Административные меры противодействия монополизации рынка
Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
• выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек, «. плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Механизм формирования потерь общества в результате монополизации рынка проиллюстрирован графически (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Последствия монополизации рынка
В условиях совершенной конкуренции потребитель покупает, а производитель продает продукцию в объеме Qе по цене ре . Выручка продавца от реализации продукции составляет площадь прямоугольника 0 ре е Qе. Поскольку кривая предложения совпадает с кривой издержек производства, то затраты на производство продукции в объеме Qе составляет площадь фигуры 0 С е Qе , в прибыль (разность между выручкой от реализации и издержками производства), соответственно, площадь треугольника ре С е. Эффект (излишек) потребителя равен площади треугольника ре е D. Отсюда суммарный эффект потребителя и производителя равен сумме прибыли, полученной производителем, и излишка потребителя, т.е. площади треугольника С е D.
В условиях монополизации рынка цена повышается до уровня рm , а объем продукции сокращается до Qm . В результате потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (рe рm Me) – он вынужден покупать продукции меньше (Q ) и по более высокой цене (р
). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (рe рm ML), другая же часть потребительского эффекта (LMe) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистые потери общества. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу этого нерационального распределения ресурсов в США достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
• поощрение создания товаров – заменителей;
• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
• финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
• государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы:
• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;
• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Параграф 2 Закона Шермана гласит: «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли. будет считаться виновным в совершении преступления. ».
Система антимонопольного законодательства имеется и в странах Западной Европы, однако следует отметить, что западноевропейское законодательство более либерально.
Весьма сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех – 50%, на долю пяти – 66,6% рыночного оборота. Вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурируют не менее 10 продавцов.
|
Для определения степени монополизации рынка используется также индекс Харфиндела–Хиршмана (ИХХ):
|
где
xi – доля фирмы, выраженная в процентах;
п – общее число фирм на рынке.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10 ´ 10 2 ); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (10 2 ´ 8 + 20 2 ).
Для каждого отраслевого рынка государством определяются нормативные значения ИХХ, отклонения от них – это сигнал о необходимости демонополизации рынка.
Антимонопольная деятельность государства в России. Как уже отмечалось, демонополизация российской экономики – одно из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, направленные на развитие конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 г. в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет).
Согласно российскому законодательству доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Однако доминирующим может быть признано по решению Антимонопольного комитета и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Закон предполагает целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение. В то же время Законом предусматриваются меры по развитию конкуренции.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона «О естественных монополиях», который «определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий». Закон определяет также субъектов естественных монополий (Приложение 5.2).
Выводы
1. Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции – ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоды только продавцу. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца и отдельный продавец на цену повлиять не может.
2. Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка – установлению диктата продавца. Современный рынок – это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию – рынок несовершенной конкуренции. Существуют три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
3. Чистая монополия – это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия – это рынок, на котором функционирует несколько продавцов. Особенность олигополистического рынка – это взаимозависимость всех продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены, но именно множественность продавцов порождает между ними конкуренцию.
4. Отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества. Выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции – одна из важнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
Приложение
5.1. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (ВВС, 1991, № 16, ст. 499) с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РФ от 24 июня и 15 июля 1992 г., Федеральным законом от 25 мая 1995 г. (ВВС, 1995, № 34, ст. 1966; № 32, ст. 1882; СЗ, 1995, № 22, ст. 1977) [ извлечение]
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Основные приемы противодействия монополизации рынков
Рассмотрим основные меры противодействия монополизации рынков.
2.1. Контроль слияний.Наибольшее значение при контроле монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль чаще всего подпадают крупные корпорации, занимающие достаточно большую долю рынка, близкую к контролируемому государством уровню концентрации.
