Invest-currency.ru

Как обезопасить себя в кризис?
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Действия фас по демонополизации страховых субрынков

ФАС хочет сблизить их регулирование с рыночным

ФАС опубликовала анонсированные полгода назад поправки к закону о защите конкуренции. Они отменяют закон «О естественных монополиях» 1995 года, перенося ряд его норм в закон о конкуренции, и определяют устаревшее, по признанию ФАС, понятие «естественные монополии» через наличие у них сетевой инфраструктуры. Демонополизация ждет портовые и аэропортовые услуги, почтовую связь, захоронение радиоактивных отходов, внутренние водные пути и ледокольную проводку судов. Для них предполагается ввести правила недискриминационного доступа, а для оставшихся монополий — правила оценки их «естественности». Проект ФАС расширяет и ее полномочия — по регулированию тарифов и согласованию деятельности монополий на конкурентных рынках.

ФАС опубликовала на regulation.gov.ru поправки к базовому для нее закону о развитии конкуренции, предполагающие перенос в него части норм закона «О естественных монополиях» — его служба предлагает упразднить. ФАС анонсировала разработку еще в конце 2017 года, ссылаясь на инициированное главой службы поручение тогда первого вице-премьера Игоря Шувалова. В ФАС настаивали на том, что само определение монополий устарело и к тому же службе, регулярно докладывающей Белому дому о росте доли государства в экономике, нужен инструмент для пересмотра «естественности» госмонополий в отдельных отраслях.

Проект ФАС предлагает определять «естественную» монополию через оказание «услуг с использованием сетевого актива». Перечень таких сфер сужается до трубопроводной транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа (субъекты — «Транснефть» и «Газпром»), железнодорожных перевозок (РЖД), услуг электросвязи («Ростелеком») и передачи электроэнергии (ФСК, «Россети» и локальные игроки), а также тепла, водоснабжения и водоотведения (на этих рынках в основном работают локальные монополисты) и оперативно-диспетчерского управления в энергетике. При этом в законе «О естественных монополиях» было упоминание планов правительства по демонополизации рынка железнодорожных перевозок (с сохранением монополии на сеть), но в свой проект ФАС его не перенесла. Выпадут из-под определения «естественных» монополии в области портовых и аэропортовых услуг, почтовой связи, захоронения радиоактивных отходов, внутренних водных путей и ледокольной проводки судов — для них проект ФАС предполагает разработку правил недискриминационного доступа и общее регулирование. Ранее участники этих рынков соглашались, что такое изменение соответствует фактическому положению дел, и, в частности, рынок портовых услуг уже де-факто конкурентный (хотя правительство пока анализирует уровень этой конкуренции).

Почему Борис Титов жалуется на избыточность регулирования ФАС

Для «естественных» госмонополий в новом понимании ФАС декларирует регулирование, исходя из принципов «баланса интересов» потребителей и поставщиков и долгосрочного развития конкуренции в монопольных отраслях. Тарифную политику для них предлагается сделать единой на базе другой разработки службы — закона «Об основах госрегулирования цен (тарифов)». Отметим, что ранее его проект активно критиковали участники рынка: «общий» закон не учитывает специфику отраслей, не содержит описания ответственности регулятора и должен рассматриваться в контексте общей правки корпуса законодательства о тарифах, иначе идеи ФАС могут привести к расширению госрегулирования тарифов и ограничению рыночных свобод (см. “Ъ” от 3 мая).

Отдельная статья поправок описывает инструментарий ФАС для борьбы с разрастанием госмонополизма и расширение полномочий регулятора. Так, при наличии у регулируемой компании более 1% выручки от монопольной деятельности ФАС получает право согласовывать ее превышающие 10% капитала инвестиции в производство товаров и услуг для конкурентных рынков, аренду таких мощностей или сдачу в аренду собственных мощностей госмонополиста в регулируемой отрасли. На это согласование ФАС предлагает распространить правила, уже действующие для согласования сделок, влияющих на состояние конкуренции в рыночных отраслях. Отказывать в согласовании служба намерена, если действия монополистов «приведут или могут привести к сдерживанию экономически оправданного перехода товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка» или «ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц». По данным “Ъ”, новации ФАС могут затронуть рынок электрогенерации: наличие у его игроков тепловых и газовых сетей может означать для них необходимость согласовывать инвестпрограммы со службой (то есть регулирование ФАС отрасли, которая монополией не является).

