на примере такой разновидности ценных бумаг, как акции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×