В США разрешение на слияние дает Федеральная торговая комиссия ( в России – Федеральная антимонопольная служба) на основе представленных компаниями документов и анализа возможных изменений на рынке, проводимого силами ФТК. При этом, антимонопольными органами осуществляется проверка географических и товарных границ рынка, уровня его концентрации до и после слияния, а также возможного повышения цен в случае попыток монополизации. Если после слияния уровень концентрации на рынке будет существенно превышать установленные критерии по HHI или CR, или возможно повышение потребительских цен выше установленного законом уровня — слияние не разрешается.
Например, при решении вопроса о слиянии фирм Кока-Кола и Лимонад в середине 80-х годов, изучение рынков показало следующее:
— ввиду того, что обе корпорации работают на всеамериканском рынке — географическими границами были приняты США;
— изучение мнения потребителей ФТК о взаимозаменяемости товаров показало,что потребители считают их удовлетворяющими одну потребность;
— определение степени концентрации проводилось по коэффициентам CR. После слияния фирмы могли занять около 80% рынка безалкогольных напитков. По результатам анализа ФТК отклонила просьбу об их слиянии.
В середине 90-х годов после повторного обращения компаний социологический опрос показал, что потребители не считают товары корпораций взаимозаменяемыми. У потребителей появились устойчивые привычки в употреблении конкретных напитков. В результате слияние было разрешено.
Для оценки влияния слияния фирм-конкурентов на цены товара в США разработан и активно используется достаточно простой механизм. В качестве обоснования слияния фирмы представляют расчеты, показывающие, что цены на товар после слияния будут ниже или не изменятся. Но, это не дает гарантии от повышения цен через некоторое время после слияния. Поэтому антимонопольные органы проводят анализ возможности расширения количества товаропроизводителей в случае повышения монополистом цен на рынке на 5%. Анализ проводится по следующей схеме:
опрашиваются возможные потенциальные производители или поставщики этого товара (в настоящее время его не производящие), находящиеся в географических границах данного рынка и за его пределами на предмет перехода на выпуск данного товара и его поставок в зону повышенных цен. Если в течение 2-х лет после повышения цен дополнительные потоки товаров приведут к стабилизации цен на рынке товара на прежнем уровне, интересы потребителей не считаются ущемленными.
Слияние, поглощение одной фирмы другой разрешается безусловно в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства одной из них.
2.2. Использование доминирующего положения.Для рассмотрения антимонопольными органами дела об использовании доминирующего положения необходимо письменное обращение потерпевшего (ших) с указанием существа нарушения и финансовых потерь. Возбуждение дела возможно по отношению к любой фирме, нарушающей антимонопольное законодательство, но, как правило, интерес антимонопольных органов вызывают достаточно крупные фирмы с долей на рынке около 50% в установленных границах. Решение о нарушении принимается в судебном порядке по обращению антимонопольных органов. Вообще американские фирмы стараются не доводить административно-экономические разбирательства до суда. При выносе судебного решения фирма — виновник обязана оплатить судебные издержки и возместить ущерб суммой в три раза превышающей реальные потери пострадавших. Поэтому большинство споров разрешается на стадии предварительного рассмотрения в антимонопольных органах или в суде. Чаще всего использование доминирующего положения заключается в установлении монопольно высокой или низкой цены на товар, или ограничении доступа на рынок конкурентов[4].
Не все корпорации, занимающие доминирующее положение на товарных рынках используют его в ущерб потребителям или ущемляют права конкурентов. Примером такой компании может служить IBM. В случае отсутствия жалоб они могут функционировать под контролем ФТК.
2.3. Ограничение конкуренциине допускается любыми возможными способами. Монополизация рынков разрешается законодательством только владельцам интеллектуальной собственности (патента), так называемая «патентная монополия». Владелец патента в США имеет исключительное право его эксплуатации в течение 20 лет.
2.4.Противодействие сговору.Наиболее распространенное нарушение антимонопольного законодательства является СГОВОР с целью установления монопольно высоких (низких) цен, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации. Как правило, сговор не оформляется документально, поэтому его трудно доказать. Вместе с тем, определенные приемы доказательства сговора разработаны и применяются.