Как ФАС унифицирует порядок споров о ценообразовании в регулируемых отраслях

ФАС как тарифный мегарегулятор унифицировала свои подходы к рассмотрению споров и разногласий по тарифам, прежде регламентировавшиеся двумя десятками постановлений правительства. Новые правила, утвержденные в Белом доме, устанавливают единые сроки и порядок рассмотрения досудебных споров и разногласий по тарифам на услуги ЖКХ и естественных монополий между всеми участниками рынка.

Демонополизация

Демонополизацией являются действия государства по сдерживанию в экономической среде страны монополизма, то есть явления, когда один участник рынка или небольшая их группа имеют непреодолимое преимущество над другими участниками, что создаёт предусловия для злоупотреблений путём диктата своих ценовых или других условий рыночной среде.

Дополнительным заданием демонополизации является создание здоровой конкуренции, способствование появлению новых субъектов хозяйственной деятельности с целью стимулирования развития экономики страны.

Демонополизация осуществляется совокупностью экономических и законодательных мер с формированием ответственных институций, чья роль заключается в контроле рынка и оперативном реагировании на монопольные злоупотребления, а именно:

  • Навязывание другой стороне условий договора, которые не имеют отношения к его предмету. К примеру, навязывания продажи товара, в котором другая сторона не нуждается.
  • Создание рыночного дефицита путём неоправданного прекращения производства или изъятия товара из оборота.
  • Установление монопольных дискриминационных цен, нарушающих права потребителей.
  • Другие монопольные действия, препятствующие проникновению на рынок конкурентов.

Помимо сугубо рыночных злоупотреблений, демонополизация также предусматривает реагирование на действия субъектов административного сектора, которые способствуют созданию монопольной среды и дискриминации субъектов хозяйственной деятельности.

К примеру, запрет реализации продукции в другие регионы страны или решение о централизованном распределении товаров.

Действия по демонополизации экономики

Государственный орган, наделённый правом проводить антимонопольную деятельность, может влиять на рыночные отношения самостоятельно или путём рекомендаций другим органам государственной власти по выполнению конкретных действий. Общее, в том числе и судебное государственное реагирование на нарушения может проявляться в таких действиях:

  • Извещение субъектов хозяйственной деятельности об необходимости обязательного прекращения нарушения и возобновлении первичного состояния рынка.
  • Принудительное разделение монопольных формирований.
  • Прекращение силы действия неправомерных договоров.
  • Запрет органам власти на создание монопольных образований.
  • Отмена решений органов власти, их нормативных актов, которые противоречат антимонопольному законодательству.
  • Отмена действия лицензий.
  • Прекращение операций внешнеэкономической деятельности монопольного предприятия.
  • Наложение штрафных санкций.
  • Разработка программ и нормативных актов для предотвращения появления возможностей монопольных злоупотреблений.

Особенности демонополизации естественных монополий

Естественными монополиями являются такие, которые возникают объективно, независимо от общества и государства. К примеру, такой монополией выступает интеллектуальная собственность, базирующаяся на авторском праве. Естественное возникновение монополий не поддаётся обычному антимонопольному регулированию, поэтому государство в своей политике разрабатывает систему приоритетов, какие естественные монополии следует ограничивать, какие не представляют опасности для рынка, а какие являются стратегически выгодными как для государства, так и для общества.

Как правило, естественные монополии государство частично забирает в сферу своего управления. Наиболее часто в государственной собственности оказываются такие монополии, как транспортировка энергоресурсов по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги по передаче электроэнергии и т.д.

По естественным монополиям государственные органы могут устанавливать следующие ограничения и требования:

  • Установление фиксированных предельных цен.
  • Определение круга лиц, которые подлежат обязательному обслуживанию.
  • Установление минимального уровня удовлетворения нужд потребителей, если невозможно обеспечение их потребностей в полном объёме.

В этой сфере также могут быть задействованы механизмы, подобные реагированию на злоупотребления неестественных монопольных образований, к примеру, штрафы или административная ответственность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×