В случае наличия документа, подтверждающего сговор решение антимонопольных органов не требует дополнительного обоснования. Например, в Польше в конце 1988 г. единовременно произошло повышение цен на сахар в 2 раза в результате решения 76 директоров сахарных заводов, принятом на совещании (был составлен протокол). На основании этого протокола антимонопольные органы Польши приняли меры к участникам совещания, которые привели к отмене договоренности. Иногда сговор доказывается на основе анализа статистической и ценовой информации. Так был доказан сговор 6 фирм, торгующих мукой в Канаде. Анализ проводился антимонопольными органами в течение нескольких лет и было отмечено постепенное сближение цен на муку, поставляемую в торговлю различными фирмами, при их одновременном повышении. Схема оценок движения цен, разработанная антимонопольными органами послужила для суда доказательством нарушения правил конкуренции.
По законам США в качестве доказательства сговора принимается свидетельство очевидцев встречи (беседы) руководителей (представителей) конкурирующих фирм на нейтральной почве — за ленчем, на приеме, в общественном месте и т.д., если через определенное время будут обнаружены признаки сговора. Но, чаще всего, основанием для возбуждения дела и источником компрометирующей информации бывают конфиденциальные сообщения, полученные в частном порядке от сотрудников фирмы или других лиц, обладающих такими сведениями.
Законодательство США, Англии и других стран предусматривает вознаграждение за помощь в обнаружении нарушений антимонопольного законодательства в размере нанесенного ущерба ( штраф налагаемый на нарушителя составляет трехкратную сумму нанесенного ущерба).
2.5. Разделение монополиста на несколько фирм.Эта мера на практике используется достаточно редко. Так, американская компания Standard Oil, крупнейший монополист на рынке нефтепродуктов, была разделена в 1908 году на 7 фирм. АТТ (Аmerican Telephone & Telegraph) до середины 70-х годов — монополист на рынке средств связи, установивший монопольный порядок оплаты предоставленных услуг, в результате досудебного разбирательства был разделен на 7 самостоятельных компаний. Аналогичное решение было принято по разделению авиатранспортной компании PAN-АMERICAN. В России подобных прецедентов не было.
2.6. Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги в сфере распределения государственного заказа — наиболее эффективный метод реализации преимуществ свободной конкуренции. Сравнительный анализ конкретных случаев заключения контрактов на поставки при одном участнике и при проведении конкурса показали, что цены, при увеличении числа заявок предлагаемая стоимость проекта снижается от 2 до 18%.[5] В США ежегодно раскрываются сотни контрактов с фальсифицированными заявками и Правительство взыскивает с виновных миллионы долларов. Значительное число фальсифицированных заявок было выявлено и в других странах, в том числе в Германии и Японии.
Фальсификация заявок — достаточно распространенный метод нарушения правил конкуренции в мировой практике и в России. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, при которой заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности, заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Для противодействия этому выработана процедура проведения конкурсов, применяемая и в России. Обязательным условием конкурса является четкое установление его условий, изложенных в объявлении о конкурсе, которые, с одной стороны, побуждают фирмы-заявители к конкуренции, с другой — Правительство получает возможность требовать от победителя полного их выполнения. В заявке Заявитель указывает свою компетентность в выполнении конкурсных работ, опыт в выполнении аналогичных контрактов ( свое соответствие требованиям к участнику конкурса). и/или предложения о путях реализации намеченных контрактом работ. Часто образуются долгосрочные картели фальсификаторов, которые работают на серию контрактов. Основные тактические схемы фальсификации заявок: ротация заявок — все участники картеля договариваются по очереди выигрывать конкурс. Остальные участники конкурса подают дополняющие заявки, не претендующие на выигрыш; деление рынка — заявки могут быть разделены по географическому или иным признакам; выплаты — победитель торгов делает выплаты остальным участникам из «дополнительной» прибыли, полученной вследствие фальсификации. Выплаты могут принять форму субподрядов; сдерживание заявок — некоторые из вероятных участников договариваются не подавать заявок, это позволяет одному из них выиграть конкурс;угрозы конкурентам,которые не хотят вступать в картель, физическими или экономическим неприятностями; коррупция — когда устроители торгов государственные чиновники заведомо создают определенному заявителю условия для выигрыша конкурса ( например, информируют о необходимом содержании заявки или не допускают к участию в конкурсе конкурентов. Все отмеченные нарушения при проведении конкурсных торгов имели место в России при проведении приватизации.
Существуют меры по пресечению или существенному ограничению фальсификации конкурсов:
1. Проведение открытых конкурсов (каждый желающий имеет право продать заявку), чтобы участники торгов не знали друг друга.
2. Желательно, чтобы в торгах участвовало как можно больше заявителей — больше вероятности проведения конкурентных торгов.
3. Все заявки должны включать заявление за подписью участника о том, что заявка подготовлена самостоятельно и в соответствии с антимонопольным законодательством, не обсуждалась с другими потенциальными участниками торгов. По законодательству США и некоторых других стран ложное заявление подобного характера рассматривается как мошенничество и карается в соответствии с уголовным законодательством.
4. Следует четко устанавливать количественные и качественные критерии отбора победителей. Кроме цены, ими может выступать качество выполненных аналогичных контрактов, финансовое состояние заявителя и т.д. В этом случае, оценка будет производиться более квалифицированно.
5. При организации торгов необходимо сохранить недоступность сведений о том, кто в них участвует. Это затруднит сговор и воздействие фальсификаторов на других участников. При этом, сама процедура проведения конкурса должна быть открыта.
Антимонопольные органы обладают достаточно большими правами. Они имеют право доступа к любым необходимым им документам фирм, на которые возбуждено дело, имеют право поведения обследований подозреваемого, направляют дело в суд. При этом, они отвечают за конфиденциальность полученной информации и не могут осуществлять действия, наносящие финансовый ущерб подозреапемому.
| | следующая лекция ==> | |
Конкуренция как направление эффективного развития предпринимательства | | | Государственное противодействие монополизации рынков в России |
Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 161 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
7.4.Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с наименьшими издержками и снижать цену;
• финансировать исследования и разработки новой продукции и новой технологии, что способствует ускорению НТП;
• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов они более устойчивы, менее подвержены риску разорения, чем средние и мелкие фирмы.
• Таким образом, существование монополий оказывает положительное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
• увеличивать прибыль за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• “эксплуатировать” потребителей, завышая цены по сравнению с их равновесным уровнем;
• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
“. Плоха не монополия сама по себе, — писал Ф. Хайек, — а устранение или предотвращение конкуренции”.
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, поэтому общество несет определенные потери. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополизации рынков и нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта.
Защита конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Государство использует в борьбе с монополиями меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают:
— поощрение создания товаров-заменителей;
— поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (предоставление государственных заказов, налоговых льгот, субсидий, кредитов);
— привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
— финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных фирм;
— государственное финансирование НИОКР.
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков,
опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы, запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен; не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением; предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).
Наиболее разработанным является антимонопольное законодательство США. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально.
7.4.Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с наименьшими издержками и снижать цену;
• финансировать исследования и разработки новой продукции и новой технологии, что способствует ускорению НТП;
• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов они более устойчивы, менее подвержены риску разорения, чем средние и мелкие фирмы.
• Таким образом, существование монополий оказывает положительное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
• увеличивать прибыль за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• “эксплуатировать” потребителей, завышая цены по сравнению с их равновесным уровнем;
• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
“. Плоха не монополия сама по себе, — писал Ф. Хайек, — а устранение или предотвращение конкуренции”.
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, поэтому общество несет определенные потери. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополизации рынков и нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта.
Защита конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Государство использует в борьбе с монополиями меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают:
— поощрение создания товаров-заменителей;
— поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (предоставление государственных заказов, налоговых льгот, субсидий, кредитов);
— привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
— финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных фирм;
— государственное финансирование НИОКР.
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков,
опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы, запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен; не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением; предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).
Наиболее разработанным является антимонопольное законодательство США. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально.